Что такое маргинальность в искусстве

Евгений Бриммерберг.
Что такое маргинальность в искусстве.


Что является критерием маргинальности в искусстве? Если этого критерия нет, то все искусство или маргинально, или подлинно. Обществу удобно считать себя нормой и свое понимание культурных ценностей - центральным. Поэтому и принято называть маргиналами людей антиобщественных, утверждающих аномальные ценности. Те же, в отместку обществу, считают себя представителями тотального искусства, так что маргинальность и тотальность в представлении тех и других сталкиваются и приводят к абсурдному пониманию искусства. На самом деле, общество консервативно и инертно и для сохранения своей центальной позиции маргинально рассматривает искусство в отношении к себе. Получается, что маргиналами являются все художники, которые в данный момент не вписываются в норму общественных культурных ценностей. Маргиналы, при условии, что общество центрально, - все художники, создающие искусство на основании присущих ему, а не обществу, ценностей. Маргинальная точка зрения на искусство удобна обществу: и оно цело, и искусство снисходительно им признается. А что было бы, если бы оно бескомпромиссно признало его авангардным? Тогда надо было бы заглядывать в будущее, пересматривать отношение к себе, к своим ценностям. Вот этого общество и не хочет. Поэтому оно не может быть критерием маргинальности или немаргинальности искусства. Критерием этого является понимание того, что искусство развивается не в отношении к обществу, а в контексте мировой культуры, которую как раз и должно освоить общество, прежде, чем выносить свои суждения. В контексте мировой культуры есть четкое различие на подлинное и маргинальное искусство. То искусство, которое не разрушает целостность мировой культуры и является ее продолжателем в современных формах, является подлинным; то, которое основано на распаде единства культурных ценностей, является маргинальным. Маргинален весь постмодернизм, поскольку он основан на теории концептов, которая утвержает распад мира культурных ценностей. Например, Баскья является абсолютным маргиналом, поскольку его личностная позиция не основана на сознании культурных ценностей и исходит из его природы, которая пригодна только для удивления своей необразованностью. Кандинский же - не маргинал, поскольку, хотя он и не исходит из традиции мировой культуры, как, например, Миро или Леже, но соприкасается с ней, извне привносит в нее свой образ и соизмеряет с ней свои достижения. Что же касается маргинальности или немаргинальности самого общества, которое пытается судить культуру, то здесь уместно вспомнить случай с Демокритом, для установления дееспособности которого обществом призван был Гиппократ и который после беседы с Демокритом сказал обществу: "Демокрит - мудрец, а сумасшедшие - это вы".


Рецензии
Уважаемый Евгений! Вопрос, поставленный Вами, кажется мне и важным, и актуальным. Достаточно побродить по страницам Прозы.ру, упоминающим "Черный квадрат" или современное искусство, чтобы в этом убедиться. Критерий нужен, и это бесспорно так. Однако мне кажется ошибочным, ища его, противопоставлять художника и общество. Никакой художник не свободен от общества, если не отождествлять социум с толпой. Автору нужны коллеги, читатели, ценители, а также критики и ниспровергатели. Даже новаторы нуждаются в традиции, чтобы с ней порывать.
Искусство вообще, на мой взгляд, отвечает на общественный запрос, выраженный неявно. В зависимости от контекста в запросе может преобладать потребность в стабилизации или развитии, освоении настоящего или прощупывании путей в будущее.
Да, гении опережают свое время, но они все равно чувствуют потребность, вызревающую в общественном бессознательном.
Чуть более корректно было бы говорить о массовом вкусе, то есть запросе непрофессиональной и неискушенной публики. Но и т.н. массовое искусство порой рождает шедевры. Вспомним хотя бы Высоцкого, Окуджаву, "Иронию судьбы", "Белое солнце пустыни", Шерлока Холмса. Эти авторы и произведения выдерживают проверку временем, порождают последователей и направления, проникают в повседневный язык.
В то же время культура, безусловно, развивается и в соответствии со своими внутренними закономерностями. Они не тождественны общественным, но и не противоположны им. Наверное, правильно было бы говорить, что траектория искусства представляет собой равнодействующую двух сил - общественной и внутренней.
Мне кажется, что не существует "косного общества вообще", как и абсолютно консервативного индивида. Нам всем нелегко менять взгляды, привычки, тем более - ценности, но ведь как-то это все-таки происходит. Если отдельный человек в силу возраста и склада уже не способен меняться, то "старое" общество все равно изменится - через большие или малые потрясения.
В общем, очень хотелось бы получить от Вас, человека, серьезно и профессионально занимающегося вопросами культуры, более четкие и операбельные критерии выделения маргинального искусства.
С интересом и уважением,


Томас Твин   08.10.2016 18:48     Заявить о нарушении
Конечно, Вы правы, Томас. Мне нечего возразить Вам.

Евгений Бриммерберг   11.10.2016 10:21   Заявить о нарушении
...Маргиналии — рисунки и записи на полях книг, рукописей, писем, содержащие комментарии, толкования, мнения относительно фрагментов текста или мысли, вызванные ими...
Это все предназначено для внутреннего диалога и не является чем-то истинно своим - еще не сформированным мировоззрением.

Каринберг Всеволод Карлович   27.11.2016 15:16   Заявить о нарушении
Пометки, записки на полях, комментарии нетрудно отличить от основного текста. А как отличить пробы пера, эксперименты от нового, авангардного, зрелого для одних, но еще непонятного для других?
Мы, потребители искусства, вообще склонны называть великими произведения, синтезирующие некие открытия. Однако для "производителей искусства" более важны, вероятно, не "синтезаторы", подводящие некий итог, а именно новаторы и новации, прокладывающие путь новому осмыслению и творчеству.

Томас Твин   27.11.2016 18:26   Заявить о нарушении