Леонид Быков. Актёр - не по формуле
В свое время я прочитала о нем много разгромных статей, писали в основном про его неудачные роли. Как правило, в критических статьях 60-х годов всегда не лицеприятно отзывались об актерах, которые внешностью и образом мысли резко отличались от всех остальных, стереотипных. С каким ужасом восприняли его дирижера в «Большом фитиле» или его первый режиссерский дебют, фильм «Зайчик». Но ведь никто не отрицал и того, что талант Быкова специфичен. Да, конечно, наверное не стоило Петру Алейникову после роли Вани Курского и Молибоги играть Пушкина в фильме «Глинка», как не стоило никогда Румянцевой играть Анну Каренину, но только Леонид Быков здесь не может вписаться в ролевые неудачники. Критики не правы, он всегда и везде был на своем месте, даже в эпизоде фильма «Чужая родня». Всегда, почему-то, вспоминается этот фильм с момента комсомольского собрания, где идут споры, как надо жить и любить. Его, педагога, пригласили на это заседание, ждали от него циничного и лихорадочного слова, а он по простому, со свойственной ему естественностью, ответил: « Всё-то, ты по формуле хочешь, товарищ Глазычева! От неё, ни на шаг. А жизнь-то она идёт не по формуле, Глазычева, ох, как не по формуле!»… И окинул всех добрым взглядом.
Вот именно, не по формуле! Он и сам никогда по этой самой формуле не работал. Вспомним хотя бы Максима Перепелицу, шабутного, лукавого и очень талантливого паренька и сравним его с таким же непутёвым Иваном Бровкиным. Ну, видите разницу? В кого превратился, по формуле скроенный Бровкин к концу фильма? В передового бойца, которого командир, как отличившегося на учениях, послал домой в отпуск на десять суток в качестве награды. А во второй части фильма, он уже герой труда. Всё правильно, всё по формуле! Вот кого из непутёвого воспитала армия! А Перепелица? Каким был, таким и остался, хотя, вроде, по формуле положено было воспитать из него Человека. Нет, он немного остепенился, но именно потому, что повзрослел, хлебнул армейской жизни, а по натуре вернулся в родимый дом, всё тем же пареньком Максимом. С лукавинкой, с хитринкой в глазах давая понять зрителю, что его личность непоколебима.
Для Леонида Быкова основная нотка в искусстве – это лиризм, окрашенный мягким, добрым юмором. Широкая известность пришла к нему с фильмом «Укротительница тигров», где, опять же, он играет не по формуле. Там его герою уделено не главное место, основной дуэт Касаткина – Кадочников. Но без Быкова трудно было бы представить эту картину комедией. По сценарию было понятно, что его герой активно вмешивается в этот любовный дуэт, создавая интригу любовного треугольника, но актёр, однако, сумел так «прочитать» свою роль, что не вышел за рамки грубого вмешательства в сюжет. Он придал ей трогательно-юмористическую окраску. Самое интересное и ценное здесь, что юмор поступков и комичных положений Пети Мокина, нигде не заслонил от зрителя правды добрых и глубоких человеческих чувств. Особенно в связи с этим вспоминается самый последний эпизод фильма с его участием, когда Петя уходит, пораженный своей неудачей, из гримёрки любимой девушки, поворачивается у порога и желает ей счастья: «Большого, большого, Лена!...» И желает это искренно, от души. Так же глубоко и безответно он любит в фильме «Добровольцы», но там появилось, что-то по настоящему новое в роли Алёши Акишина. Там цельность характера героя раскрывается без лишней броскости и эффектной внешности, без бравады, которая все таки Быкову во многих образах присуща. Даже юмор, который сам собой, непроизвольно окрашивал всё, что связано с персонажами Быкова, был запрятан куда-то внутрь, и проявлялся лишь в силу необходимости по ходу сюжета. А актерских усилий нигде не чувствовалось. Он был органичен и естественен, как всегда, несмотря на иную задачу, которая здесь решалась, так как перед нами разворачивалась трагедия этого героя, по-настоящему героя, погибшего в подводной лодке, защищая свою Родину! Да, картина «Добровольцы» художественно не совершенна, но она решает не простую задачу, показать образ ушедшего от нас поколения. Образ людей разных, но очень близких друг другу той близостью, которую придает время, эпоха, а главное – общность идеалов. Яркий актерский ансамбль сумел обрисовать несколько страниц нашей недавней истории и Леонид Быков разделил с создателями фильма наибольшие его удачи.
