О едином учебнике истории
Читая биографию писателя, понимаешь, что не все помещики были бесчеловечными. Пример тому – родители писателя. Во времена Пугачёва крепостные крестьяне Радищевых помогали (!!!) своему помещику прятаться от расправы восставших в местных лесах. А крепостные женщины прятали, рискуя жизнью, младших детей Радищевых, проявив при этом смекалку: они мазали детям помещика лица сажей, чтобы их нельзя было отличить от крестьянских детишек.
О том, что в нашей истории были помещики и добрые, и злые, убедительно говорит и русская литература. Достаточно перечитать повесть Александра Пушкина «Дубровский». Речь в ней идёт о двух помещиках: хорошем Андрее Гавриловиче Дубровском и плохом Кириле Петровиче Троекурове. Различались они, как «небо и земля».
Для сравнения можно взять рассказы Тургенева «Му-му» и Толстого «Утро помещика». Оба писателя являлись помещиками, они знали о чём писали. В первом случае читатель знакомится со злой и капризной барыней, во втором – с добрым молодым помещиком Дмитрием Нехлюдовым. Понятно, что Лев Николаевич в качестве прототипа своего героя изобразил, возможно, себя, ибо известно, как он относился к своим крестьянам и их детям, обучая грамоте. Иван Сергеевич, говорят, прототипом барыни взял свою мать.
Таким образом, если изучать какое-то историческое явление, надо смотреть на него со всех сторон. Или «белое», или «чёрное» - метод фальшивый. Надеюсь, что этот метод не найдёт своего применения в новом едином учебнике по истории, который рано или поздно получат все российские школьники. Надо прекратить практику, когда в одной школе учащиеся изучают историю по одному учебнику, в другой – по другому. Единый школьный учебник отечественной истории необходим сейчас как воздух.
04.10.2016 г.
Свидетельство о публикации №216100400599
Дмитрий Базанов 19.11.2017 12:01 Заявить о нарушении