Радиоприемник. Сухофрукты

Из серии ПОЗНАНИЕ МИРА

                НАШ ПЕРВЫЙ РАДИОПРИЕМНИК
                (7 лет, школьница)

В первый же год работы шофером Ахэ на заработанные им деньги  сделал покупку, из-за которой мне каждый день не захотелось выходить из дома надолго. Даже поиграть с детьми я стала выходить из своей юрты на короткое время и быстренько убегать от них домой – слушать радиоприемник.
Это было в начале зимы 1959-1960 учебного года. До этого я видела радиоприемники только у нескольких семей – они стояли в юртах, домах на почетном месте, накрывались красивой салфеткой. Еще у конторы на столбе висела странная черная «тарелка», называвшаяся «радио», по которой обычно передавались объявления для работников –конезавода, позже переименованного в овцесовхоз, а по праздникам – песни. Эжы рассказывала, что перед войной и в войну все жители сел ждали и боялись сообщений такой «тарелки». Они были во всех селах.
Наш радиоприемник назывался «Родина». Он выглядел как огромный светло-коричневый деревянный ящик, покрытый лаком; передняя поверхность была обтянута сетчатой тканью желтого цвета, за которой просматривались контуры «тарелки». Ниже располагались несколько маленьких черненьких ручек, называвшихся тумблерами. Одним из них радиоприемник включался-выключался поворотом до щелчка. Им же  можно было усиливать-уменьшать силу звука.  Рядом была еще одна для того, чтобы находить разные «волны», то есть разные города, например, Москву, Читу. Было еще несколько клавиш, назначение которых сейчас не помню.
Установили ценную покупку на почетном месте в юрте – «хоймор», на северо-западе, на тумбочке у изголовья кровати Ахэ. Он включал радиоприемник, как только просыпался утром и вечером, когда приезжал с работы, и сначала не разрешал мне даже прикасаться к нему. Но потом по просьбе Эжы научил меня пользоваться им. Наслушавшись за день разных передач, вечерами я мучила Ахэ вопросами – «а что обозначает такое слово, другое, кто это был, а где те люди, которые говорят по радио…», пытаясь узнать смысл слов и понятий, понять содержание передач. Ахэ говорил, что «лампы» могут перегореть и не надо постоянно слушать радио. По вечерам и он, и Эжы, и приходившие соседи слушали концерты. Запомнилось, что очень красиво пели русские песни «сестры Федоровы»,  Ахэ еще говорил, что одна из них слепая. Мне очень  хотелось узнать, как же столько разных людей помещается в таком маленьком ящике и где, как они спрятались. Ахэ объяснял, что все эти люди живут далеко, но понять смысл объясняемых им понятий я не смогла. Как же Ахэ все знает, где он видел всех говорящих-поющих по радио  людей? Может быть, когда я сплю или когда покупал радиоприемник в далекой Чите? А радиоприемник сзади был закрыт крышкой, которую Ахэ мне запрещал даже трогать!
Однажды, когда дома никого не было, я решила самостоятельно выяснить, где же прячутся все те люди, которые так много разного интересного рассказывают, о многом разговаривают, поют. Может быть в тех «лампах», которые могут «сгореть» и их можно купить только в Чите или еще дальше – в Москве? И как они выглядят? А куда они денутся, если «лампы» сгорят? Улучив момент, заранее приготовив инструменты – отвертку и плоскогубцы (благо часто помогала Ахэ, когда он ремонтировал машину – подавала инструменты, знала все номера ключей), я принялась за дело. С трудом повернув радиоприемник к себе задней стенкой, сумела снять заднюю крышку, оказавшуюся толстым картоном. Увидела множество проводов, маленьких металлических предметов, скрепленных между собой в странном порядке и слегка похожих на те, что находились под капотом автомобиля Ахэ. Увидела, кажется, их было девять, разного размера, красивых стеклянных как бы баночек, с округлым дном, закрытых и перевернутых - вставленных  гвоздиками-ножками в отверстия. Никаких людей – ни маленьких, ни больших. И так велико было мое  разочарование, что я забыла о том, что могут прийти взрослые, что меня могут наказать. Чувствуя себя обманутой, сидела и плакала до прихода Эжы.  Она меня не стала ругать, а успокаивала и говорила, вот вырастешь большой и все узнаешь, будешь учиться и все станет понятно. Что даже она ничего мне объяснить не может, потому что не пришлось ей учиться даже в школе, такие были времена. Мы обе стали ждать приезда Ахэ, надеясь, что я не совсем сломала радиоприемник и он будет работать.
 Этот радиоприемник еще много лет служил нашей семье. Только приходилось время от времени «добывать- доставать» новые лампы.
***
Тогда я, ребенок семи лет, была настолько расстроена и разочарована обнаруженным, что взрослые не решились меня даже отругать, как часто бывало за всякие проделки из любопытства, любознательности скорее.  Тогда Ахэ  и Эжы впервые вместе со мной обсудили мой поступок и решили, что придется меня всему новому обучать пользоваться, учить, все показывать, по возможности вместе разбирать-собирать, объяснять, чтобы я больше не пыталась самостоятельно узнать, что к чему в такой дорогостоящей технике. Так и поступал Ахэ в дальнейшем при покупке: мотоцикла, стиральной машины, магнитофона, телевизора, при ремонте своего автомобиля и многого другого по жизни.
Но самое главное, чему Ахэ обучил меня в самом начале моих школьных лет: обо всем можно узнать и научиться из книг, надо только найти нужную и вовремя.

