Конная гвардия Кубани ч. 1

На фото - Кубанские казаки в Москве на первомайском параде в 1937 г.

УЧАСТНИКАМ ЛЕГЕНДАРНОЙ КОННОЙ АТАКИ ПОД КУЩЁВСКОЙ И ВСЕМ ВОИНАМ, ПРОШЕДШИМ ГЕРОИЧЕСКИЙ БОЕВОЙ ПУТЬ В СОСТАВЕ 17 (4-го) ГВАРДЕЙСКОГО, ЧЕТЫРЕЖДЫ ОРДЕНОНОСНОГО КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО КАВАЛЕРИЙСКОГО КОРПУСА ПОСВЯЩАЕТСЯ.

Вы поведайте им об отце или сыне
Это нужно живым, это нужно России!

Правдивую картину истории можно увидеть, только взглянув на неё с разных точек зрения, с разных позиций.

КУБАНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО НАКАНУНЕ ВОВ
      
С момента прихода к власти, большевики обрушили жестокие репрессии на казачество, рассматривая его в качестве одного из своих главных политических оппонентов. В 1920-начале 1930-х гг. сотни тысяч казаков подверглись физическому истреблению и выселению на Север, в Казахстан и Сибирь. Расказачивание и коллективизация, ограничения в военной службе и ношении традиционной одежды вели к ликвидации казачества с его нормами, ценностями и образом жизни. Только с 1936-1937 гг. партийно-государственная политика репрессий, произвола и беззакония в отношении казачества стала меняться, подверглась серьёзной корректировке. 20 апреля 1936 г. ЦИК СССР, «учитывая преданность казачества Советской власти, а также стремление широких масс советского казачества наравне со всеми трудящимися Советского Союза активным образом включиться в дело обороны страны», ввиду нарастания в мире военной угрозы, специальным постановлением отменил прежние ограничения в отношении воинской службы казаков в РККА. На основе этого документа был издан приказ НКО СССР К.Е. Ворошилова № 67 от 23 апреля 1936 г., по которому ряд кавдивизий были преобразованы в казачьи. Специальным актом было восстановлено ношение ранее запрещённой казачьей формы. В первую очередь это коснулось территориальных дивизий, существовавших фактически, как система учебных сборов для населения той области, в которой они дислоцировались. Данные решения получили большую поддержку в казачьих кругах. В частности, донским казачеством в адрес правительства было отправлено письмо, опубликованное в газете «Красная звезда» от 24 апреля 1936 г.: «Пусть только кликнут клич наши Маршалы Ворошилов и Будённый, соколами слетимся мы на защиту нашей Родины...

Кони казачьи в добром теле, клинки остры, донские казаки готовы грудью драться за Советскую Родину». 10-ю территориальную Северокавказскую кавдивизию переименовали в 10-ю Терско-Ставропольскую территориальную казачью дивизию. Дислоцировавшаяся на Кубани 12-я территориальная кавдивизия, комплектовавшаяся в Армавире, Майкопе, Тихорецке и станице Ленинградской, была переименована в 12-ю Кубанскую территориальную казачью дивизию. Коснулись переименования не только территориальных, но и кадровых частей. Это уже было настоящим признанием казачества в СССР. Так, Ленинградскую Краснознаменную 4-ю кавдивизию им. К.Е. Ворошилова переименовали в 4-ю Донскую казачью Краснознаменную дивизию им. Ворошилова. 6-ю кадровую Чонгарскую Краснознаменную им. Буденного кавдивизию Белорусского ВО - в 6-ю Кубано-Терскую казачью Краснознаменную дивизию им. С.М. Буденного. В то время в РККА существовали национальные кавалерийские части (башкир, татар и др.), и казачьи полки, как бы к ним приравнивались. Так вот 12-я кавдивизия вместе с 10-й Терско-Ставропольской и 13-й Донской территориальными казачьими дивизиями вошла в состав 4-го казачьего кавкорпуса Северо-Кавказского военного округа (СКВО). 6-я Кубано-Терская Чонгарская казачья Краснознамённая дивизия им. С.М. Будённого вместе с 4-й Донской казачьей Краснознамённой дивизией им. К.Е. Ворошилова вошла в состав 6-го казачьего кавкорпуса. При формировании казачьих частей, в отличие от дореволюционной эпохи, социальное происхождение не учитывалось, кавдивизии комплектовались, как говорится в приказе Наркома обороны, «со всего населения Дона, Терека, Кубани и Ставропольщины», за исключением горцев.

