Осыпается лист осенний...

Мне повезло. Я знакома с интересным человеком, ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом  2 группы Алексеем  Авдиенко. Несколько лет тому назад он передал мне коричневую общую тетрадь, в которой аккуратным, ровным почерком записаны  были его стихи.
-  Почитайте. Хочу знать Ваше мнение. Хотелось бы  оставить о себе память, издать книгу и подарить её родным и близким мне людям.
Я, наугад, открыла тетрадь. Прочла:
Осыпается лист осенний
Из берёз и осин,
Это значит, что год прошедший
Нам добавил морщин.
Он добавил в костях ломоты,
На висках седин,
И всё чаще нас мучают страхи,
Чаще видим мы вещие сны..
Заинтересовалась и стихами и автором. Родился Алексей в селе Сергиевским Степновского района. Там прошли его детские годы. Много пришлось испытать в жизни, пройти дорог, но в памяти навсегда остался родной отцовский дом:
Дом рубленный, светлый, чистый,
С разукрашенным  крыльцом,
И скамейка возле дома-
Всё построено отцом.
На крылечке мать-старушка,
Тих, задумчив её взгляд,
А за домом, возле речки,
Весь в цвету вишнёвый сад…
В село Надзорное Кочубеевского района Алексей Игнатьевич приехал в 2002 году. Его дом пострадал во время того памятного наводнения.  И приходилось решать  важные вопросы жизни.  В первую очередь – строительство нового жилья. Из села Надзорного Алексей переехал в посёлок Тоннельный, где был построен новый дом с многочисленными недоделками и недостатками. Приходилась "воевать" с чиновниками и бюрократами. Алексей Авдиенко – человек слова и дела. И ему было непонятно, как можно было обманывать пенсионеров? Как можно было забрать деньги и построить  дом  некачественно? Обращался тогда во все инстанции с просьбой помочь в ремонте нового «под ключ» дома, в котором и водопровод протекал, и штукатурка сыпалась, и  в окна задувало, и полы проваливались…
Авдиенко Алексей Игнатьевич родился в 1927 году. По словам ветерана, события его жизни ярко иллюстрируют историю нашей страны.
Алексей Игнатьевич происходит из семьи скотоводов. Его прадед держал по 50 тысяч баранов. Отец стал продолжателем семейного дела уже в начале 20 века.
Голод 1933 года унес брата Алексея Игнатьевича. Семья Авдиенко жила тогда в Сергиевке Ставропольского края.
В 1935 году после раскулачивания отца забрали и увезли в неизвестном направлении. В марте того же года маму Ксению Яковлевну и братьев Николая и Алексея выслали в Калмыцкие степи, недалеко от нынешнего города Буденновска.
Первое время дети ютились в бараках, оставленных монахами, а взрослые жил прямо в степи, остальные основали в этом месте поселение и колхоз. Новая жизнь, жизнь семьи Авдиенко пошла на лад, когда вернулся отец. Он стал работать в колхозе. А в 1943 году уже сам Алексей стал трактористом. Через год он уже освоил специальность комбайнера. После уборочной страды, в октябре 1944 года Авдиенко призвали в армию. По пути в учебный полк Челябинска случилось памятное событие. На одном из перегонов состав, в котором ехал Алексей, остановили. Вперед отправили вагоны с углем. Тот состав потерпел крушение, диверсанты разобрали пути. Вагоны сильно побило, уголь рассыпался. Подоспевшие призывники помогали разбирать завалы и думали о счастливом случае, спасшем их жизнь.
Авдиенко попал служить в учебный автомобильный полк № 10. Вскоре он стал военным училищем. Но Алексею, как сыну раскулаченного, дорога туда была заказана. Начальство определило его часовым на воинские эшелоны. Молодой солдат охранял поезда с вооружением от Челябинска до Бреста, пережил холод, бомбежки.
После окончания войны были курсы шоферов и отправка на строительство шоссейных дорог Москва-Ленинград, Москва-Симферополь.
Там жизненные пути молодого человека пересеклись с пленными немцами, и с заключенными соотечественниками. От одних он научился беглой немецкой речи, в других он увидел таких ж простых людей, как и он сам. Алексей Игнатьевич до сих пор с душевной теплотой вспоминает руководителя автоколонны Дементьева Василия Константиновича и начальника стройки Сергеева Валентина Сергеевича.
Многие эпизоды жизни Алексей Игнатьевич передал в своих стихах. Детям войны, труженикам тыла он посвятил стихотворение, которое назвал «В чем же наша вина?»
Мы не ходили в атаку,
Не звали в бой за собой.
Но война прокатилась,
Над всей нашей судьбой.
Рано мы повзрослели,
Детвора той войны.
Что отцы наши гибли
Нету нашей вины.
У станков мы стояли,
Заменяя отцов.
Мы снаряды точили
По двенадцать часов.
На полях хлеб растили,
Фронту всё - до зерна.
Сами мы голодали.
В чём же наша вина?
Как могли помогали,
Фронту мы, пацаны.
Что остались мы живы,
Нету нашей вины.
Вновь страну возродили,
С закромами зерна.
А живём мы всё хуже,
В чём же наша вина?
Своих сил не жалели.
Не боялись труда.
Где богатство России?
Всё ушло без следа.
Мы всё чаще болеем…
Виновата война,
На лекарство нет денег,
В чём же наша вина?
Помощь нам обещают…
Нужна помощь сейчас.
А к двадцатому году,
Не останется нас.
Совсем мало осталось,
Детворы той войны.
Мы любили Россию,
И всю жизнь ей верны.
После окончания строительство дома, некоторое время, поэт жил в посёлке Тоннельном. Большую часть свободного времени уделял творчеству. В его стихах рассуждения о смысле жизни; тоска по близкому, к   сожаленью, ушедшему в вечность человеку:
Ты в мир иной ушла родная,
А я остался сиротой.
Как без тебя мне жить не знаю?
Я  средь людей совсем чужой..
Стихи Авдиенко заставляют задуматься о жизни, переживать, переносят в прошлое. И, конечно, рассказывают о нелёгкой судьбе автора, вынужденного среди людей, быть одиноким.
Как одиночество коварно,
Как труден день, как ночь длинна…
А на душе одно желанье,
Когда же кончиться она!
Сам Алексей Игнатьевич не относился серьёзно к своим стихам. Долгое время они были скрыты от читателя. Только в 2007 году появилась первая публикация в районной газете «Звезда Прикубанья» Кочубеевского района.  В 2009 году в литературно-художественном альманахе «Лабиринт» были опубликованы стихи  «Уходи косая», «В чём наша вина?», « Улетают года», «Раскаяние», «Помеха молодым». Поэт сразу  понравился своей индивидуальностью. Его с интересом стали читать. В его стихах есть то, что так нам нужно сейчас: жизненный опыт, настоящие чувства, любовь, душа.  Искренность и реальность заставляют задуматься. Что такое слово «победа» для ветеранов  в наше время?  Поэт написал так, с болью и горечью в душе:

Пьют за Победу ветераны,
Свои, начистив ордена.
А по России люди гибнут,
Как будто всё идёт война.

Тысячи гибнут на дорогах.
От водки гибнут, наркоты
При делёже богатства гибнут,
Того, что заработал ты.

Гибнут люди в самолётах,
Гибнут люди в поездах.
И словно жертвоприношенье
Жгут стариков в приютдомах.

Бьют стариков за гробовые,
Героев бьют за ордена.
От сатанинского разгула,
Не может защитить страна.

Пьют за победу ветераны,
Дай бог, чтоб не последний раз.
О лучшей жизни мы мечтали…
Кто пал в боях, простите нас…
«Осыпается лист осенний…» - первый сборник стихов сельского поэта.  Она вышла шесть лет назад, в городе Невинномысске, тиражом всего 200 экземпляров. Деньги на издание поэт потратил из личных накопленных средств. Откладывал с пенсии… Презентация книги прошла в сельской библиотеки села Надзорного, на которой присутствовала  и глава администрации Тамара Афанасьевна Крашениннина. Именно благодаря ей, книги были выкуплены у автора и подарены ученикам  Надзорненской школы и  в библиотеки Кочубеевского района. После издания книги, по семейным обстоятельствам, Алексей Авдиенко переехал из Кочубеевского района в город Ставрополь. Его дальнейшая судьба мне неизвестна.
Алексей Игнатьеич  Авдиенко оставил добрую память о себе в посёлке Тоннельном среди жителей и любителей его поэзии. Он прекрасно играл на баяне и пел песни собственного сочинения. В моей памяти до сих пор звучат его стихи:
Ставрополье, край родимый,
Степи да ковыль,
Вихри в небо поднимают,
На дорогах пыль,
Неба синь, а солнце жарит,
Сохнет всё вокруг,
Жаворонок завис в небе,
Сзывая подруг.
В вышине завис он точкой,
Цепочкой звенит,
Серебристый звон весёлый,
Далеко летит
Ставрополье край родимый
Ты в душе моей,
Здесь родился я и вырос,
Нет тебя милей.
Много я бродил по свету,
В краях разных жил,
Но забыть мой край родимый
Не хватило сил.
По ночам мне часто снился
Во степи курган,
На котором мы резвились.
И колхозный стан.
Снились мне поля пшеницы
И комбайнов шум,
Эти сны мне навевали
Много разных дум
И не смог я жить беспечно
Вдали от тебя
Видел много мест красивых
Но любил тебя.
Здравствуй край мой Ставрополье,
Здравствуй много лет!!!
Блудный сын к тебе вернулся,
Тебя лучше нет.


Рецензии