                СУХОФРУКТЫ
                (7 лет, школьница)

История с покупкой фруктово-ягодного киселя и добычей рецепта его приготовления была только началом моего образования как покупателя и деревенского, не степного, жителя.
Параллельно с этой историей была и другая история. Однажды в витрине нашего деревенского магазина появилась новая тарелочка - с надписью на ценнике «сухофрукты», стоимостью около двух рублей за один килограмм. К тому времени я уже научилась подсчитывать стоимость 100 грамм продуктов и могла делать много разных покупок по поручению Эжы (бабушки) или молодой мамы. Ведь они в то время обе очень плохо говорили по-русски,  а Эжы так и не научилась этому до конца своих дней, хотя всегда очень хорошо понимала всех говоривших по-русски – и внуков, которых у нее было двадцать пять, и правнуков. Но это другие истории.
Сначала я попыталась выяснить, что это такое «сухофрукты» и как  они используются в пищу. Продавщица сказала, что это сушенные фрукты – яблоки, груши и из них варят компот. Но такое объяснение меня не удовлетворило, а породило еще больше вопросов. Как же так: я знала по картинкам, описаниям в книгах, как должны выглядеть фрукты, несколько раз молодые родители привозили к праздникам с рудника «Слюдянка» (ныне поселок Первомайский) яблоки, мандарины. Ведь одно яблоко даже не вмещалось в две моих ладошки, они были блестящими, зеленого или красного цвета, вкусно пахли. А тут в тарелочке лежат сморщенные, грязновато-серые кусочки непонятно чего и еще дорого стоят. И никто их почему-то не покупает, в отличие от киселя, конфет и других продуктов. Решила все-таки при случае их прикупить и узнать, что это такое «сухофрукты» и как их используют в пищу.
Случай представился вскоре. В тот день хлеба привезли мало и давали всего по две буханки в руки. После их покупки  у меня должна была остаться сдача с рубля, который мне дала Эжы. Не помню, сколько грамм «сухофруктов» мне удалось купить, но я храбро, подражая русским женщинам сказала: «А на остальное – сухофруктов». Когда я пыталась выбраться из магазина, прижимая к себе хлеб и бумажный кулечек с «добычей», толпа придавила меня к прилавку. Очнулась на улице, когда кто-то держал меня на руках, и русская женщина брызгала мне в лицо водой. Хлеб мне отдали,  но от моей «добычи» осталось всего несколько липких кусочков в разорванном кулечке, зажатом в правой руке. Дома, пользуясь отсутствием взрослых, я внимательно рассмотрела каждый кусочек, даже попробовала на вкус. И с ужасом обнаружила, что они не только противно-липкие на ощупь, но еще и грязные, как будто их изваляли на земле, да еще к ним прилипли песчинки, сухие травинки. Подумала вначале, что кусочки загрязнились, упав на пол магазина, когда толпа придавила меня, но откуда тогда на «сухофруктинки» прилипли травинки? И выкинула свою добычу в мусор.