Но самый его удачный лирический герой, проявился в фильме «Алешкина любовь». Об этом произведении не было сказано всех хороших слов, которое оно заслужило и, по праву! Множество самых разных по глубине и драматичности фильмов о любви, видели мы на экранах. Среди них были, безусловно, более тонкие и философски весомые произведения, чем этот фильм, но когда пытаешься вспомнить картину, в которой это чувство было особенно светлым, оставило ощущение радости и полноты человеческого счастья, перед глазами встает «Алёшкина любовь». Хоть здесь и нет эффектных героических испытаний, бурных сцен объяснения, ничего, что могло бы вызвать шквал эмоций. Герой Леонида Быкова – Алёша, - аккуратно несёт через весь фильм своё чувство, так, чтобы не расплескалось ни капли, той живительной влаги, которая чистым родником питает мир его души. Чтобы ни замутить и не запачкать, он бережно обходит все препятствия. В пареньке из «Укротительницы тигров» была редкая настойчивость и уверенность в своих возможностях. Его не смущали неласковые повороты судьбы. Он был уверен, что его упорство победит в жизни всё, девушку тоже. Её можно завоевать. И это вызывало улыбку зрителя. Чувство Алёши из «Добровольцев» не было столь ярким внешне, оно было проще, но глубже, серьёзней. Зритель понимал, что парень справится с горем, увидев, что его чувство безответно.
В «Алёшкиной любви» всё иначе. Тут Быков сумел доказать зрителю, что для Алёшки нет ничего важнее этой любви. Он живет ею, нежно и бережно несёт в руках и в сердце, как драгоценный сосуд, защищая и охраняя от нападок со всех сторон. Он верит сам и заставляет верить нас, что такое звёздное чувство не может остаться безответным. И все эти серьёзные вещи, рассказанные всерьёз актером, окрашены добрым светлым юмором, таким же светлым, как сама любовь. Только такой она должна быть, какой мы видим её здесь, только такая она подлинная и настоящая!
«В бой идут одни старики». История создания фильма.
Идея снять этот фильм пришла в голову Леониду Быкову давно. В годы войны он мечтал стать летчиком, однако из-за маленького роста его не взяли в летное училище. Но любовь к людям этой героической профессии продолжала жить в нем постоянно. После того как в начале 70-х Быков перебрался из Ленинграда в Киев, он решил свой первый фильм на тамошней киностудии снять именно про военных летчиков. В соавторстве с двумя сценаристами - Евгением Оноприенко и Александром Сацким - им был написан сценарий, основанный на подлинных событиях времён Великой Отечественной войны. В частности, под личностью командира эскадрильи гвардии лейтенанта Титаренко (он же Маэстро) скрывался Герой Советского Союза, парень с Арбата Виталий Попков. В годы войны он служил в легендарном 5-м гвардейском истребительном авиационном полку под командованием Василия Сталина, и его эскадрилья была прозвана "поющей" за то, что в ней имелся собственный хор, и два самолета были подарены фронту оркестром Утёсова, и на одном красовалась надпись "Весёлые ребята". К слову, полк Василия Сталина дошел до Берлина и сбил рекордное количество вражеских самолетов - 744, имел в своих рядах 27 героев Советского Союза (14 из них служили под началом Маэстро, а самому Попкову после войны в Москве установили бюст, как дважды Герою). Впрочем, есть и другая версия, которую рассказал бывший летчик бомбардировочной авиации Исаев Петр Иванович. Пятый гвардейский истребительный авиаполк прикрывал вылеты их бомбардировщиков и ребят из поющей эскадрильи он знал лично. Так же помнил и летчика Титаренко, который летал на самолёте, подаренном Утёсовым со скрипичным ключом на борту. Так что фамилия была взята подлинная, а кто служил прототипом главного героя, об этом известно только режиссеру.
