Портрет

    Вечер жаркого лета принес столь желанную прохладу. Молодой художник только что закончил свою очередную работу. Еще один портрет. Бесспорно у него талант. Все эти надменные чиновники, их жены, дети, на его портретах получались лучше, чем в жизни. И к нему выстраивались очереди желающих запечатлеть себя в живописи. Как же ему надоело их рисовать! Совершенно не оставалось времени на работу для души. Рисовать то, что хочется. Вот хотя бы этот прекрасный летний вечер. Нет, он не против портретов, он с удовольствием нарисовал бы, какую ни будь милую девушку с весной в глазах. И уж эту весну, он бы раскрыл полностью.… Но, увы, сейчас он нуждался в деньгах, и еще нужно сделать себе имя, и может тогда, когда уже не будет нужды рисовать ради денег, он…

Его грустные размышления прервал стук в дверь. Кто это мог быть? Наверное, пришли за портретом, но ведь он предупреждал, что бы забирали завтра. Не довольно он подошел к двери и открыл ее. На пороге стояла глубоко пожилая дама. Молодой художник даже ахнул от удивления, он ни разу не видел настолько древних старушек. Казалось она еле стоит, худенькая фигурка всем своим маленьким весом опиралась на трость. И что бы продолжить стоять, старушка прикладывала не вероятные усилия. Заставлять такой антиквариат стоять дальше, на его пороге, было бы чертовски невежливо, и он, помогая ей войти, усадил свою гостью в кресло.
- Добрый вечер, - поздоровалась старушка.
- Добрый вечер, - отозвался молодой художник.
- Я слышала о вас прекрасные отзывы, о ваших работах. Говорят вы просто волшебник, так преображаете людей…
- Что вы, - засмущался парень, - я всего лишь бедный художник и никакой не волшебник.
- Вы - талантливый художник, - улыбнулась пожилая дама.
Она откашлялась, а потом, улыбнувшись снова, продолжила.
- Я хочу заказать у вас портрет. Я хорошо заплачу.
Ну да, конечно. Подумал художник, а что я ожидал? Что меня просто пришли похвалить.
- Хорошо, - согласился он.
- Но заказ будет не совсем обычный. Но я повторяю, я состоятельная дама и заплачу хорошо. Портрет мне нужен не такой меня, как сейчас. Старой и поблекшей, а той меня, какой я была в молодости.
Художник не удивился. Нечего не обычного. Так заказывали, он слышал, от некоторых коллег.
- Вы принесли фотографию?
- Нет. К сожалению, у меня не сохранилось ни одной фотографии или рисунка.
- Тогда, как же я вас нарисую?
- Ну… - старушка немного растерялась, - я буду подсказывать вам. Что то мы можем позаимствовать с других портретов и фото. Ведь есть сходство во многих людях.
Молодой художник немного задумался. Работа предстояла не из легких. Не известно, получится ли. И насколько эта милая старушка будет притязательна к своему заказу. Но с другой стороны, она отличительна от простых скучных портретов. И заплатят хорошо. Художник согласился.
- Когда приступим? – спросил он.
- Я стара, и каждый мой день, может быть последним. Поэтому хотелось бы прямо сейчас.

