пеун-рассказ быль

Вообще то правильнее было бы сказать (певун) но при частом произношении звук(в) изнашивается и получается пеун. П-дед, крупный неряшливо и бедно одетый с палкой, приволакивающий при ходьбе правую ногу. Дед ,этот давно уже стал местной достопримечательностью. Может и певал он когда то на сцене или в там в хоре, но сейчас по старости и убогости его даже певуном сложно назвать, только пеун.

Заунывное его пение ,меньше всего можно назвать этим благородным словом, только пеун. Однако память у него оказалась феноменальная, он знал великое множество народных песен. Но в большинстве своём грустных и печальных , да еще и с плохим концом. Ну типа: Разлука, ты разлука -чужая сторона. Поёт он, а вернее сказать говорит нараспев, так что своей монотонностью и скукой терзает слух, словно лучковая пила.

И деньги ему дают, да, да -старый пеун таким образом собирает милостыню. И вы бы дали ,что бы таким способом избавиться от чудовищного пения и душераздирающего зрелища. Много ли надо немощному телу старика? Очередной ловец человеков или собиратель человеческой доброты, которая как роса на камнях мимолетная и сиюминутна. В прочем старик, кажется догадывается об особенности своего пения и старается не докучать слишком долго. Но достаточно внятно, что бы дающему было понятно за что он даёт и кому.

Поёт он опустив голову долу, как всякий нищий стыдящийся своего ремесла, но не с протянутой рукой. Для этого у него есть сумка, перекинутая через плечо,  которую он заботливо  держит открытой свободной от посоха рукой. А в другой руке у него самый настоящий посох, по идее им он должен отбиваться от собак и от лихих людей. Возможно дед выглядит несколько театрально, но внушительно этакий король Лир или Иван Сусанин, в прочем последнего кажется убили поляки. Как бывшему советскому человеку, ему не совсем близки эти персонажи, хотя Лир вроде пострадал от собственных детей, ну да выбирать не приходиться.

Да, знавал он когда то лучшие времена, очень может быть руководил каким нибудь заводом, ну да на Руси от сумы да от тюрьмы не зарекайся. Дед начинает свой поход из подъезда обычной пятиэтажки. Выйдя он здоровается с такими же сидельцами-пенсионерами, уже занявшими свои места на лавочке. Ему с ними не по пути, и лишь отойдя от дома на изрядное расстояние, он отыскивает в кустах свой царственный посох издаёт первые звуки. Маршрут известен-на рынок, где все продавцы давно его знают и подают охотно, правда чаще продукты чем деньги. Там он даже не поёт а изображает неподдельную скорбь и муку, нога его влачиться по полу. Пеуну нет необходимости притворятся особо, так как при ходьбе она ему причиняет боль.

Все так и есть, городок мал и свой обход он завершает за час другой и больше вы его не услышите и не увидите. В отличии от настоящих нищих дед не будет делиться с вами своими горестями, за него это сделают тексты песен, которые он проговаривает. Своё право на подаяние он выстрадал. Ведь для того что бы заниматься этим скорбным ремеслом , ему надо было иметь изрядную долю мужества и терпения и веры в людскую доброту.

Не сразу он стал таким. Несколько лет тому назад, на заре перестройки, влачился он по улице, как раздавленный жук туда и сюда, без всяких песен и подаяний. И перспектива у него была только одна-смерть. Был он так плох, что казалось борьба с болезнью закончиться победой последней. Однако вскоре он стал частью городского пейзажа, так что в определенное время достаточно было взглянуть в окно чтобы увидеть его согбенную, но не жалкую фигуру. Видно болезнь оставила его, решив, что рано ему умирать.

Когда дед запел и какие причины побудили его к этому сказать не берусь, но пение оказалось для него сущей находкой. Так как в сочетании со всем его обликом и походкой принесло первые плоды, в виде милостыни , которой сочувствующие граждане стали ссужать несчастного старика. В последствии он расширил свой репертуар и маршрут, так что оказавшись на рынке, давали ему щедро и охотно словно знали о нем всю жизнь.

Неправильно будет сказать, что пеун, настоящий нищий, т.к. жилье у него есть и пенсия тоже, да и занимается он этим делом не кормежки ради.Хотя и её надо принимать во внимание,а ради интереса к жизни. Так  что жить он собирается долго да и умирать ему вроде бы не к чему вовсе.

                КОНЕЦ (написано 14 ноября 2005г.)


Рецензии