Когда Быков писал сценарий, он старался не слишком отходить от действительных событий, хотя кое-что всё-таки домыслил и изменил. Например, он придумал новый персонаж - Кузнечика с подсказки Евгения Оноприенко, который сам насмотрелся на войне таких вот желторотиков. И во всех его сценариях фигурируют такие же молоденькие ребятки. На самом деле низкие виражи над аэродромом перед девушками выделывал не кто иной, как сам Попков, за что командир приказал запретить ему боевые вылеты на месяц.
Но таких отклонений от реальных событий в сценарии было немного, и львиная доля того, что мы видим в фильме - правда. Это и любовь узбекского Ромео (настоящая фамилия летчика была Марисаев) к русской Джульетте, и их последующая гибель (девушка погибла во-время бомбежки столовой, а Ромео сложил голову в одном из боёв), и привычка механика крестить перед вылетом самолеты, и попадание Маэстро в плен к своим (для доказательства своей принадлежности к Красной Армии ему пришлось врезать одному из конвоиров по физиономии) и т.д. и т.п.
Между тем, когда сценарий был написан и отправлен "наверх", оттуда вскоре пришел неожиданный ответ: дескать, материал негероический. Высокие цензоры возмущались тем, что советские летчики изображены во многих сценах как поющие клоуны. Короче, ставить такой фильм Быкову поначалу запретили. Но он не отчаялся. Чтобы доказать обратное, Быков взялся... "обкатывать" сценарий на сцене. Чтение им отдельных кусков сценария в самых разных городах Советского Союза вызывало у слушателей такой восторг, что никаких сомнений в правильности созданного произведения у цензоров уже не возникало. А тут ещё за сценарий стали заступаться люди, которые сами не понаслышке знали о войне. В частности, 14 ноября 1972 года на киностудию Довженко прислал письмо начальник штаба войсковой части 55127 полковник Лезжов. Он писал, что прочитанный им сценарий - это честный рассказ о войне и о людях, которые добыли в ней победу.
СЪЁМКИ.
20 февраля 1973 года фильм был запущен в подготовительный период. И здесь Быкову тоже пришлось столкнуться с рядом трудностей. Кто будет играть Маэстро-Титаренко у режиссера сомнений не было. С самого начала Быков примеривал эту роль на себя. А вот много нервов ему стоило утверждение на роль механика Макарыча ленинградского актера Алексея Смирнова. Тот был известен как актер комедийного плана, а у Быкова ему предстояло стать фронтовиком. Чиновники от кино резко возражали:"Не бывать этому! У него же тупое лицо!" Тогда Быков рассказал о том, что "актер с тупым лицом" - сам бывший фронтовик, вернувшийся с войны полным кавалером орденов Славы, сопротивление чиновников было сломлено.
Большую помощь в работе над фильмом оказал маршал авиации, легендарный летчик Александр Покрышкин. Маршал за одну ночь прочитал сценарий фильма, который оставил ему Быков, и распорядился выдать ему не один, не два ( как просил его режиссер), а целых пять самолетов для съемок. Четыре истребителя "Як-18" и чехословацкий "Z - 326", внешне похожий на "Мессершмитт"-109.
Съемки фильма начались 22 мая в павильоне студии Довженко. В начале июня начали снимать эпизоды "на аэродроме". Поскольку Быков не любил, когда его дублировали, он все трюки старался делать сам. И за время съемок вполне прилично освоил управление самолетами. Правда, в воздух он их не поднимал.
