Письмо ветерана

 Письмо моего дедушки Солдатенко Павла Ивановича в редакцию газеты "ПРАВДА"
(переписано с его тетради, я ничего ни придумала не изменила, я просто ни имею на это право).

      Война будет повторяться до тех пор, пока вопрос о ней будет решаться не теми, кто умирает на полях сражений.
А. Барбюс

Ликует утро… И яснЫ,
Прозрачны солнечные дали.
Сегодня – первый день войны...
Хоть мы о том ещё не знали.

Но скоро мир волшебных снов
Уйдёт в туман воспоминаний.
Уже приподнят тайный кров
Над бездной горя и страданий.

И мы пошли сквозь вихрь смертей,
Через огонь, разор и беды…
И много-много долгих дней
Нас отделяло от победы.
(Е. Груданов)

      Я ни помню войну, и не дай Бог никому узнать, что такое война, кровь, боль, невинные жертвы, крики людей и животных и всё ради чего? кто скажет? ради власти, денег, жажды наживы, ради чего убивают людей, истребляют народы, разве оно стоит того, зачем это нужно, почему ни жить в мире, ценить и уважать друг друга, помогать,  мне это никогда ни понять, как думаю и большинству нормальных людей. Что я знаю о войне, как и все кто родился в мирное время, только из фильмов, хроник и рассказов ветеранов которых с каждым годом, месяцем, днём всё меньше и меньше, тяжело подумать, что пройдёт ещё каких - то пять лет и их совсем ни останется, это очень печально и грустно, а что останется, только память и по улицам 9 мая будут ходить уже ни они, а их дети, внуки и правнуки с фотографиями и будут они смотреть с них молодые, красивые и главное живые, живые в сердцах людей, вечно живые и вечно молодые погибшие на той войне, самой страшной из всех, что были на земле и сверху смотреть и оберегать, а также те, кто прожил долгую жизнь и ушел, они тоже будут идти со своими внуками и детьми, бессмертный полк будет всегда, как и деды, отцы и прадеды в сердцах людей, хоть так мы можем отдать честь им.
      Продолжаю с того, с чего начала, я ни помню войну, я знаю её только со слов и хроник, мой дедушка Солдатенко Павел Иванович, мой любимый дедушка в 1941 году молодым пацаном ушел на фронт и был тяжело ранен, когда его нестало мне было всего 12 лет, я была глупой  девчонкой, тогда я ни понимала того горя, что испытывала моя мама и бабушка, мы с моей двоюродной сестрой младшей веселились в соседней комнате ни понимая, что людям тяжело, что горе, теперь про прошествии лет я могу говорить про это, и мне очень стыдно про такое вспоминать, но одно могу сказать точно, что я очень любила дедушку и всегда с ним везде ходила когда приезжала к ним на каникулы в деревню, но мы никогда ни говорили о войне, прошли годы после его ухода и теперь мне уже 41, а дедушку я вспоминаю всё чаще и чаще, я знаю что он там бережёт меня, а мне так хочется его обнять, прижаться, и говорить, говорить обо всём, и главное сказать как я люблю его, чего тогда ни сказала, потому что ни понимала, как он мне дорог, послушать его великолепную игру на гитаре и баяне, просидеть до утра на крыльце или на лавочке у песочницы, что мы с ним, когда то сделали, и просто молчать, наслаждаясь компании друг друга, он конечно бы курил свой Беломор и прищуривал глаз, а я бы просто его обняла и мы просто сидели, радовались, что есть друг у друга. Но, к сожалению теперь я могу об этом только думать и видеть в своих снах.
      Почему я это вдруг решила написать? спросите вы, я отвечу, недавно перебирая вещи, мама нашла его старенькую тетрадку, в ней было это письмо, дедушка писал письмо в газету «Правда», да так и ни отправил, в этом письме он писал о себе и о войне, о своих друзьях, командире который погиб, про бой  в котором был тяжело ранен, листы тетради пожелтели от времени и буквы стали стираться, и пока совсем ни стёрлись, я решила переписать его воспоминания и показать всем, чтобы люди прочитали, узнали какой замечательный он был человек, который простым деревенским пацаном ушел на войну, как и тысячи других таких же пацанов и девчат,  а ещё потому что он мне приснился недавно, и попросил переписать его письмо, что я уже и начала делать, а ещё чтобы читая это письмо, эти воспоминания, каждый вспомнил своих дедушек и бабушек, которые воевали и отдавали жизни, за нас, чтобы мы жили, жили те, кто будет после нас, и может кто – нибудь, захочет перечитать воспоминания своих стариков, а если нет записей, то просто как я уже сказала, вспомнит и помянет, как говорят фронтовыми 100 грамм.

