Вена

ВЕНА ИЛИ КОГДА УМИРАЮТ ИМПЕРИИ.

В Вене я раньше был. Четыре года назад я купил тур Прага-Вена-Дрезден и один день провел в Вене. Не могу сказать, что город на меня тогда произвел такое уж громадное впечатление, но осталось ощущение, что я по нему недогулял, многого не досмотрел. Поэтому когда в этом году подвернулась конференция в Вене, то я конечно решил лететь. В Вену из Минска летит несколько прямых рейсов, но почему то люфтганзой через Франкфурт оказалось на 80 евро дешевле. Наверное это австрийские авиалинии так задрали цену. Поэтому пришлось делать неслабый крюк. После короткой пересадки во Франкфурте, я на австрийском самолете. Пассажиров встречают вальсы Штрауса. Буквально полтора часа – и самолет садится в Венском аэропорту, низко пролетая над Шенбрунном.
По приезду оказалось, что я нашел себе отель в студенческом районе совсем рядом с домом-музеем Фрейда. Завтракая каждое утро в кондитерской, как будто совсем не изменившейся с 19 века, я иногда думал, что вот наверное сюда на чашку кофе заходил Фрейд. Район вообще очень милый, с церквушками, звенящими трамваями, многочисленными кафешками. Погуляв вечером по городу и даже дойдя до ратуши, я лег спать. А на утро отправился смотреть то место, до которого я в прошлый раз не добрался – императорский дворец Шенбрунн. Это такой австрийский вариант Версаля. За плотно закрытыми шторами интерьеры восемнадцатого-девятнадцатого века. Везде портреты австрийских императоров Габсбургов. Интересно наблюдать, как волевые, умные, я бы даже можно сказать жесткие  лица, со временем сменились совсем другими, носителям которых скорее пристало быть почтмейстерами, швейцарами или в крайнем случае полковниками в провинциальных гарнизонах. Собственно тогда австрийская империя и пошла на спад. А ведь в 18 веке это было одно из самых просвещенных, и то что сейчас называется социально-ориентированных государств Европы. Вообще в Вене везде, в музеях, на улицах, на конфетах, на сувенирах вас встречают три портрета- Моцарт, император Франц-Йозеф и ‘кайзерин’ Сиси. Если с Моцартом все понятно, то вообщем-то Франц-Йозеф начал первую мировую войну в возрасте 82 года, а Сиси как известно была истеричкой. Особо там гордиться нечем. Но есть у людей видимо какая-то страсть к прекрасной ушедшей эпохе, мундирам и конным экипажам, слабость к сказкам о принцах и принцессах. Вообщем, как у нас поручик Голицын. Еще в Шенбрунне очень красивый парк с розами и множеством других цветов. Есть даже лабиринт из аккуратно подстриженных кустов как в романе Джером Кай Джерома. Но выбраться из него оказалось значительно легче, чем я думал. Надо просто было взять за внешний ориентир смотровую площадку вверху. Парк в Шенбрунне, чем дальше от дворца, тем круче подымается вверх, и дойдя до конца, ты вдруг обнаруживаешь себя на высоком холме, а внизу лежит Вена.
Потом я решил погулять по центру. Шенбрунн вообщем-то не центр, туда нужно ехать на метро. Вышел я из метро у моего любимого места в Вене- Карлскирхе. Карлскирхе- барочная церковь. Ее построили в честь избавления Вены от чумы. Она немножко в восточном стиле. По торговой улице Грабен вышел к кафедральному собору святого Стефана. Святой Стефан уже готический, но и в прошлый раз, и в этот большая часть собора была в лесах. Ремонт его видимо так и не кончился. На крыше черепицей выложен австрийский двуглавый орел. Двуглавый он по тому же самому принципу, что и российский, то сесть смотрит и на запад и на восток. Кто-то из австрийских канцлеров говорил – Азия начинается за восточной границей Вены. И до сих пор лозунг Вены – “Здесь начинается Европа”. Так что для всяких немцев-австрийцев- Венгрия-Румыния, уже Азия, что уж говорить то о нас. Потом я свернул к Хофбургу, еще одному императорскому дворцу, так сказать к ‘офису’, где работала вся бюрократия, постоял у массивных ворот с кованой ажурной решеткой и фигурами гигантов, сфотографировал стойло с белой лошадкой, чего как потом оказалось, делать было нельзя. В Хофбурге до сих пор находится школа верховой езды, где используют только традиционных белых лошадей. Фотографировать их нельзя, наверное вспышки их нервируют. Вообще, лошади, кофе и кондитерские, это то, что вас преследует в Вене везде. Да, и как я уже писал в своих заметках про Прагу, запах Вены – это лошадиный запах.
Разумеется я съездил в Венский океанариум, который называется Дом Моря. Он находится в парке на окраине (наверное не совсем на окраине, но и не в центре точно) в башне ПВО времен второй мировой войны. Сверху океанариума еще и открывается прекрасный вид на Вену. Еще одно место за пределами центра, куда стоит выбраться и куда я выбрался – это дом Хундертвассера. Хундертвассер – это этакий австрийский вариант Гауди, но более веселый, представьте какие здания бы строил Гауди если бы был хиппи, и вы получите представление об архитектуре Хундертвассера. Его дом в Вене как будто сошел со страниц книги о Незнайке. Такой же веселый, яркий, с окнами разного размера. Еще занятная особенность – на крыше и на балконе там растут деревья. Квартиры в доме Хундертвассера принадлежат частным лицам, поэтому зайти туда нельзя. Говорят, что каждая квартира сделана по индивидуальному проекту.
Когда долго гуляешь по Вене, со временем начинаешь замечать, что что-то не то. А потом понимаешь. А где собственно Дунай? Париж строится вокруг Сены, Лондон вокруг Темзы. А в Вене такое ощущение, что город отдельно, а речка отдельно. Нет Дунай конечно протекает через Вену, но не через центр. А СБОКУ от центра. Почему так, я точно не знаю. Есть подозрение, что в средние века Дунай сильно разливался, поэтому город немного в стороне от русла и построили.
Конечно же Вену невозможно не сравнивать с немецкими или даже швейцарскими городами типа Цюриха или Берна, где тоже говорят на немецком языке. Наверное, основное отличие, что в Вене все как-то легче, светлее, веселее и я бы сказал легкомысленнее.

