Музыкальная мистификация

         

1957 год…
Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве…
Блистательное выступление дуэта шести (Лев Андронов) и семи (Владимир Вавилов) гитар.
 Серебряная медаль!
« Но как трудно к этому идти! -  говорит В. Вавилов, -  особенно, когда за спиной нет консерватории».
А я, как будто слышу  или «шестым» чувством это воспринимаю, хотя понятия не имею об этих гитаристах.
Но погодите!
Ещё придёт время, и за этой внутренней прелюдией последует настоящая многоголосная фуга.
Именно в этот нелёгкий год, после двухлетнего перерыва в учёбе, вдруг, « с бухты-барахты» я ринулась поступать в консерваторию.
Почему  год трудный?
Да потому что из-за Фестиваля многие центральные ВУЗы провели вступительные экзамены до него, и вся масса не поступивших ринулась в августе  за Урал, где экзамены проводились в обычное время.
Это усложнило задачу: конкурс был велик, но, слава Богу, всё обошлось.

А теперь вернёмся…
Нет, пока не к Вавилову.
О нём я узнАю где-то на рубеже XX- XXI  столетия.
А пока 1985 год.
Я на стажировке в Москве, в лучшей хоровой школе «ВЕСНА» (А.С. Пономарёв).
Дома у меня  подобная школа «Камертон», с репертуаром, близким «весновскому».
Узнав, что мы живём и творим там, где поблизости, на испытательном полигоне, рвутся атомные бомбы, «веснушки» решили сделать мне подарок: вернувшись с перерыва, где они успели испещрить автографами оборотную сторону данной им фотографии «Камертона», ребята как-то не по-детски тихо и чинно заняли свои места, концертмейстер тронул струны рояля, дирижёр поднял руки, и полилась дивная мелодия «Ave, Maria» Д. Каччини.
Я понимаю, что «ЭТО»  - подарок для меня, и слёзы -  рекой.
Позже мы не только слушали прекрасные записи, также подаренные мне, но и пели Каччини…
Постойте, постойте…
Всё чаще встречаю информацию, что это вовсе не Каччини, а гитарист, лютнист, композитор Владимир Вавилов.
А теперь, в эпоху Интернета можно узнать многое, и мы не поленились.
Как и почему талантливый В.Вавилов «спрятался» под именем  Каччини  и  ряда других композиторов XVI – XVII столетия?
Это не только великое чувство альтруизма выдающегося музыканта, но и его жизненная драма.
Рано проявив интерес к музыке и к  семиструнной гитаре в особенности, Владимир занимался сначала в кружке при «Доме пионеров», а затем окончил музыкальную школу для взрослых им. Римского-Корсакова и семинар для самодеятельных композиторов при Ленинградском отделении Союза композиторов СССР.
Занимаясь истово ещё и самообразованием, он начал выступать и очень успешно; сперва  сольно, а затем и в дуэте со Львом Андроновым.
Катастрофически не хватало репертуара для такого состава, а между тем рождалась своя музыка, но издать её, не будучи членом ССК, было проблематично, а в союз без консерватории путь закрыт.
Пополнять же свой репертуар было необходимо, и очень хотелось услышать свою музыку, особенно, когда заинтересовался лютней – старинным инструментом с необычным, нежно-романтическим звучанием, когда сам по рисункам (вспомните, Караваджо «Лютнист») сделал инструмент и освоил его.
Вот тогда и начала появляться  в печати и на концертной эстраде старинная музыка под именем Д. Каччини и других композиторов той эпохи.
В 1970 году фирма «Мелодия» выпускает пластинку «Лютневая музыка XVI – XVII века, очень быстро ставшую бешено популярной.
Дочь Тамара (искусствовед) вспоминала, слушая пластинку, что где-то, когда-то  уже слышала эту музыку, и только посмотрев кинофильм «АССА», где одну из мелодий с пластинки, переделанную в песню «Город золотой», пел Б. Гребенщиков, она  вспомнила детские годы, когда в ночной тиши из большой кухни большой коммунальной квартиры раздавались нежные звуки – то музицировал её отец.

Так она раскрыла его тайну.
 - Почему же он  скрывал своё авторство?
 - Он очень любил музыку, искусство в себе, а не себя в искусстве.
Считал, что его-«недоучку» никто публиковать не будет, а музыку свою очень хотелось услышать.
И он своего добился.
Его произведения исполняют многие, в том числе и именитые: Б. Штоколов, И. Богачёва, И. Архипова…
А имя  всплыло уже после его безвременной кончины в возрасте 47 лет.
Сегодня мир любит и исполняет его музыку и знает имя автора.
Редкий альтруизм!!!
Но и такие уникумы преподносит нам природа!
И слава Богу!

P.S.
Фуга – многоголосное, полифоническое музыкальное произведение.
Фото для коллажа из Интернета.
Спасибо авторам.


Рецензии
благодарю за интересные познавательные истории, как много тайн скрывается за каждым привычным названием....
как с Тихим Доном, не имеющим к Шолохову никакого отношения....

с теплом

Ирина Коноваленко   25.12.2016 17:45     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.