Весь июнь снимали натурные объекты. В начале июля группа перебазировалась под Чернигов, где на берегу Десны предстояло отснять эпизоды на объектах:"аэродром","в лесу","река","окраина села" и др. Но съемки затянулись - из Киева не прибыли самолеты. И Быкову пришлось заменить нерасторопного директора фильма на другого. Между тем через несколько дней случилось новое ЧП: с картины ушел исполнитель роли Смуглянки Анатолий Матешко, который прельстился главной ролью в другом фильме.
КАК ЗАМЕНИЛИ СМУГЛЯНКУ.
Далее послушаем рассказ оператора фильма В.Кондратьева:
"Помню, тем утром я встретил Быкова в буфете. Он стоял расстроенный и мял в руках какую-то бумажку. В ответ на мой удивленный взгляд он протянул мне телеграмму с киностудии: "Срочно отправьте в Киев Матешко". Что тут поделать? Поехали на съемочную площадку, а тут как раз ассистент режиссера привез из Киева "желторотиков" - молодых ребят - студентов театрального института, только что окончивших первый курс. Их представили Быкову. Он осмотрел начинающих актеров профессиональным взглядом, выискивая нового Смуглянку, и остановился на девятнадцатилетнем пареньке, Серёже Подгорном..."
Хочется добавить, что Смуглянка персонаж подлинный. Лейтенант Чедронов был хорошим другом Быкова и погиб на фронте, как герой. И фильм-то этот режиссер задумал в память о своем друге.
Между тем до конца съемок оставался ещё месяц, а 8 - 10 сентября уже снимался финал: Маэстро, Макарыч и Кузнечик находят могилу двух летчиц, одна из которых была невестой их боевого товарища Ромео. Как мы теперь знаем, фильм завершается эпизодом, когда Маэстро и Макарыч сидят в степи возле памятника, и на фоне этого финального кадра будет звучать песня "За того парня".
В середине сентября группа перебазировалась на студию Довженко, где предстояло отснять павильоны. Параллельно снимались воздушные бои.
ПРЕМИЯ НАХОДИТ ГЕРОЕВ.
Съемки фильма закончились в середине октября, после чего начался монтаж. Он длился до 6 декабря. Шесть дней спустя фильм без поправок приняли на студии, а 27 декабря состоялась сдача ленты в Госкино Украины. На неё были приглашены не только высокие чины украинского кинематографа, но и те, о ком она и была создана - летчики-фронтовики. Одним из них был прославленный советский ас, трижды Герой Советского Союза, сбивший в 156 воздушных боях 59 фашистских самолетов, Александр Покрышкин. Лента его буквально потрясла. Когда в зале зажгли свет, от присутствующих не укрылось, что Покрышкин вытирает слёзы. А потом картину посмотрел и сам прототип Маэстро - Виталий Попков.
Во многом именно благодаря хорошим отзывам бывших фронтовиков, успевших посмотреть фильм до его выхода на широкий экран, Госкино СССР приняло решение поощрить создателей картины. 6 февраля 1974 года был издан приказ о выплате им денежного вознаграждения. В числе поощренных были 39 человек.
На широкий экран фильм вышел 12 августа 1974 года. И уже к концу года со-брал на своих сеансах 44 миллиона 300 тысяч зрителей (4 место), что явилось большой неожиданностью: к тому времени фильмы о Великой Отечественной войне такой "кассы" практически не собирали. Между тем Госкино СССР откажется поднять гонорар создателям картины, по ходатайству студии Довженко, с 6 тысяч до максимальных 8-ми. Это при том, что через несколько месяцев фильм "В бой идут одни старики" соберёт множество призов на различных кинофестивалях и принесет доход в сотни миллионов рублей.
После успеха фильма "В бой идут одни старики" Леонид Быков решил свою новую картину снова снимать о войне. А тут ещё и удобный случай представился: известные драматурги Борис Васильев и Кирилл Рапопорт (авторы "Офицеров") представили на киностудию им.Довженко свой сценарий "Аты-баты, шли солдаты...". 27 октября 1975 года сценарий обсудили на студии, а в ноябре уже началась его режиссерская разработка. 16 декабря фильм был запущен в подготовительный период.
Об истории съемок.
