Глава 21 Часть 2-ая Страх бывает страшным Шаги по
v Глава 21. Страх бывает страшным.
Командующим 26-ой Воздушной армией после В. А. Судца был назначен Герой Советского Союза Красовский Степан Акимович генерал-полковник (впоследствии маршал авиации). Некоторое время наш экипаж продолжал обслуживать и нового командующего, но вскоре ему был выделен другой самолёт, внутренний салон которого переоборудовали по его требованию и вкусу с заменой состава летного экипажа. Мы не остались без работы и выполняли общие армейские задачи, которые возлагались на штаб воздушной армии. Принимали активное участие в учебных маневрах в дневных и ночных полётах, сброса с борта самолёта специальных средств для создания радиолокационных помех и выполняли прочие задания.
Срок моей армейской службы по закону должен был уже закончиться, но нашему призыву каждый раз добавляли по году, и он перевалил через четырехлетний период.Шёл 1955 год За всё это время, летая бортмехаником и совершая дважды в год прыжки с парашютом, которые были положены лётному составу, я никогда не ощущал боязни высоты. Однако два случая при выполнении своих обязанностей на борту воздушного судна в небе довольно серьёзно «пощекотали» мои нервы и заставили посмотреть на высоту с другого ракурса..
Первый случай произошёл на летних маневрах. Нашему экипажу было поручено создать помехи на всех экранах радиолокационного оборудования диспетчерских служб и самолётов, принимающих участие в ученье. В те годы это делалось просто: в зоне маневров сбрасывалось в воздух с самолёта на определенных высотах большое количество лент из алюминиевой фольги, которые создавали на радиолокационных экранах помехи в виде неопознанных объектов, мешающих выделить из них и обнаружить истинную цель.
– Бортмех, – так часто обращался ко мне мой командир самолёта подполковник Гилёв, – подготовь заранее эти две коробки с пакетами лент пассивных помех, которые нам привезли для выполнения задания. Распакуй их и поставь рядом, чтобы не терять время в полёте. Так удобней будет брать пакеты, разрывать и выбрасывать в открытую дверь, потому что пока у нас других возможностей нет, а выполнить задание мы обязаны в намеченный срок.
Исполнив команды командира, я понял, что работа по выбросу лент пассивных помех будет поручена мне. Иначе и быть не может, поскольку бортмеханик в полете самый свободный член экипажа.
Не дожидаясь команды командира, после набора высоты я сам заявил, что готов начать выброс пассивных помех.
– Не спеши, – остановил меня Гилёв, – штурман подскажет, где и когда надо будет начать и сколько времени отпущено на это.
Штурман капитан Тимофеев, подморгнув мне, объяснил: « Нам дано не более десяти минут для выброса всех пакетов лент из двух коробок, которые стоят в пассажирской кабине у входной двери. Ты можешь сейчас подойти к двери, но открыть её и начать выброс пакетов только тогда, когда я дам команду.
– Дверь открывается внутрь кабины – будь осторожен: увидев высоту, остерегайся, чтобы не закружилась голова, которую не следует высовывать наружу, да и руки тоже. Помни, что у тебя нет за спиной парашюта, а настоящая высота нашего полёта более полторы тысячи метров. Учти и тот факт: давление за бортом ниже, чем в кабине, что создает тягу из кабины наружу. Скорость движения самолёта тоже способствует этому.
– Никогда не боялся смотреть с высоты: голова не закружится, а за все твои предупреждения, товарищ капитан, спасибо! – поблагодарил я своего друга и члена экипажа Николая Тимофеева, и вышел в пассажирский салон.
В нём никого не было. Главком Красовский пользовался теперь другим самолётом. Кабина пока сохранила всю прежнюю обстановку. Мне захотелось присесть на диван, но в это время негромко завыла сирена, и штурман Тимофеев крикнул мне из пилотской кабины в открытую дверь:
– Через три минуты начинай выброс пакетов пассивных помех.
Открыв первую коробку и вытащив из неё два пакета лент, я взялся за ручку входной двери самолёта, повернул её, и сначала чуть-чуть приоткрыл. На меня дохнул холодный воздух: температура за бортом ниже нуля градусов по Цельсию, несмотря на то, что был август месяц. В открытую щель видно, как внизу двигались навстречу белые разорванные облака, а ниже их просматривалась земля с лесным ковром и речкой, которая с высоты казалась тоненьким ручейком. Я стал выбрасывать в дверную щель пакеты, которые сразу разрывались, рассыпая ленты и унося их под хвостовое оперение самолёта. Таким образом, мною освободилась одна коробка. Для выброса пакетов пассивных лент из второй коробки, я решил открыть дверь настежь и приступил к завершению операции. В коробке оставались не более пяти пакетов, когда взяв один из них в правую руку, я протянул её к двери и в этот момент воздушный поток дернул мою руку с пакетом, и она очутилась за бортом. В следующий миг воздушная холодная волна ударила меня в левую щеку и сорвала с головы пилотку, которая улетела вместе с пакетом. Не помню, как я схватился левой рукой за внутренний дверной поручень и сел на пол у открытого настежь входа.
