Старые друзья

Они сидели и пили вино. Молча смотрели как свет отражался в их бокалах, как тонкими струйками поднимался дым от сигарет. Ночная бабочка влетела в комнату, натыкаясь несколько раз на стену, а затем тупым звуком ударилась о плафон лампы и затихла.

- Так где же все-таки твоя жена - спросил он после долгого перерыва.

Он выпустил сигарный дым, коротко и сухо откашлялся. Потом произнес тихо

- на даче у своей матери и намеревается побыть там несколько дней.

Ночная бабочка медленно уже ползла по стене.

- И все-таки я должен тебя немного помучить. Ты должен мне еще сказать, что же происходит между вами. Что случилось с тобой?

- Хорошо. Начну все по порядку. Уже в самом начале не все было хорошо.

Он налил себе еще вина и нагнувшись сел на стул.

- Да и так как я начал тебе говорить у нас самого начала были трудности. Несколько лет прошли не плохо, но и не хорошо. Тогда это еще было поправимо. Скажу тебе, что я тогда не мог скрывать своего разочарования и требовал от нее всегда то, что ни в какой мере ею не принималось. Энергией она никогда не обладала, точнее она была всегда серьезна и тяжела на любые изменения. Это меня раздражало. Я должен был это знать раньше. Никакого юмора, никакой легкости. Перешагнуть через возникшие трудности у нее не было ни желания, ни сил. Она могла мои требования и мои причуды и мои бурные и страстные желания противопоставить только молчанием и терпением, которые меня трогали, но не помогали. Когда я был чем-то не доволен, она молчала и страдала. Когда же я просил ее простить меня, этого не происходило. Она молчала, как верные натуры с тяжелым характером. Когда же я был у нее, она не произносила ни слова. И со страхом принимала все мои вспышки, а мое веселое настроение со спокойствием, думая в это время о чем то своем. Таким образом я больше и больше погружался в положение человека, совершающего неправомерные поступки. Наконец, все стал понимать, что мне нечего ей сказать в свое оправдание.Постепенно научился a priori сохранять свой stаtus quo.
 
Он действительно старался рассказать как это было и ни в коем случае обвинять ее, но за его словами слышалось что-то другое, что-то подобное тому, что она разрушила его жизнь и вынесла пожизненный приговор безрадостному, нелепому, бессмысленному существованию. Без остановки он продолжал свою исповедь.

- Уже тогда я думал расстаться с ней. Но это было не так просто. Я стал более трудолюбивым и все больше и больше времени проводить на работе. Сторонился всяких судов, адвокатов, боялся потерять свои маленькие удобства и привычки. Если бы тогда мне кто-то повстречался, я имею в виду любовь, я решлся бы без раздумья на развод. Но повернуть свою натуру, которая стала уже тяжелая на подъем, было просто невозможно. Вот так продолжалось многие годы. Каждое желание повернуть все и забыть себя, каждое желание изменить себя встречало в моей душе внутренний протест. За все эти годы у меня не появились ни новая женщина, ни новые друзья. Да, я уже тогда понимал, что стыдно быть несчастливым и с тех пор ничего не изменилось. И это продолжает меня мучить.

Он хмуро стал смотреть в свой опустевший бокал.

- А это уже отклонение от правды. И другие бывают в таком тяжелом положении. Cчастлив, или несчастлив -  каждый решает сам.  И мне кажется, что счастлив тот, кто надеется.

Ему стало жарко и он стал туда сюда ходить по комнате. При этом он старался придумать хоть какой-нибудь план, что-то предпринять. Он видел глазами своего друга, он слышал слова, которые тот произносил, что он трус и нерешительный. Вдруг он понял с мучительной восприимчивостью, что друг прав. Что эта ситуация была его горькой слабостью. Он положил свои руки на плечи друга и слабым голосом произнес

- почему ты позволил мне дойти до этой ситуации? Я прошу тебя как попрошайка простить меня за мою слабость

 Он  смотрел раскрасневшимися глазами и каким-то безутешным жестом взял бутылку и хотел было налить себе вина, но оказалось, что она была уже пуста. Только теперь он заметил, что выпил один целую бутылку вина.

- Ты уж прости меня за невнимательность. Это у меня от волнения. Я уже несколько месяцев не прикасался к вину.

- Давай откроем вторую. Мне все равно не заснуть после твоего откровения. Я надеюсь, что ты прислушаешься к своему разуму и сердцу.

На следующий день, проснувшись, он, сидя в кровати, прислонившись к ее стенке, стал сильно давить большими пальцами на свои виски, чтобы заставить себя думать. Ему было плохо. Сказались усталость и недостаток сна из-за слишком много выпитого вина. К этому еще добавились волнения от встречи с другом и его упреков. Ему надо было думать, искать, решать и собирать себя. Иначе его жизнь осталась бы такой бессмысленной как и прежде. С большим усилием он искал в памяти все детали прежних дней, месяцев и лет. Старался как бы пинцетом восстановить мелкие осколки разбитой шкатулки. Что за воспонинания! Он собрался было сжечь старые письма. Собрался написать новые. Он видел какого-то человека в комнате, нет это он видел себя со стороны. Он видел себя на высоте познания и, неожиданно для себя смог обозревать все участки своей жизни, которые были разбросаны мелкими кусочками. Он видел брак, который казался ему уже утомительным. Ему казалось, что он идет по пыльной дороге и несет на себе тяжкий груз. А в далеке он видел ослепленные солнцем долины, зеленые высоты, где он нес в себе те мечты, которые уже давно находились в его сердце.

Посмотри на зеленое пламя
Словно арфа поет сирень
В чаще ветра и света с нами
Вторит песне в листве тополей

Такова была до сих пор его жизнь. И чем больше он думал, тем больше и больше он приходил к аксиоме  Amite a la vie, a la morte (Дружба от рождения до смерти).
И кто знает какой длинный путь ему еще предстоит пройти. Но, я надеюсь, это будет уже другая история.


Рецензии
Анатолий,Вы написали такой рассказ, котором, как мне кажется, каждый прочитавший его построит свой алгоритм продолжения жизни. "Дружба от рождения до смерти" - это очень ёмко, значимо и немногочисленно, подтверждается словами "Скажи кто твой ДРУГ я скажу кто ТЫ". Читала с большим интересом, вызвавшем уважение к автору. Спасибо Вам и успеха во всём!

С уважением,

Нина Климович 3   21.10.2016 12:09     Заявить о нарушении