В течении двух последующих месяцев подыскивались места натурных съёмок, рисовались эскизы декораций, подбирались актеры. Изначально самую колоритную роль в картине - неунывающего ефрейтора Святкина - Быков примеривал на себя. Сейчас можно как угодно расценивать то, что из этого получилось. Многие говорили о том, что Быков сыграл её слишком бравадно, напыщенно,.. возможно. Во всяком случае, до Титоренко здесь было далеко. Но не стоит забывать о физическом состоянии актера на тот момент. Быков играл эту роль будучи больным. Но об этом ниже. Что касается других ролей, на них он взял артистов из Киева и Москвы, причем малоизвестных. Единственным исключением был Владимир Конкин, который после триумфальной роли Павла Корчагина в телевизионной версии 1973 года стал одним из самых снимаемых молодых актеров отечественного кино ( за эту роль он был удостоен премии Ленинского Комсомола). Ему досталась вторая главная роль в фильме - лейтенанта Суслина. На остальные роли Быков взял следующих артистов: Елену Шанину, Бориса Химичева, Александра Крыченкова, Евгению Уралову (все - Москва), Леонида Бакштаева, Ивана Гаврилюка, Николая Сектименко, Октабека Ганиева, Михаила Езепова, Наталью Наум (Киев).
В середине января 1976 года съемочная группа приехала в Загорск, где в скором времени должны были начаться натурные съемки фильма. Однако из-за задержки со стороны Министерства Обороны, которое не смогло во время выделить необходимые войска, съемки пришлось перенести - сдвинуть на целую неделю. Они начались в конце января. А 9 февраля Быков отправился в Госкино СССР, чтобы утвердить там актерские пробы. Просмотр состоялся в присутствии зампреда Госкино Бориса Павленка и главного редактора сценарно-редакционной коллегии Даля Орлова. Все актеры были утверждены.
СЪЕМКИ.
В Подмосковье стояли в те дни 30 градусные морозы, глохла техника, заболевали люди. Однако жалоб не было. Каждый понимал, какое кино снимается. Весь февраль съемки велись на пределе возможного. За месяц было отснято более полутора километров кинопленки - но когда её проявили - многое из отснятого оказалось браком. Причем по вине студии. Говорят, что когда группу отправляли в киноэкспедицию, то забыли поменять рамку с обычного кадра на широкоэкранный. Хотя в это верится с трудом. На месте во время съемок оператор очень четко может это распознать. Так что проблема с браком видно была в другом. От мороза, возможно, не срабатывала техника как надо, и тем не менее, встала проблема, что делать? Опять надо было выбивать войска для досъемок. Ходоком опять стал Быков.
Едва режиссер переступил порог министерского кабинета, как на него обрушился поток смачного российского мата. К тому же хозяин кабинета был прав: измотанные февральскими съемками солдаты имели право на заслуженный от-дых, и не их вина была в том, что у киношников отказала проявочная техника.
Между тем Гречко успокоился и сменил гнев на милость. Всё же фильм о войне снимали. В итоге он дал "добро". И съемки под Загорском продолжились. Правда, разнос устроенный Быкову министром, очень скоро аукнется режиссеру серьезными проблемами со здоровьем.
В середине марта снимали кульминацию фильма - последний бой роты Суслина. К тому моменту морозы уже отступили, но легче от этого не стало. Съемки велись от рассвета до заката со множеством дублей.
7 апреля съемки под Загорском были благополучно завершены, но буквально на следующий день Быков свалил инфаркт - второй по счету (первый он тоже заработал на киношной ниве, когда снимал в 1964 году свой первый режиссерский дебют - комедию "Зайчик"). Быкова определили в одну из столичных клиник. И вот тут появилась легенда о том, что в этой клинике своим друзьям - режиссеру Николаю Мащенко и актеру Ивану Миколайчуку, Быков написал завещание. Но он, надо отметить, не был человеком сентиментальным, а наоборот, слишком требовательным к себе и другим, как режиссер, и такую слабость, вряд ли допустил бы. Тем белее, молодым из жизни он уходить никак не собирался. Так вот по легенде этой выходит так, что поздно ночью, когда все спали, он пишет завещание, запечатывает его в серый конверт и прячет в тумбочку.