Эжы испугалась за состояние моего здоровья – в «Бургородке» уже рассказали ей, так как все жители деревни знали нашу семью, и не только в нашей деревне. Ведь шоферов в деревне было всего двое – мой Ахэ и муж моей учительницы дядя Витя. На некоторое время мне перестали поручать покупку хлеба. Мы пекли из муки то оладьи, то пресные лепешки в обсыпке из киселя. Но я все равно зашла как-то в магазин в «непривозной день» - когда не было хлеба и народу в магазине было немного. Рассмотрела внимательно все кусочки «сухофруктов» на тарелочке и пришла к выводу, что зрение меня не обманывает: кусочки и там были грязными, с прилипшими сухими травинками. И решила, что они не стоят моего внимания.
                ***
Через некоторое время Ахэ взял меня с собой в райцентр, куда он часто ездил то за соляркой, то за бензином-керосином и многим другим, нужным в хозяйстве совхоза. Нам пришлось там пообедать в столовой. Когда Ахэ спросил, что я буду пить – компот или чай, я с ужасом закричала «только не компот». Во время обеда Ахэ стал расспрашивать, почему я не хочу компот, и дал мне его попробовать из своего стакана. Компот оказался вкусным, сладковатым прозрачным напитком красивого желтоватого цвета, на дне стакана были вкусные кусочки, оказавшиеся кусочками яблока и абрикоса. Вот только тогда я рассказала Ахэ, как покупала «сухофрукты» для пробы приготовления компота в тот раз, когда меня вынесли из магазина в деревне без сознания. Ахэ  подробно объяснил, как готовится компот, который мы попробовали – он готовится в большом количестве воды с добавлением консервированных или целых фруктов, разрезанных на кусочки с добавлением сахара, и доводится до кипения. Сказал, что он сам не любит компоты из сухофруктов. Что сухофрукты делают  далеко, где растут фрукты, но работающие там люди плохо их заготавливают – вечно кусочки фруктов вместе с мусором. Ахэ взял с меня слово, что я всегда буду ему рассказывать, что я хочу сделать, зачем и почему, что я буду спрашивать вначале у него то, что хочу узнать. Иначе это может плохо закончиться, можно стать инвалидом или даже умереть ни за что. Если он не сможет ответить на все мои вопросы, он спросит у кого-нибудь, кто знает, или найдет книгу с ответами.
                ***
Самое главное в этой истории – я узнала, что ответ на любой вопрос, ответ на который не знают окружающие меня люди, можно найти в книгах. Только сначала надо найти эти книги с ответами. А для начала найти людей или места, у кого или где есть эти книги с ответами на все мои вопросы.


Рецензии
Вот мне тоже было обидно . что сухофрукты грязные . Мы их мыли , но мойка частично вымывала вкус фруктов .Сушили , наверное , где-то на улице . а не в жарочных шкафах или духовках .

Татьяна Бальмакова   11.07.2018 11:25     Заявить о нарушении
А теперь, Таня, лично у тебя растут в саду-огороде все самые настоящие фрукты! И можешь при желании делать любые сухофрукты!

Дарима Базарсадаева   30.04.2019 07:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.