Рассказ о друге

Александр Николаевич Щеглов --мужчина солидный.--  https://youtu.be/CZdpXSCgqv8 ..Солидный возраст ,солидная фигура..Но не смотря ни на возраст ,ни полноту фигуры--очень подвижен и черезвычайно весел.Одна была у него слабость и неизбывная страсть...Это страсть к рыбной ловле..Рыбу он ловил всегда и везде...Он немог жить без поплавка и удочки.Любой маломальский водоём вызывал у него непреодолимое желание закинуть в него снасти..А вдруг там водиться рыба? Санёк(а именно так зову я своего друга) не мог жить без рыбалки, она для него была как воздух.Рыбу он ловил столько, сколько и себя помнил...Ловил всяческими способами...Неважно как ,неважно где...главное ПОЙМАТЬ!!Азарт ловли вызывали у него лихорадку чувств,сравнимую с лихорадкой влюблённости...Он забывал,про всё,и про возраст,и про болячки-молодел буквально на глазах.
Он помнил, как в еще будучи пацаном, мог неотрывно смотреть за руками бати, когда тот плел сети. Узел за узлом, клетка за клеткой, и постепенно росла коса, так приятная на ощупь,  и пахнущая чем-то новым, необычным,что волновало кровь и воображение..
Правда когда отец заставлял после рыбалки перебирать грязные, в сопливой  траве и во всевозможном мусоре сети, он их ненавидел.

Все это, Санёк вспоминал сидя в сарае и  ловким движением затягивал узлы новой сети,  в точности повторяя движения рук отца. Прошлогодние  снасти  изорвались, подгнили, а встретить новый сезон Санёк хотел во всеоружии, одна плетенка уже была посажена и  лежала в непромокаемом мешке, а вторую ему оставалось сплести еще метров восемь, потом насадить на нить потолще и приделать сделанные за зиму пенопластовые поплавки.
С  тонкойкапроновой ниткой он обращался аккуратно, достать такую было ой как не просто, только по знакомству у спекулянтов. В магазине продавалась нитки, но были они более толстые- мало подходящие для сетей, Санёк был уверен, что производили её люди бестолковые,не чего не смыслящщие в рыбной ловле--чем тоньше нить ,тем лучше рыба садиться в сеть. Вот и сейчас, две новых сетки по тридцать метров,  сулят неплохой улов в весенней рыбалке,когда крупная рыба подходит к прибрежным кустам для нереста..

 Едва дождавшись нужного времени , с наступлением темноты, Санёк отправился к заветному месту. Тропинку  до берега он знал на зубок, мог в полной темноте пройти не спотыкаясь.А так как было новолуние и на небе были только звёзды, навык этот ему пригодился.Чем темней было на улице,тем сильней у него обострялись чувства,обострялся слух и глаза лучше видели,а ещё какое то шестое чувство заставляло правильно выбирать дорогу и правильно ставить ногу...это был многолетний навык рыбацкой жизни.
Больше всего он ненавидел соседскую собаку..эта бестолковая псина своим лаем выдавала его выход из дома..И не то, что бы ему было чего скрывать от соседей(те тоже ставили сети каждый в своём месте,речка была поделена их негласным уговором),но он страсть как не любил, что бы кто то видел как он уходит или возвращаеться с рыбалки...По этому на дорогу ,что вела к его заветному месту,приходилось идти огородами,делая изрядный крюк в кромешной темноте..Фонарём Санёк не пользовался никогда- не желая выдавать своё присутствие на реке...Хоть рыбнадзор здесь и не свирепствовал,но бережённого Бог бережёт,а не бережённого конвой стережёт--любил приговаривать его батя.Выйдя на крутой спуск к реке,он ловко спустился с обрыва и зашагал по дороге,что шла по берегу реки.Ходу было примерно минут двадцать-двадцать пять,на противоположном берегу светилось огнями большое село,там кипела жизнь,ездили машины,лаяли собаки,слышен был говор людей,где то играла мызыка и слышались пьяные выкрики и смех..Звуки через реку доносились отчётливо,создавая илюлизию близости,хотя до соседнего села было как минимум километр а то и по более. 
Ну вот и знакомые очертания прибрежных кустов появились из темноты. Санёк спустился к самой воде и,  вытащив из кустов два металлических колышка,сросил с плеч рюкзак,достал мешок с сетями и грузами и стал влезать в старый, резиновый комбинезон, на котором заплатки налезали друг на друга, но достать другой было не реально--цены кусались,а пенсия была до обидного мала..
Завязав над плечами тесемки, он стал заходить в воду держа в одной руке металлический штырь ,а в другой сложенную сеть.Заходя все глубже, Санёк чувствовал, как  холодная, весенняя вода  обнимает его тело, ничего, это не страшно одет он тепло, лишь бы дырочка  не появилась, обратно он конечно не пойдет, но будет ужасно противно и холодно.«..Вроде хватит», — решил Сашка, когда вода уже была по грудь. Привязав к низу колышка нижнюю веревку сетки, он с силой воткнул ей в дно. В тоже мгновение, со всех сторон раздался всплеск рыбы. ..»Ага..есть родимая»,- значит не зря просчитал начало нереста. Быстро привязав верх сетки к кольцу, Санёк двинулся спиной вдоль берега вниз по течению, ловко доставая из мешка сеть за верх и низ, отчего она ровно и правильно становилась в воде, через каждые пять шагов он цеплял к низам небольшой грузик. Вскоре сетка дернулась, …есть уже что-то,  — это предвещало хороший улов, и Санёк высыпав вторую сеть, и привязав концы к колышку, слегка натянув верх, воткнул кол в мягкий грунт.