А в десятых числах апреля вручает его редактору киностудии имени Довженко Эмилии Косничук, которая приехала из Киева специально его навестить и заодно сообщить, что от фильма его никто отлучать не собирается (Быков думал, что так произойдет после скандала с Гречко). Когда встреча подходила к концу, Быков извлек на свет запечатанный конверт и предал редактору. При этом сказал:"Вручите Николаю Мащенко и Ивану Миколайчуку как-ни-будь". - "Как это, как-нибудь?" - удивилась Косничук. "А так, - улыбнулся Быков. - Когда захотите". Пожав плечами, редактор спрятала конверт в сумку. Самое интересное, что принеся послание к себе домой, она положила его в шкаф и... забыла на несколько лет! Вы, поверите в такое? Режиссер дает вам конверт с просьбой передать друзьям, а вы пришли домой и забыли на много лет о нём. Нелепость и чушь! Распечатают завещание Быкова, якобы, только через три года за несколько дней до его трагической гибели. Не странно ли? Для чего придуман такой ход? Но это лишь одна из версий, которую выгодно рассказывать теперь. Раньше придерживались другой истории. Что завещание, мол, было написано за три дня до его гибели, в результате чего сложилось мнение о его добровольном уходе из жизни. Но к этому вернемся позже.
26 апреля, когда Быков всё ещё лежал в больнице, в Москве от сердечного приступа умер министр обороны Гречко. Зла на него Быков никогда не держал и тот досадный инцидент, который приключился между ними в феврале, уже успел благополучно забыть. Тем более что именно Гречко помог ему завершить работу над натурными эпизодами под Загорском.
ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ ЛЕОНИДА БЫКОВА.
В Киев Быков вернулся аккурат к майским праздникам. 10 мая съемки были возобновлены в павильонах киностудии имени Довженко. В этот день Быков снялся в тяжелейшей для себя сцене, где ефрейтор Святкин лихо отплясывал "Цыганочку". На съемках режиссер выглядел бодрым и веселым, и никто из его коллег, глядя на него, не мог вообразить, что каких-нибудь пару недель назад этот человек готов был уйти из жизни. Но все это знали и с замиранием сердца следили за его телодвижениями, поворотами и подскоками. А он плясал, хоть ему и нельзя было делать никаких резких движений.
21 июня съемки были завершены, после чего в течении двух месяцев шёл монтаж. 27 августа фильм был сдан руководству киностудии, причем практически без поправок. Та же история повторяется и в Госкино.
На широкий экран фильм вышел 25 апреля 1977 года. Касса, собранная им за несколько месяцев проката, выглядела внушительной. Его посмотрели 35 млн.800 тыс. зрителей. Для фильма о войне это был рекорд. Последний раз было нечто подобное в 1974 году, причем опять же с фильмом Леонида Быкова - его "В бой идет одни старики" собрал 44,3 млн. зрителей.
В ноябре 1977 года за оба последних фильма Леонид Быков был удостоен Госпремии Украинской ССР. Однако радость от этого события была безнадежно испорчена. Виновником этого стал 19-летний сын лауреата Олесь, который оказался замешан в криминальной истории. Вместе с друзьями и на отцовской "Волге", он принимал участие в ограблении ювелирного магазина. После ограбления они скрылись с места преступления на быковской машине. Но кто-то из случайных прохожих успел запомнить её номер, и уже вечером этого же дня всю гоп-компанию повязали. Включая и Быкова-младшего. Когда Леонид узнал об этом, у него случился третий инфаркт, однако лечь в больницу Быков отказался. Не смог он приехать и на церемонию награждения его Госпремией, поскольку ему было стыдно за сына. Он даже заявил, что отказывается от столь высокой награды, поскольку недостоин её. Когда об этом узнал первый секретарь ЦККП Украины Щербицкий, который обожал фильмы Быкова, он распорядился отправить премию лауреату на дом. Быков принял награду прямо в постели, а на все его возражения ответ был один:"Такого пожелание товарища Щербицкого..." Что касается Олеся, то ему помогут избежать более сурового наказания именно заслуги его отца. В то время, как его приятели, ограбившие ювелирный, получат по пятнадцать лет тюрьмы, он отделается годом пребывания в психушке.