Захотел встать, но не смог: ноги потеряли чувствительность.
И тут до меня долетел голос командира экипажа кричащего из кабины летчиков: «Бортмех, чего сидишь? Закончил работу, закрывай дверь и возвращайся на своё место.
– Ноги отнялись, командир, не могу встать и даже ползти! – прокричал я, как можно громче, чтобы услышали меня в пилотской кабине при возросшем гудении двигателей с открытой наружу дверью.
– Не валяй дурачка, Марат, закрывай дверь! – так же громко прокричал подполковник Гилёв.
Его обращение ко мне по имени, указывало, что командир недоволен.
Бортрадист, стукнув ногой по коробкам, выбросил их с остатком лент за борт самолёта и закрыл дверь. Шум двигателей значительно снизился.
Капитан Нефёдов вернулся в кабину и доложил командиру, что бортмех чуть не выскочил за борт и от этого с ним случился нервный стресс с отказом движения ног и приступом истеричного хохота. Сейчас он лежит на диване и рядом с ним сержант Бобров.
– Налейте и дайте ему выпить не полный стакан разбавленного водой спирта из нашей фляги, и пусть полежит до нашей посадки: мы уже возвращаемся на базу.
Выпив спиртного, я уже через полчаса пришёл в нормальное состояние и при заходе самолёта на посадку занял своё место в пилотской кабине. После этого случая, я стал бояться смотреть с большой высоты.
О другом случае, когда я испугался малой высоты, я расскажу ниже.
Могу утверждать, что маленькие высоты полётов более опасны потому, что у экипажа меньше времени осмыслить создавшуюся ситуацию и принять решение, если случается такая необходимость.
Вот об этом будет рассказано во второй части: о том, как невозможность подняться с малой высоты на большую заставила нас сделать вынужденную посадку на аэродром, на котором она запрещена.
Перед вылетом из Минска в Москву метеослужба дала плохую сводку о погоде на этой трассе: возможность сильного обледенения.
Мне пришлось постоянно освобождать воздушные винты ото льда, переворачивая их лопасти с малого шага на большой и обратно, так как спирт, подаваемый на них, не справлялся с ледовым налётом.
Отскакивающие куски льда летели на фюзеляж самолёта, и нам казалось, что кабина пилотов обстреливается из пулемета.
– Надо уходить с низкой высоты на более высокую: там нет обледенения, – обращаясь к командиру, посоветовал штурман Тимофеев.
– Молодец, капитан Тимофеев, ты оказался умнее всего экипажа. Борт мех давно доложил мне, что воздушные каналы карбюраторов обоих двигателей обледенели, и мы теряем высоту из-за потери их мощности, что видно по прибору «ПК». Ищи аэродром, штурман, где нам приземлиться, а бортрадист Бобров передай на КПП, что я принял решение о вынужденной посадке.
В пилотской кабине Ли-2 было почти темно: передние стекла окон напротив командира и второго пилота снаружи покрылись толстыми слоями ледяных корок, а в боковые окна кабины пробивался слабый свет из молочного тумана погоды за бортом.
– Командир, докладываю, о ближайшем аэродроме от нас, – поднялся со своего места штурман, – это «Балбасово» Орша, других рядом нет. Но и этот аэродром, где базируется 402-ой ТБАТ (тяжелый бомбардировочный авиаполк) спецназначения, закрыт для нас. Они отказали посадку.
– У нас нет выхода, мы летим почти бреющим полётом, двигатели теряют последние силы, давай, штурман координаты глиссады аэродрома Балбасово, а бортмех неси молоток, чтобы разбить переднее стекло и видеть, свободна ли посадочная полоса для приземления.
– Внимание всем! – приказал командир экипажа, взяв увесистый молоток в правую руку. Капитан Нефёдов, возьми временно управление на себя. Штурман и радист на своих местах, бортмех, пригибайся к полу и готовься по моей команде выпустить шасси.
– Начали! – скомандовал он и левой рукой открыл боковую створку, а правой ударил по переднему стеклу окна. Оно с одного раза не рассыпалось и пришлось наносить ещё удары, чтобы освободить проём от осколков, часть которых вместе с сильным порывом воздуха ворвались в кабину и засыпали пол, а вторая часть вылетела в открытую боковую створку.
Ли-2 тряхануло, и он стал разворачиваться, выходя на глиссаду, которую высчитал и доложил командиру штурман.
Наклонив голову в сторону пульта управления двигателями, я стоял в пилотской кабине на коленях и был уверен, что на этом моя судьба ставит точку, но в общем шуме двигателей и ветра вдруг услышал голос Гилёва:
– Сержант, выпускай шасси! И понял, что не всё ещё кончено.
Наша посадка с выбитым передним стеклом, и на этот раз, как всегда, была выполнена классически. В конце посадочной полосы Ли-2 остановился. Командир глянул в окно и, увидев, как к самолёту подъехал «Газ-69» с лейтенантом и двумя автоматчиками, приказал мне открыть им дверь.