Тем не менее сам факт их создания широко пропагандировался. 17 мая 1936 г. С.М. Буденный приехал в г. Ростов-на-Дону, где лично встретился с казаками и провёл смотр возрожденных кавалерийских казачьих формирований. 1 мая 1937 г. сводная казачья дивизия СКВО, сформированная в феврале 1937 г. в составе Донского, Кубанского, Терско-Ставропольского казачьих полков и полка горских национальностей, впервые с большим успехом приняла участие в Москве во внушительном военном параде на Красной площади. Все присутствующие были поражены стройными рядами, высокой выучкой казаков, дважды галопом промчавшихся по мокрой брусчатке площади. Казаки показали, что готовы, как и раньше, достойно встать на защиту Родины. 80 казаков были приглашены на приём в честь участников парада в Кремле. В дальнейшем казаки территориальных частей постоянно принимали участие в разных военных смотрах и парадах. Центральные газеты опубликовали фотографии казаков в новой форме, принятой с учётом исторических традиций и новых боевых условий. Повседневная форма кубанских казаков состояла из кубанки с красным верхом, кавалерийской фуражки с синим околышем или пилотки, шинели, цветного башлыка, бешмета цвета хаки, синих общеармейских шаровар с красным кантом, общеармейских сапог и снаряжения. Парадная форма включала кубанку, цветной бешмет и башлык, тёмно-синюю черкеску, несколько короче дореволюционной, чёрную бурку, кавказские сапоги и снаряжение, кинжал и шашку. Л.Д. Троцкий в своей книге «Преданная революция» оценивал эти мероприятия так: «шла реставрация некоторых порядков и институтов царского режима.

Одним из проявлений этого было восстановление упразднённых Октябрьской революцией казачьих войск, составлявших самостоятельную часть царской армии, наделённую особыми привилегиями». Далее он с возмущением писал: «А. Орлов вспоминал, с каким изумлением участники одного из торжественных собраний в Кремле встретили присутствие в зале казачьих старшин в форме царских времён, с золотыми и серебряными аксельбантами». В войсках отношение к новым названиям было куда спокойнее. Кавалерия в 1930-х была элитой Красной армии. Из её рядов вышли многие известные военачальники. Не перечисляя всех поимённо, достаточно сказать, что командиром 4-й кавдивизии в 1933–1937 гг. был Г.К. Жуков. Позднее он вспоминал: «4-я Донская казачья дивизия всегда участвовала в окружных манёврах. Она выходила на манёвры хорошо подготовленной, и не было случая, чтобы дивизия не получила благодарности высшего командования». В 1937-1938 гг. Жуков командовал 6-м казачьим кавкорпусом и также отмечал в своих мемуарах, что соединение по своей боеготовности было намного лучше других частей в РККА, особенно в области тактики, конного и огневого дела. Сменивший Г.К. Жукова в должности комкорпуса А.И. Ерёменко в своих воспоминаниях также оценил 6-й корпус, как один из наиболее подготовленных и поэтому он не зря принимал участие в освободительном походе в Западную Белоруссию в сентябре 1939 г., а в 1940-м - казаки прошли в полной парадной форме по улицам Каунаса. Таким образом, воссоздание казачьих частей в составе РККА связано с обстоятельствами, как международного характера, так и внутриполитического.