А что там едят?
В принципе, вкусы у венцев близки к немцам, тоже любят картофельный салат, сосиски и колбасу, но в кухне есть еще и очень сильный мадьярско-балканский колорит, оттуда идут всякие перчики и прочее. Кстати, в Будапеште, гуляш – это прежде всего суп. А то что мы называем гуляшом- это венское блюдо. Основная фишка местной кухни конечно же венский шницель. Хороший кусок мяса, зажаренный в панировке.
Но прежде всего в Вене надо обратить внимание на многочисленные местные тортики и пирожные. Если в Англии или Германии народ тусуется за кружкой пива, итальянец пьет эспрессо, парижанин сидит за столиком, то традиционное времяпровождение в Вене сидеть в кондитерской с чашкой кофе с молоком и кусочком тортика. К тортиком вполне можно приравнять штрудели. Самый знаменитый – яблочный штрудель- слоеный пирог в основном с яблоками и немного с изюмом и корицей. Бывают еще маковые и ореховые штрудели. Из тортиков самый знаменитым считается ‘Захер’, но на меня особого впечатления не произвел, по мне так суховат. Есть много чего повкуснее. Рецепты на них в основном придумали еще в 19 веке, но делают до сих пор. Мне например понравился ‘Эстерхази’.

А что там пьют?
Как я уже говорил, Австрия кофейная страна. Кофе там пьют много, большими кружками и в основном с молоком. К чашке кофе вам обязательно подадут стакан воды.
По пивно-винному распределению стран Австрия где-то посередине, но с явным уклоном в пиво. Местное пиво в основном светлое, на меня особого впечатления не произвело. На месте в основном делают светлые вина, их пьют как неразбавленными, так и виде совсем слабеньких коктейлей, где вино намешано с чем-нибудь газированным. Из чисто австрийских примочек есть такое “айсвайн’ , ‘ледяное вино’. Его делают из перемороженного винограда (все таки Австрия – это не Южная Испания и заморозки тут приходят довольно рано) и говорят, оно очень сладкое. Но сравнив в супермаркете его цену с ценой обычного хорошего местного вина, решил все таки в итоге остановиться на обычном вине. Видел еще на полке много всяких фруктовых шнапсов, но я их не пробовал. Я не особо ценитель национальных самогонок.

А какие там девушки?
Конечно же Вена город, где много иммигрантов, поэтому делать вывод об австрийских девушках по нескольким дням в Вене несколько некорректно. Но вообщем-то венки вполне привлекательны. У меня лично сложилось впечатление что австрийцы немного светлее немцев, если немцы часто бывают рыжеватыми, то у австрийцев это начало отсутствует. То есть венки похожи на немок но немного поаккуратнее и посветлее


Рецензии