*****

     В редакцию газеты Правда от инвалида Отечественной войны первой группы Солдатенко Павла Ивановича проживающего в            Алтайском крае Троицком районе селе Петровка.

                Заявление – письмо.
     В 1940 году я был призван в ряды Красной армии на действительную службу Троицким военкоматом Троицкого района, Алтайского края из села Талдинки, где работал учителем в школе.
     По прибытию в часть, меня зачислили в Полковую школу при 855 Гаубичном полку в городе Рига. Гаубицы были 152мм нового образца 40 года. В то время из нас готовили командиров, но в 1941 году, на нашу Родину напал германский фашизм, злейший враг всего человечества, и мне, вместе со своими друзьями курсантами не удалось закончить школу, из курсантов была организована 6 батарея и мы оказались с первого дня и часа на передовой, на войне. Мы первые подставили грудь и голову под пули и осколки врага. Как поётся в одной из песен: - мальчишки, мальчишки, вы первыми кинулись в бой, мальчишки, мальчишки, страну заслонили собой. В действительности, так оно и получилось, что мне, вместе с друзьями – однополчанами, пришлось идти на смерть, заслонять грудью нашу Родину, отражать натиск врага, разбивать вражескую машину и живую силу, встретить большие трудности фронтовых дорог, и холод, и голод, испытывать душевные неприятности – переживать, когда наши молодые ребята падали и умирали от осколков и пуль коварного нашего Гитлеровского врага, а ведь мы были в начале войны молодыми ребятами, по 19, по 20 лет.
     В 1941 году, в окопе у орудия при зверином вое гитлеровских миссеров, автоматных очередей и раздирающего грохота тигров, я вступил в комсомол и дал клятву стоять насмерть против фашистского захватчика. Я выполнил все требования командиров своих, и был передовым солдатом нашей красной армии и нашей Родины. Билет Ленинского комсомола я до сих пор храню и считаю себя комсомольцем, жаль вот только, что мне не удалось дойти до Берлина и заткнуть это противное хайло вражища-Гитлера, который варварством своим принёс много незабываемых ран, мук, горя, неприятностей, слёз всему человечеству демократического мира.
     В 1942 году я был в одном боёв тяжело ранен, без сознания в голову, где-то под Киришами или под Любанью. Нужно было остановить врага и отбросить его от железной дороги, поэтому и батарея наша была установлена на прямую наводку, за что хотели нас наградить орденами,  но, в то время некогда было заниматься этим делом, а сейчас вот всё время болит душа, и припоминаются трудные годы войны и сражений. Мне вырвало правую орбиту (правый глаз), выбило переносицу, нарушило лобные пазухи и центральный нерв. В случайно оставшимся левом глазе, произошел разрыв сетчатки от контузии и детонации, поэтому я и последним глазом очень плохо вижу. Восстанавливая обезображенное лицо и кости орбиты, врачи и профессора госпиталя 1504 города Новосибирска, производили неоднократные операции и долбили череп.
       Как я попал в этот госпиталь с передовой Волховского направления, ничего ни помню, кому нужно было возиться со мной, переносить из одного госпиталя в другой? зачем? добили бы да и всё, чтобы ни страдать сейчас и не переживать, душевно ни болеть и ни думать по ночам о пройденных трудностях и ужасах войны Отечественной, которая оставила в моём сердце громадный след, который тяжело забыть.