Выполнив приказ и приставив к выходу стремянку, я хотел выйти, чтобы поставить страховочные штыри на шасси от произвольной их уборки, а на хвостовое оперение струбцины, но прибывший офицер преградил мне выход.
– Из самолёта не выходить! – приказал он, проходя вместе с двумя солдатами к пилотской кабине, где их встретил наш командир.
– Товарищ подполковник, если есть оружие у экипажа, прошу сдать его: так как в соответствие с положением статуса аэродрома «Балабасово» ваш экипаж временно арестован по причине неразрешенной посадки.
– Наш самолёт и экипаж обслуживает штаб 26-ой Воздушной армии, на территории которой находится «Балабасово», – попробовал оправдать посадку подполковник Гилёв, но подошедший к нему офицер прервал его: – Меня не интересует ваша приписка к штабу 26-ой ВА. Это объяснение вы будете рассказывать в другом месте, – парировал он. Могу сообщить, если вы не знаете, что аэродром, на котором приземлилось ваше воздушное судно, является закрытым и подчиняется только Генеральному штабу обороны страны. Вам, товарищ подполковник, необходимо запустить двигатели и перегнать самолёт на стоянку, в указанное мной место, а затем я доставлю весь экипаж к руководству
аэродрома, – закончил своё требование прибывший лейтенант.
На стоянке мне разрешили зачехлить двигатели и поставить все страховочные принадлежности от возможных повреждений самолета на земле.
Рядом стояли ещё два Ли-2, а напротив в одну линейку штук двенадцать тяжелых бомбардировщиков Ту-4 и в конце линейки один Ту-16А.
На КПП, куда нас доставили под конвоем двух автоматчиков, командира Гилёва отвели в кабинет руководства аэродрома. Всех остальных оставили в небольшой приёмной комнате, напротив, под охраной одного автоматчика, который не разрешал ни курить, ни сходить в туалет.
Более часа мы, члены экипажа, ждали своего командира подполковника Гилёва, чтобы понять, что с нами будет дальше. Наконец открылась дверь кабинета, куда его отвели, и командир вышел к нам с улыбкой на лице в сопровождении генерала. Одновременно с другой стороны
в приёмную вошёл офицер и, подойдя к генералу, представился: «Товарищ генерал Кузоваткин, майор Дубко прибыл по вашему вызову», – отрапортовал он, приложив пальцы правой ладони к виску.
– Я пригласил вас, майор, для следующих поручений, – сказал генерал:
– Первое, отмените арест экипажа Ли-2, совершившего вынужденную посадку на наш аэродром. Второе, организуйте ему питание и ночлег в профилактории лётного городка без права выхода с его территории. И последнее, обеспечьте ремонт: вставку переднего левого стекла пилотской кабины в срок до 12-ти часов следующего дня. Разрешаю снять стекло с Ли-2, находящегося в ремонте у оршавских авиамастерских ВВС и использовать в работе их специалистов. С руководством авиамастерских эти вопросы мной согласованы.
Майор Дубко приказал охранявшему нас автоматчику возвратиться в караульное помещение, а нас пригласил в столовую лётчиков на обед.
В столовой за столом командир объяснил, почему большое внимание уделил нам генерал Иван Иванович Кузоваткин. Оказалось, что с Гилёвым он давно знаком: в годы ВОВ они служили в одной в/части.
На следующее утро в профилакторий, где мы переночевали, пришёл капитан в форме сотрудника КГБ и сообщил, что имеет желание побеседовать с каждым членом экипажа отдельно.
– Присаживайтесь, товарищ сержант, за мой стол напротив и сообщите о себе: фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, воинскую часть, в которой служите и с какого времени, – задал он первый вопрос и стал записывать мой ответ в свой блокнот.
Когда я поинтересовался, зачем ему нужны личные мои данные, он улыбнулся и коротко ответил: «Если бы не были нужны, я бы не спрашивал вас о них».
Дальше капитан объяснил, зачем он пришел к нам в профилакторий:
– Мне известно о вынужденной посадке на наш закрытый аэродром и то, что сегодня вы улетите, потому что стекло в пилотской кабине ночью уже вставлено, – сказал он и продолжил,– в соответствие с порядком закрытого объекта, вы должны дать подписку о неразглашении того, что здесь были, видели и слышали, – капитан протянул мне заполненный листок, который я подписал, не читая.
сержант, я тоже подписывал заявление о неразглашении».
Не один десяток лет пройдёт со дня вынужденной посадки на закрытый аэродром «Балбасово», когда я случайно узнал уже из открытых источников СМИ, что аэродром этот являлся первым в СССР местом, где были сосредоточены тяжелые бомбардировщики, имеющие на борту ядерные атомные бомбы, готовые к вылету в любую минуту, чтобы обеспечить мир и защиту Родины.
.
.
.
Свидетельство о публикации №216100501683