Как аукнется

День стоял солнечный, ясный, по-южному ласковый. Настроение мое вполне соответствовало погоде, да и бывает ли вообще у отпускников плохое настроение?

Мне все сразу понравилось – густая зелень, розы, пышно цветущие на клумбах перед пятиэтажным домом, ребятишки, весело галдевшие на детской площадке. Хорошо все-таки: рядом с огромным домом – детский сад.
 
Какая идиллия! Бабушка, наверное, привела внука, он давно играет с детьми, а она сидит на краю скамьи у ограды, разделяющей детский сад и дом, и не сводит с площадки глаз. Милая старушка!

Но даже у отпускников есть свои планы. Мне, например, необходимо съездить в город. Вечером я возвращалась поздно. Разобрали громкоголосых галчат, и дом затих. Но почему сидит старушка на той же скамье, ведь садик давно закрыт?

Подумала я об этом наспех – дома меня ждали родные. Потом забыла о старушке.
А рано утром я вновь увидела ее на том же месте, в той же позе. Странно… В полдень, развешивая с сестрой белье, я невольно оказалась рядом со скамьей, на которой сидела все та же женщина. Она была похожа на нахохлившегося воробья: вся в темном, только голову покрывал чистенький белый платочек. Она сидела на краешке скамьи, возле нее стояла хозяйственная сумка, из которой она крадучись, как мне показалось, доставала, вернее отщипывала, крошки хлеба и отправляла их в рот.
 
Я вернулась к своему подъезду, где стояла сестра. Прерывать ее разговор с соседкой было неловко, и я снова не задала мучивший меня вопрос. А на следующий день, сидя на скамье у двери подъезда в ожидании родных (мы собирались в театр), я опять наблюдала за ней.

Старушка сидела на прежнем месте. Вскоре мимо меня прошла супружеская пара. Подумалось: бывают же такие красивые люди! Оба стройные, яркие, элегантно одетые, смотреть приятно! Мужчина слегка поддерживал женщину под руку, в руке у нее была сумочка. Я втайне позавидовала: счастливые!

– Пошли индюки холеные гулять, – недружелюбно сказала женщина, остановившаяся со мной. Я подняла на нее взгляд:
– Зачем вы так? Приятные, счастливые люди…
Она не дала мне договорить.
 
– А чего ж им приятными не быть? Живут на широкую ногу, молодые, здоровые…
– Разве это плохо?
– А что хорошего, мать из села перетащили, та дом продала, они деньги забрали, а теперь она им не нужна. С раннего утра на этой скамье и до поздней ночи. Ежедневно. Часы по ней можно проверять.

 И не день – два так, а полгода. У нее в сумочке думаете что? Краюха хлеба и только. Им и питается. А молодые поотъелись, золотом завешались.
Я молчала. Да и что я могла сказать?

По дороге в театр я спросила о пожилой женщине у сестры, и она рассказала примерно то же, что поведала незнакомка. Только добавила: «Сноха ее не хочет, а сын боится потерять семью. Вот так и живет. Женсовет собирали, общее собрание жильцов было. Старая детей защищает, убеждает всех: сидит на улице, потому что свежий воздух любит.

 Да людям этот свежий воздух понятен: ни разу ни сын, ни сноха в дом не позвали, не окликнули. Ее на этой скамье и в дождь, и в солнце можно видеть, люди ходят мимо и глаза опускают…»
 
Сестра подметила точно: люди опускают глаза, а дети? Я вспомнила, как гордо и красиво шли они, даже не обратив на мать внимания, хотя знали, что она там, на скамье.
 
В театре шла пьеса «Ретро», и я невольно сопоставляла судьбу героев пьесы и бедной, слепо любящей сына матери. Да, старость, к сожалению, беззащитна. Жил человек, к чему-то стремился, страдал, ликовал, растил детей и гордился ими, радуясь их первым шагам, первым словам, первым успехам… Выросли дети и оказалось: не так он их учил, неправильно воспитывал…

Наверное, это очень страшно: отдать всю жизнь, свои душевные силы самому дорогому – своему ребенку, и оказаться ему после чужим человеком. А ведь эта женщина наверняка была хорошей матерью, правильно старалась воспитать сына так, чтобы вырос он хорошим человеком, нужным людям.

 Была уверена в своей спокойной старости. Ведь едва ли найдется мать, которой захочется иметь плохих, тем более неблагодарных детей.
Есть у Сергея  Острового в поэме «Мать» такие слова:
«Ах, завет материнский, Что есть тебя в мире мудрей? Ты нас к звездам ведешь Даже в темные ночи глухие. Я берусь утверждать: В мире мало плохих матерей. Отчего же тогда появляются люди плохие?
Отчего же тогда по земле еще ползает зло. И смердит себялюбство, И сушит сердца скопидомство? А ведь как на планете бы сделалось людям тепло, если б всех матерей своих слушаться стало потомство!»

Верные слова! Вот так бы каждому из нас, покидающему порог отчего дома, чаще вспоминать после, чему учили мать и отец, и пронести этот урок через всю жизнь, передавая его своим детям.

А что же сын и сноха этой старой женщины? Ведь пройдут годы, станут взрослыми их дети. Не получится ли в их жизни так, как в старой притче: «Сильный, здоровый мужчина несет по узкой непроходимой тропе своего дряхлого отца, чтобы бросить его на съедение диким зверям, за ним следует его малолетний сын.
– Ты зачем здесь? – грозно спрашивает отец сына.
– Смотрю дорогу, по которой понесу тебя, – отвечает сын».

Да, недаром говорится в народе: «Как аукнется, так и откликнется».


Рецензии