***
Уже через пятнадцать минут, работа захватила его полностью. Через два часа было набросано с десяток разных эскизов. С небывалым вдохновением и интересом, работал молодой художник, над самым необычным портретом в своей жизни.
- Волосы, - говорила заказчица, - у меня были рыжие и кудрявые… как у Венеры, в « Рождении Венеры» Боттичелли. Может вам это поможет. Только в прическе из таких, какие носила Великая княжна Ольга Николаевна, кажется у Винтерхальтера есть ее портреты.
Молодой художник взглянул на свою заказчицу. Ее седые как снег волосы были убраны в аккуратную сложную прическу. Белесыми глазами она смотрела куда-то сквозь стены. В какое то мгновение ему показалась ее осанка величественной, а глаза, которые почти уже не имели краски, пронзительными и глубокими. Надо не забыть подчеркнуть это в портрете, подумал он.
-  Нет, определенно – нет! У меня был аккуратненький носик, а не это, что вы там нарисовали!
И художник исправлял, как велела заказчица.
Так работали они довольно долго, стрелки часов перешагнули полночь. Пожилая дама поднялась с кресла.
- Мне пора. Я помогла вам всем, чем могла. Меня ждет такси. Когда я могу прийти за портретом?
Молодой человек поднялся, что бы проводить гостью.
- Через неделю, точно будет готово. Но, остался небольшой момент, который я бы хотел уточнить.
- Какой же?
- Какой фон вам нарисовать?
Гостья призадумалась, и сказала, улыбаясь своим воспоминаниям.
- А нарисуйте меня весной. Весной я познакомилась со своим мужем. Мы прожили вместе долгую, счастливую жизнь. Наша с ним первая весна, никогда нас не покидала. В тот день, было ясное голубое небо. Цвели вишни и яблони, и мы цвели и наши сердца. Я была тогда совсем юной девчонкой, гуляла по весеннему саду, солнце было жарким, ветер развивал мои не послушные волосы. Он подошел ко мне, и сказал: «простите, у вас, что-то запуталось в волосах». Он сделал вид, что вытаскивает из волос что-то. А потом протянул мне одуванчик, я спросила удивленно:        «как он там оказался»? А он ответил: «наверное, вас любят цветы». Это был прекрасный день.
Старушка попрощалась и ушла. Молодой художник вернулся к своей работе.
***
Прошло два дня. Ему не нравился портрет, который у него получался. Он был, таким, как надо, но каким то безжизненным. И тут молодой художник решился. Он нарисует ее весной! Не с этой сложной прической, а с распущенными волосами, с которыми играл ветер! А на фоне весна! И в ее глазах весна! И солнце! И небо голубое, голубое,…  а в руке желтый одуванчик…
Наконец работа была закончена. Девушка, которая смотрела на него с портрета, была великолепна. Казалось, что она оживет через какое то мгновение.
Настал день, когда пора было отдавать портрет, но заказчица за ним не спешила. На следующий день опять не пришла, и через месяц тоже. Наступила осень, и вот в один из дождливых дней, за портретом пришел человек. Он не чего не знал о заказчице. Ему просто поручили доставить деньги и забрать портрет, который надо будет отправить в другой город, на адрес какого то музея. Человек вручил художнику конверт, забрал картину и ушел.
Молодой человек стоял в недоумении, неужели она не дожила до этого дня? Или просто произошло что то, и ей пришлось уехать. Это уже не выяснить. Он открыл конверт, в нем лежала та самая сумма денег, о которой они договаривались, и маленькая записка, на которой было написано витиеватым почерком: «спасибо».
***
Все портреты, за которые он брался, у него не выходили. Будто он разучился их рисовать. Очередь желающих быть нарисованными заметно уменьшилась, освободив художнику время, что бы работать для души. В каждом портрете, он находил черты, той рыжеволосой, весенней девушки. А в каждом пейзаже, ему казалось, что ее не хватает, что бы оживить картину.
Наступила весна. Все кругом цвело, благоухало и радовалось солнцу! Молодой художник вышел на улицу в отличном настроении, впервые, как ему казалось за долгое время. Он направился в сад, глубоко вдыхая в себя аромат цветущих яблонь и вишен. Птицы пели звонко, люди счастливо улыбались, и тут он увидел ее…
Волосы, как у Венеры Боттичелли, вспомнилось ему. Они свободно развевались на ветру, как будто являлись частью этой непостоянной стихии. Молодой художник сорвал одуванчик и не заметно подошел к девушке.
- Кажется, у вас что-то запуталось  в волосах.
Девушка удивленно взглянула на него. Молодой человек протянул ей маленький желтый цветок, сделав вид, что только что вытащил его из ее непослушных кудрей.
- Как он там оказался?- произнесла она улыбаясь.
- Наверное, вас любят цветы…


Рецензии
Элли - всё прочитанное - понравилось!
спасибо!

Лариса Часовская   02.03.2017 16:12     Заявить о нарушении
Вам спасибо)))

Элли Мурлыкина   02.03.2017 18:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.