        Это друзья мои однополчане, кого я помню из кадровиков. Солдаты – Сехниашвили, Гогоберошвили, комбат – лейтенант Лыков, политрук – лейтенант Чернецов, командиры взводов: лейтенант Дивинский и капитан Мирзоян, а большинство молодых ребят, в то время погибли под Ригой, Псковом, под Новгородом, Волховом и так далее. И всё таки наша 61 батарея 855 ТАП и 311 дивизия, произвела большие фронтовые дела и сражалась в бою с коварным врагом за идеи Ленина, за Советскую власть, за Родину, за наш прекрасный советский народ.
        В истории болезни, выданной мне из госпиталя, написано, что я Солдатенко Павел Иванович, на поле боля в 1942 году тяжело ранен при защите СССР. Матери моей командование воинской части, где я служил и сражался с врагом, присылали благодарность за то, что она воспитала такого хорошего и сильного солдата для нашей Армии.
       И вот сейчас я оказался незамеченным, лишним человеком, меня оскорбляют, называют кривым и косым, и дураком и так далее. Сельский совет не хотят производить ремонт квартиры, хотя она является ихней, они предоставили мне квартиру, потому что я работал в восьмилетней школе село Петровка учителем пения и художественным руководителем  и был Павлом Ивановичем для пионеров и для учителей, и для общественности села.
        За творческие успехи в работе с пионерами, я неоднократно награждался почётными грамотами Райкомом КПСС, Райисполкомом, Профсоюзом, Райкомом комсомола и рай оно.
Но однажды на уроке, я без сознания упал в 1961 году, со мной произошли тяжёлые приступы и я сошел с ума. Врачи несколько лет мало по малу, поставили меня на ноги, но категорически запретили работать, и я являюсь инвалидом отечественной войны первой группы и не работаю с 1961 года. Может быть поэтому и местные начальники – бюрократы не желают мне ни в чём помочь и все забыли хорошее.
Уважаемая редакция газеты – Правда – прошу Вашего вмешательства в жизнь инвалида и пусть слово с делом не расходится, как поётся в песне – Славься – Глинки: - кто кровь за отчизну свою прольёт, того никогда не забудет народ! Будь жив! Будь здоров! Весь наш край! Ура! ура! ура!
Пусть Президиум Верховного Совета СССр представит меня к награде орденами Красного знамени, Красной звезды, Славы, Отечественной войны  другими за то, что я на фронте сражаясь с фашизмом потерял своё здоровье, получив тяжелое ранение при защите СССР в бою с врагом и пролил свою кровь за нашу Родину, за Ленина, за Партию КПСС, за наш прекрасный народ.
Пусть сельский совет капитально отремонтирует мою квартиру, построит баню, стайку, чтобы было видно по всему, что здесь живёт семья Российского солдата грудью защитившего страну, не жалея себя.
Пусть я этот солдат – сибиряк из Алтайского края Троицкого района с Талдинка, Солдатенко Павел Иванович, наслаждаюсь дальнейшей жизнью, сейчас я проживаю с селе Петровка. Пусть собес оплачивает мне персональную пенсию, чтобы люди завидовали мне, потому что я родился при Советской власти, воспитала меня советская власть, наша Партия КПСС. Я сделал много полезного для нашей Родины и являюсь гражданином Советского Союза.