Конечно, все это не могло сказаться на его моральном состоянии. Поговаривали о том, что режиссер писал заявление об уходе с киностудии Довженко, но его отговорили. И вскоре появилась идея поставить фильм комедийно-фантастического плана «Пришелец». Режиссерскую разработку поручили Быкову. Начался подготовительный период, подбор актеров, пробы. Сам Леонид Федорович должен был сыграть в этом фильме, аж две роли. Одним словом, были громадные планы, потекла опять насыщенная творчеством жизнь, которую весной 1979 оборвала нелепая трагедия.
Дочь режиссера Марьяна рассказывала, что отец очень любил рыбалку. Она отвлекала его от повседневности, заряжала энергией и он часто уединялся на берегу реки с удочкой в руках. Как говорят, мог даже на чей-то знаменитый юбилей не поехать, а отправиться рыбачить. Так произошло и в этот день. Ближе к вечеру 11 апреля 1979 года, Быков возвращался с дачи под Киевом. На 47 километре трассы Минск – Киев, возле поселка Дымер, произошло столкновение его «Волги» с грузовиком. В этой автомобильной катастрофе Леонид Быков трагически погиб. Следствие велось очень тщательно. Проводились консультации с экспертами, автогонщиками, эксперименты на автодроме «Чайка». Оказалось, что молодой водитель встречного грузовика, который уже было собрался в тюрьму, не виновен. Он был трезв, как и сам режиссер в момент катастрофы. И вот тут остается много неясностей, что до сих пор обрастает сплетнями и слухами.
Все произошло мгновенно и на большой скорости. Есть очевидцы, которые утверждали, что машина мчалась очень быстро под уклон. В этом месте дорога шла немного вниз. Впереди «Волги» Быков двигался трактор МТЗ-50 с мотокультиватором. Видимо режиссер решил его объехать и при обгоне произошло столкновение со встречным грузовиком ГАЗ-53. Чтобы избежать этого столкновения Быков тормозил до последнего, что уже свидетельствует, что не было никакого инфаркта, как многие утверждали тогда, в момент катастрофы актер был в сознании. Но скорость была огромной, тормоза очевидно не сработали, Быков вывернул руль, пытаясь уйти от лобового удара, и врезался в трактор правым бортом. Машину сплющило, актер погиб мгновенно. Но вся странность заключается в том, что перенесший несколько инфарктов человек не будет так сильно гнать, зная, что это для него опасно. Многие его друзья говорили, что Быков ездил очень осторожно последнее время и не быстро. Был полон творческих планов, на тот свет никак не собирался, и уж конечно, траурных мыслей не имел. Самоубийство исключено, тормозил до последнего, что подтвердила экспертиза. Значит одна из версий, испорченные тормоза, здесь вполне уместна. Потому что скорость в момент столкновения была такой, что при ударе ремень безопасности перерезал тело Быкова пополам.
На момент смерти Быкову было всего 50 лет. Похоронен Леонид Федорович Быков на Байковом кладбище в Киеве (участок №33 на границе с участком №49).
