Доминик Энгр. Мадонна перед чашей с причастием

 
Мадонна перед чашей с причастием. 1841, Жан Огюст Доминик Энгр.1841 ГМИИ.

 Единственное полотно Энгра в нашей стране (по другим данным ещё одно полотно Энгра «Портрет графа Гурьева» хранится в Эрмитаже) находится в собрании Музея Изобразительных Искусств. Художник в России был не понят, его искусство казалось холодным и его работы у нас не покупались

О ХУДОЖНИКЕ

Жан Огю;ст Домини;к Энгр ( 1780—1867) — французский художник, живописец и график, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века. Получил и художественное, и музыкальное образование, в 1797—1801 годах учился в мастерской Жака-Луи Давида. В 1806—1824 и 1835—1841 годах жил и работал в Италии, преимущественно в Риме и Флоренции . Директор Школы изящных искусств в Париже и Французской Академии в Риме . В молодости профессионально занимался музыкой, играл в оркестре Тулузской оперы (1793—1796), в дальнейшем общался с Никколо Паганини, Луиджи Керубини, Шарлем Гуно, Гектором Берлиозом и Францем Листом.

К своей славе Энгр шёл очень долго. Он добился её только в 1824 году, получив медаль. титул «великий» и стал директором Римской художественной академии. И он очень долго искал идеал женской красоты, пока не скопировал «Сикстинскую Мадонну», поняв, наконец, что это то, что ему нужно
О КАРТИНЕ

        «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола — будущего императора Александра II.

         По желанию заказчика Энгр написал по сторонам Богородицы двух почитаемых в России святых — Николая Угодника и Александра Невского, которые вдобавок были святыми покровителями императора Николая I и цесаревича. Композиция картины полна символических деталей — расположение предметов на столе соответствует расположению фигур за ним: Мадонне — чаша с просфорой, а свечи в подсвечниках — св. Николаю и Александру Невскому.

           Мадонна занимает доминирующее положение на картине, так как она является композиционным и смысловым центром произведения. Взгляд зрителя сразу падает на ее фигуру и охватывает ее полностью. Она оказывается полностью освещенной, тогда как св. Николай и Александр Невский помещены в полутень и находятся за Мадонной. Тем самым высказывается некий намек на тональную перспективу. Мадонна предстает перед нами со сложенными в молитвенном жесте руками.

         На ней надета традиционного голубого цвета одежда. Ее взгляд направлен на центр стола, где находится чаша с просфорой. Символично, что композиция предметов на столе повторяет расположение фигур перед столом: Мадонна соответствует чаше с просфорой, а свечи в подсвечниках – св. Николаю и Александру Невскому.

      Отсюда можно заключить еще один символический элемент композиции. Мадонна, как мать Иисуса, представляет собой женское начало, который отображается в круглой форме просфора, и с другой стороны, святые Николай и Александр Невский, символизирующие мужское начало, выражены в вертикальных подсвечниках.

        Еще одной особенностью является то, что свет, озаряющий лик Мадонны, исходит извне, а не от естественного горения свечей. Лицо Мадонны непроницаемо, оно не выражает никаких чувств, но в ее позе и полуприкрытых веках читается некая торжественность и репрезентативность. Еще ближе подчеркнуть всю каноничность сцены помогает вертикальный формат картины.

        Эта картина в России была раскритикована как католическая по духу; действительно, застывшие позы и канонические цвета прямо соотносятся с католической церковной иконографией.

        Но времена изменились и теперь картину оценивают, как прекрасный пример ортодоксального академизма и высочайшего профессионального уровня.

         Заплатить Энгру то ли забыли, то ли не захотели. Он через третьих лиц добивался получения своего гонорара, который был передан ему в унизительной форме. Существует легенда о том, что оскорблённый Энгр в отместку, повторил много раз этот сюжет.


Рецензии
Здравствуйте, Алина!

С удовольствием читаю Ваши небольшие рассказы о картинах мастеров. И потому благодарю Вас за это.

Но хочется спросить: откуда информация о том, что за «Мадонну перед чашей с причастием» Энгру не хотели платить? Наверняка, у Вас есть ответ на этот небольшой вопрос, о котором я бы хотел узнать.

Желаю Вам дальнейшего вдохновения в Вашем поиске прекрасного и вечного.

С уважением, Юрий Калашников.

Калашников Юрий   05.10.2016 00:50     Заявить о нарушении
О том,что Энгру не хотели платить вычитала на одном из сайтов,в статье одного искусствоведа.Это отсюда.Там подробный анализ картины.http://kraeved1147.ru/gmii-galery-engr-madonna/

Алина Алексеева-Маркезин   05.10.2016 08:04   Заявить о нарушении