25 апреля 1975 года

                ****
Вот  такое письмо дорогие мои моего любимого дедушки, вы спросите зачем я его публикую, может кому то оно покажется бредом, скажут и ордена просил и всё прочее, я одном скажу на это, имел право, как и все остальные ветераны, инвалиды особенно которые пришли покалеченные которым как в песне помните
 Мы тебе колхозом дом построим,
Чтобы видно было по всему:
Здесь живет семья российского героя,
Грудью защищавшего страну.
 

      Но к сожалению песня оказалась только песней, публикуя это письмо, я хочу чтобы каждый кто прочтёт его вспомнил своего героя, кто воевал и может погиб на той ужасной войне, страшнее которой небыло никогда и ни дай Бог чтобы подобное повторилось, задумался и может где нибудь в ящиках или альбомах поискал фотографии или письма родных и так же как я опубликовал их и назовём это “Марафон памяти”, как бессмертный полк только письма и фотографии, чтобы ни забывали, чтобы молодёжь читала и знала, что были такие герои, которые воевали и проливали кровь, чтобы нам сейчас жилось под мирным небом, пишите, публикуйте, мне очень хочется верить, что мою затею поддержат и поймут.
Что же касается моего дедушки, баню и сарай он построил сам будучи больным с тяжёлым ранением у него был всего один глаз, но до последнего он оставался сильным и красивым человеком, он ушел когда ему было всего 66 лет, а ту пору я уже говорила мне было 12 лет и я  этого  ни понимала, публикуя это письмо сейчас я признаюсь ему в любви, считайте это моё признание в любви моему дорогому, любимому человеку, моему герою лучше которого нет и не будет никогда.
         В госпитале в Новосибирске он встретил мою бабушку, красивую девушку в длинной, шикарной косой, и привёз её позже в деревню, для неё конечно сельская жизнь была непривычной, у них родилось 5 детей, в том числе и моя мама. Ордена ему конечно же ни дали, только один Отечественной войны III степени ито старику пришлось пройти через унижения, ехать за ним в Троицк будучи больным, каждый солдат имел право просить ордена они это заслужили как никто другой, ведь посмотрите бывалый ветеран прошедший войну имел две три медали если повезёт то пять, а сколько между тем получали генералы, маршалы которые и окопах то ни сидели, я ни кого ни осуждаю они стратегы и благодаря их планам ребята побеждали, но тем не менее простые парни, солдаты были настоящими героями, потому что они шли в бой, они нещадя себя лезли в пекло вот они по настоящему достойны орденов и звёзд героя.
          Дедушка был виртуоз, он играл на всех музыкальных инструментах, мандолине, гитаре, баяне, аккордеоне, балалайке, к сожалению никаких записей ни сохранилось. В деревне его считали ни от мира сего, потому что был очень добрым, а когда он приходил в магазин бабы смеялись над ним, хотя он был крепкий, высокий красивый мужчина, теперь и их никого уже ни осталось.
        У него было много медалей и орденов я точно помню орден красной звезды, но, к сожалению они все потерялись, мы были детьми играли с ними и наверно куда то подевали, остался только Орден ВОВ который сейчас находится у младшей дочери Людмилы, который она бережно хранит.
          Я бы хотела напечатать те другие воспоминания о войне, о том последнем бою, когда их осталось совсем немного и командир сказал – вы все герои ребята и достойны наград. Он переписал имена и фамилии к  себе в блокнот, и ушел, обещав вернуться с наградами, но ни вернулся, по дороге в штаб-квартиру он погиб, а вместе с его гибелью на очень долго пропали имена и фамилии ребят и только через 40 лет блокнот был найден и награды нашли героев. Это всё, что я помню из тех воспоминаний, больше я их невидела, пересмотрела всё и везде, но так и ни нашла к сожалению.
          Дорогие мои читатели вспомните своих героев пусть, и ваши публикации будут признаниями в любви вашим солдатам. И пусть это будут ни только письма и фото с той войны, но и письма ребят из Афганистана и Чечни, думаю так будет справедливо, война есть война, а они сверху смотрят на нас и охраняют. И пусть наш «Марафон памяти» хранит наши души и сердца, а также души тех, кого нет с нами.

Мне противно смотреть,
Как выбрасывают хлеб,
Потому что я родом из крестьян.
Можно понять,
Как я ненавижу войну!    (Бертольд Брехт)

На войне у людей нет имен, нет фамилий, порой даже нет номеров. Война отнимает у человека все. Перед ней он снова становится беззащитным младенцем, лишенным своего материального покровительства вещей и бумажек с важными печатями. Войне нет дела до социального статуса и марки машины, под ее колесами гибнут все. И самое страшное то, что ее создали наиболее жестокие, звероподобные существа во всей Вселенной — люди.
 (Наталья Светлова)

      Берегите живых, берегите друг друга, любите и уважайте, цените тех кто рядом, жизнь такая хрупкая и каждый день может стать последним, так же как и день мира, нельзя забывать об этом тем более сейчас в такое непростое время, когда со всех сторон обложили Россию, которая ничего никому и никогда плохого ни сделала, но, тем не менее, к ней постоянно какие-то претензии, Россия никогда ни на кого первая, ни нападала только защищалась, как говорил великий Александр Невский – кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет!  Так давайте же беречь этот хрупкий мир, который с таким трудом отстояли наши дедушки, бабушки, нельзя забывать об этом никогда!