Что касается его творческого завещания, якобы им написанного, тут опять разные версии, как и разные тексты его приводятся. То говорят про большое послание, запечатанное в серый конверт, то про маленький клочок бумажки. Скорее всего, ни того ни другого не было. Дочь Марьяна рассказывала, что видела маленький клочок вырванный из тетради на котором написано всего несколько строк, но завещание ли это было? Вот его текст дословно: Пусть кто-то один скажет слово «прощай», и всё. Не надо цирка, называемого почестями. После этого «дерболызните» кто сколько может. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет «Смуглянку» от начала и до конца…
Как видно из написанного – это был фрагмент сценария фильма «В бой идут одни старики». Володя Алексеенко, один из его учеников, даже видел на этом клочке номер страницы. Он и рассказал, что первоначально у Быкова концовка фильма была другая, но потом она претерпела некоторые текстовые изменения. Летчик Титаренко, сидя у могилы погибших девушек вместе с механиком должен был произнести такие слова: «Если я, как и они, уйду раньше победы… Макарыч, не надо лишних слов. Пусть кто-то один скажет «прощай» и все. ..» Далее по тексту, приведенному выше. Потом режиссер изменил концовку. «Пусть большой симфонический оркестр врежет «Смуглянку», от начала и до конца…» Далее идут титры и песня «За того парня», как мы все теперь помним. А первоначальный вариант режиссер просто сохранил себе на память в своем дневнике в виде небольшого клочка, вырванного из тетради. Только потом, кому-то очень понадобилось выдавать этот листок за творческое завещание актера. Зачем? Чтобы оправдать версию самоубийства? Так или иначе, вся история жизни и смерти Леонида Федоровича обрасла легендами и всевозможными нелепостями. Но для нас зрителей остается только одно его доброе имя и большой талант человека, открывшего душу навстречу добру и справедливости, любви и верности, душевной чистоты и щедрости. Для всего огромного и светлого, что заполняет до краев пространство его произведений. Светлая ему память!
Краткая справка: Леонид Быков родился 12 декабря 1928 года в селе Знаменка,Славянского района (Донецкая область), УССР, СССР в семье Фёдора Ивановича и Зинаиды Панкратовны Быковых. В 1938 году родители переехали в город Краматорск, где Быков окончил среднюю школу № 6, там же впервые вышел на сцену местного ДК им. Ленина.
Трагически погиб 11 апреля 1979 года на 47 км трассы Минск – Киев, возле поселка Дымер.
(В статье использованы материалы из воспоминаний режиссера студии им. Горького В.Алексеенко, а так же материалы Ф.Раззакова).
Свидетельство о публикации №216100501317
На вкус и цвет... На мой взгляд, "В бой идут одни старики" - один из самых слабых фильмов о летчиках ВОВ. Слишком он правильный. Велика доля идеологической составляющей, в ущерб самой обычной военной правде. Руководящая роль партии (партсобрания, коммунисты - впереди) здесь выдержана в "правильном ключе", который во времена, когда снимался фильм, наверное, невозможно (или очень трудно) было обойти.
Поэтому из трех наших, советских фильмов о летчиках ВОВ мне больше нравится "Хроника пикирующего бомбардировщика" (Н. Бирман, 1967) - http://www.proza.ru/2009/05/25/248
А самый лучший фильм этого направления, как на мой личный взгляд, "Торпедоносцы" (С. Аранович, 1983). Потрясающий фильм. До сих пор помню, где и когда я его посмотрел в первый раз... Наверное, потому пока и не написал о нем. Боюсь, не смогу донести до читателя тех чувств, которые испытываю сам, когда смотрю эту киноленту...
Константин Кучер 11.10.2019 11:44 Заявить о нарушении
А насчет фильма Н.Бирмана... До сих пор помню свои первые впечатления от просмотра. Ведь я ждала, чего то привычного, Быковского, так как росла с его "стариками", а тут такой шок в конце испытала. Но, как сыграл там Толубеев!!! Он без слов в финале шел по летному полю, а на лице отпечаталась вся трагедия Второй Мировой. Это же надо, какие были тогда АКТЕРЫ! И еще эта потрясающая музыка - весь зал, буквально рыдал под эти титры! Спасибо создателям!
А в " Торпедоносцах", меня тоже потряс финал, разваливающийся на крупном плане самолет в огне на замедленных сьемках, падающий на землю. Страшно, но сцена очень сильная получилась...
Спасибо большое за Ваш такой подробный комментарий!
С уважением!
Ольга Азарова 3 11.10.2019 15:22 Заявить о нарушении