С одной стороны, советское руководство стремилось укрепить оборону страны в условиях ухудшения ситуации в мире. С другой - изменение политической линии по отношению к казачеству было вызвано желанием обеспечить социальную стабильность. Разумеется, о восстановлении прежних привилегий казачества, каком-либо воссоздании утраченных и развитии сохранившихся этнокультурных особенностей казачества никто даже и не заикался. Руководители страны Советов, по-видимому, перестали считать казачество самостоятельной политической силой и просто объявили его «советским». Тем не менее принятые решения вызвали большое воодушевление среди казаков. Однако в 1940-1941 гг. большую часть кавалерийских частей, в том числе казачьих, расформировали, а их личный состав передали в танковые и механизированные войска.

КОННАЯ ГВАРДИЯ КУБАНИ

В 1941 г. на формирование 26-го мехкорпуса была обращена и 12-я Кубанская казачья дивизия. В июне 1941 г. в Красной армии было 13 кавдивизий, в том числе одна казачья, 6-я Кубано-Терская. Именно её бойцам суждено было стать одними из тех, кто принял на себя первый, самый сильный и страшный удар врага. Высокие темпы наступления войск противника привели Верховное командование РККА к принятию решения о формировании кавсоединений "лёгкого" типа. Уже 4 июля 1941 г. было принято сов. секретное Постановление ГКО № 23 "О формировании дополнительных кавалерийских дивизий". Далее последовали аналогичные постановления от 20 июля, 11 августа и др. При усиленном спешивании кавдивизия лёгкого типа могла выставить всего 2250 активных сабель при 12-ти 76-мм орудиях, 48 станковых и 96 ручных пулемётах и 6 противотанковых 45-мм пушках. Противостоять приходилось танковым дивизиям немцев, шедшим в авангарде, которые имели в своём составе 416 танков, 576 офицеров и 10347 солдат.

Кроме того, им придавались моторизованная бригада и мотоартполк. Во второй половине 1941 г. на Кубани и Ставрополье по решению партийных и советских органов стали формироваться конные казачьи подразделения из добровольцев непризывных возрастов. Согласно Указу ПВС СССР от 22 июня 1941 г., за подписями председателя Президиума М.И. Калинина и секретаря А.Ф. Горкина, мобилизации подлежали военнообязанные, родившиеся с 1905 по 1918 год включительно. Мужчины моложе 23 лет и старше 36, могли записываться в военные формирования добровольно. Война советского народа против немецко-фашистских захватчиков поставила в боевой строй более полумиллиона кубанцев. Особое место в нём занял 17 (4-й) казачий добровольческий кавкорпус, имевший в своём первоначальном составе три четверти бойцов и командиров, прошедших через горнило ПМВ и Гражданской, бывших красных партизан, буденновцев, кочубеевцев, думенковцев. Это воинское соединение хотя и носило название «казачий», было многонациональным по своей природе, а возраст большинства личного состава составлял от 40 до 50 лет. 10 июля 1941 г. ВО СКВО принял директиву о создании в крае 15 добровольческих казачьих сотен для подготовки отрядов самообороны и помощи истребительным батальонам в борьбе с возможными парашютными десантами противника. В специальной директиве 29 июля 1941 г. крайком ВКП(б) и крайисполком разъяснили районным властям, что в сотни следует зачислять колхозников без ограничения возраста, умевших ездить в седле, владеющих огнестрельным и холодным оружием.

Продолжение следует в части  2                http://proza.ru/2016/10/08/1062


Рецензии
Сильно и конкретно! А главное, исторически точно. Серьезный и нужный труд о наших славных кавалеристах, прославивших себя бессмертием! Спасибо! С уважением,

Алексей Шелемин   22.07.2018 18:00     Заявить о нарушении
И Вам спасибо, Алексей за эти слова!

Николай Мринский   24.08.2018 18:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.