P.S. Однажды осенью гуляя по лесу я наткнулась на старую землянку на половину засыпанную листьями и землёй, мне стало интересно и я спустилась в неё, мне небыло страшно скорее наоборот, первое что я там увидела, это гильзы такие большие гильзы которые служили горелками для света, а также две винтовки Мосина образца 1930 года и автомат-пулемёт Дегтярёва образца 1935 года, всё оружие было ржавым  но сохранилось довольно прилично для их лет, но больше всего для меня было неожиданностью найти тела трёх солдат, вернее то, что от них осталось, они лежали почти в самом углу землянки, и почему то я ни испугалась, наоборот подошла посмотреть в надежде увидеть на останках какие-то медальоны, знаки отличия чтобы потом найти родных, одежда ещё целиком не истлела, но никаких медальонов я к сожалению ни нашла, но зато нашла пули которыми были убиты эти ребята, что они там делали в этой землянке, сколько их было теперь и ни узнать, скорее всего они оставались прикрывать отряд и защищались до тех пор, пока все патроны были истрачены. Мне вдруг стало так больно и неловко перед ними, на миг показалось, что они стоят рядом со мной и смотрят своими добрыми и уставшими глазами и улыбаются, мне вдруг стало легко и надёжно. И справедливость восторжествовала ещё немного пошарив в землянке, я всё таки нашла медальон но только один, это была гильза от автомата на цепочке, позже я отдала его ребятам поисковикам которые разобрали имя  там было написано: старший лейтенант Сергеев Михаил Степанович 1922 года рождения, совсем мальчишка, а также фото его мамы, сестры и записка в котором было всего несколько слов: Я солдат красной армии, и горжусь этим, мы до последнего бились, но закончились патроны, ребята убиты, остался только я, я ранен и очень скоро присоединюсь к ним.  Моя младшая сестрёнка Леночка прости, что так и ни сделал тебе лошадку которую ты так просила.  Мама, я очень люблю тебя, я люблю вас обеих. Берегите друг друга. Це….  На этом записка прерывалась.
Незнаю сколько времени я так простояла с запиской в руках в душе творилось что-то непонятное, слёзы, боль, отчаяние обуревало мной, я вышла из земляки на ватных ногах, день уже клонился к вечеру, солнце едва проглядывало из-за верхушек деревьев, я смотрела на мир уже по другому, казалось, что всё изменилось и даже воздух стал другим, жизнь теперь ещё больше стала хрупкая и ценнее. Всю ночь я ни могла сомкнуть глаз, я думала о них, о тех кто лежал там в лесу в землянке об этом мальчике Мише о его маме и сестре, почему их ни нашли раньше, почему прошло столько лет прежде чем я нашла их, и почему именно я, одни вопросы и без ответов, я ясно вдруг представила себе картину тот их последний бой, когда остальные бойцы уходят а эти трое остаются прикрывать, и их последнее желание спасти остальных, прикрыть. И последние звуки стрельбы, как прощальный салют себе самим и их уходящим жизням.
На следующее утро я позвонила своему хорошему другу он с друзьями разыскивал останки солдат, чтобы потом придать земле, ведь война ещё ни окончена пока, ни похоронен последний солдат, я отдала ему медальон и показала землянку, и уже через неделю ребята были преданы земле, к сожалению двое из них так и остались безымянными, и я подумала, может если бы  Миши было бы чуть больше времени, он бы может, написал хотя бы имена друзей. Его же похоронили рядом с ними, на его памятнике старое фото улыбающегося мальчишки ещё совсем юного и живого, тогда живого. И эта улыбка, его лицо теперь всегда стоит у меня перед глазами, она помогает мне жить, дарит тепло даже спустя столько лет, она хранит меня, этот мальчик хранит меня и его друзья. Как хранят всех родных их ушедшие на той войне.
          
Кино идет
Воюет взвод
Далёкий год
На плёнке старой
Нелёгкий путь
Ещё чуть-чуть
И догорят
Войны пожары

Счастливый май!..
Любимый край,
Своих солдат
Встречай скорее!
От ран, обид
Земля дрожит
Теплом души
Её согреем!

И всё о той весне
Увидел я во сне.
Пришёл рассвет
И миру улыбнулся,
Что вьюга отмела,
Что верба расцвела
И прадед мой с войны
домой вернулся!

В лихом бою,
В чужом краю
Пусть берегут
Любовь и вера,
Чтоб больше их
Пришло живых
И рядовых,
И офицеров

Придут весной,
Как прадед мой,
И в дом родной
Откроют двери
Я помню свет
Далёких лет
В свою страну
Я буду верить!
 
(Елена Плотникова) 

Во имя всех тех кто жив, кого уже нет и тех кто будет потом!


Рецензии
Саша, вы коснулись очень важной и больной темы. Действительно, ветеранов Великой Отечественной войны осталось в живых совсем немного, а через не такой большой промежуток времени уйдет из этого мира последний её солдат. Это очень больно и горько сознавать. Потому что уйдут навсегда те, кто помнит и знает, что такое война. Это не боевик со стрельбой, это страшная действительность, о которой сами ветераны не любят вспоминать. Спасибо вам!

Татьяна Лохтева   12.11.2016 02:27     Заявить о нарушении