 На обратном пути взявшись за верх сетки, Санёк выравнивал и без того хорошо установленную сеть. А вот и первая сорога. Крупная и пузатая,шершавая на ощупь , приятно в руках держать, и вырваться из рук у неё не получится, покрытая в период нереста  наждачными крупинками, она теряла свою способность быть скользкой. Пройдя еще пару метров, что то дернулось внизу сетки, —окунь, еще не успев толком запутаться, он крепко зацепился своим верхним плавником за сетку. Уже в самом конце сетки на самой поверхности запутался  огромный карась. Санёк не любил эту рыбу, ни вкуса — ни вида, поэтому он карасей обычно раздавал соседям.

Теперь оставалось отсчитать шаги от колышка до берега, чтобы ближе к утру в полной темноте найти его.
Санёк вышел на берег, снял с себя комбинезон, и устроившись в густом кустарнике, подмяв под себя сухую траву, закурил по всем правилам скрытности, пряча сигарету в ладонях.
Недалеко послышались шаги и мелькнул силуэт — Петрович сосед…он никогда не ночует, тоже поставил сети.Петрович был мужик на редкость противный.Любил поскандалить и Сашка не хотел с ним встречаться,поэтому лежал тихо стараясь оставаться незамеченным.
У каждого было свое место,  и  Санёк знал, что любой,  кто позарится на чужие сетки,криком и руганью бы  не отделался, а мог запросто получить по морде. Укрывшись курткой с головой, он задремал, но был чуток и всякий раз приподнимал свою голову если слышал кряканье утки или плеск волны .
В предрасветтной мгле заголубело краешком небо- пора было снимать сеть. Сашка выкурил еще одну сигарету и направился в сторону сеток, отсчитывая шаги. Он всегда поражался своей способностью находить колышек в полной темноте.
Взявшись за верх, стал аккуратно проверять сеть. Если рыбы было немного, он обычно  старался выпутать её, сложив в отдельный для таких целей мешок, но в этот раз рыба была чуть ли не в каждой ячее.

Продвигаясь вдоль сетки, он готов был прыгать от радости за удачно сплетенную сеть и точно выбранное время для рыбалки. Ближе к середине второй сетки, он почувствовал, как верх опущен до самого дна и поднимая тяжелую сеть увидел темную огромную голову.
ЩУКА....Да нет --ЩУЧИЩА...МОНСТР!!!!!! Руки предательски дрожали, он достал из мешка приготовленную на такой случай деревянную дубинку и подтянув к себе добычу, с силой нанес несколько ударов по голове щуки...Оглушив её .
Быстро достал из кармана  крепкий шпагатовый шнур и металлический кукан, он продел его через жабры и уже после этого выпутав рыбину из сетки, оставил её на плаву, привязав другой конец шпагата к ремню комбинезона. Вот это удача! Выдернув кол, стал собирать сеть, двигаясь в обратную сторону.
Кое-как затолкав сети с рыбой в мешок, он направился в сторону берега. Надо было торопиться, еще немного и предательский рассвет озарит речной берег. Света Санёк боялся больше всего, ведь именно сейчас рыбнадзор и мог ,,зачекать,, его.За всю свою жизнь,за рыбацкую..было у него всего несколько таких неприятных встреч с рыбнадзором,но попадался он с сетями сухими,сложенными в мешок..Сети забирали,штраф выписывали,но не разу в жизни,Санёк не попадался ,что называеться с поличным.,в момент снятия сетей,когда штраф выписываеться за каждую пойманную рыбу.Обходилось маленькою кровью..Статья называлась--нахождение вблизи водоёма с запрещёнными орудиями лова...Статья не тяжёлая--штраф был не велик и не нёс больших убытков(иначе бы супруга ему за такие непредвиденные расходы плеш переела, без конца поминая его оплошность.). Последние метры до берега давались с великим трудом, тяжесть мокрых сеток с рыбой, да еще огромная щука, неуклюжий комбинезон, вязкая прибрежная грязь, заставляли его напрягаться до  судороги во всем теле.
Пот заливал глаза, шапка съехала набок, и выбравшись на сухое место, он свалился со своей ношей, позволив  себе отдышаться пару минут. Наскоро запрятав колья, и распределив  по мешкам свою добычу, он ускоренным шагом направился к спасительному обрыву.
Уже там, присев перекурить и хваля себя за оперативность, Санёк позволил себе расслабиться,предвкушая радость родных для которых он собственно и старался поймать по больше рыбы.

Оставалось пройти  метров пятьсот до деревни, и собрав свою поклажу, Санёк не спеша направился к дому, представляя как он наливает в граненый стакан живительный  влаги и жизнь приобретает другие краски, и на душе становится не так тревожно, и злость на окружающий его мир пропадает.

Проходя вдоль деревенской улицы и поглядывая в темные окна мирно спящих людей, Санёк не мог понять, как можно спать в такое прекрасное утро, когда одуревшая рыба сама лезет в сети. Сортируя рыбу в своем сарае, не спеша покуривая,  долго любовался полным тазом с серебристой, наполненной икрой  сороги и окуней,  зубастой пастью и огромным хвостом щуки,всё ещё изредка раскрывающей свои жабры.
Рыбу он не очень то любил, но сегодня, обязательно сварит голову щуки, уж больно уважал он закусывать хрящиками щучьей головы, осушив не большой стаканчик самогона настоенного на кедровых орешках.   


Рецензии