Романтика зловещих мест. Замок в Трансильвании-16

Романтика зловещих мест или замок в Трансильвании-15 http://www.proza.ru/2016/10/03/1114

          - Идемте дальше, а я расскажу вам другую историю, - сказал он. - О фальшивомонетчиках. Случилось это в тысяча семьсот каком-то году. Замок тогда почти не знал своего хозяина, скитальца и путешественника. А те, кто жил здесь, чувствовали себя настолько вольготно, что наладили изготовления поддельных монет. Они оказались большие ловкачи. Так филигранно чеканили подделки, что их с большим трудом удавалось отличить от настоящих. К тому времени как их разоблачили, - а в неустанных трудах они прожили несколько лет - фальшивые монеты заполонили Трансильванию, а затем и всю Румынию! А было их всего двое.

        - И что с ними сделали?

        - Приговорили к каторге на соляных шахтах. Каторжане там не долго жили. Соль быстро разрушает суставы. Но по слухам, с каторги они бежали.

        Я рассматривала рисунок на обоях из набивного шелка - на коричневом поле переплетались золотые морозные узоры. Я легонько провела пальцами по изящным линиям и обернулась к дворецкому, посмотрела на него с интересом:

        - Вы на удивление хорошо знаете историю замка.
 
        - Просто я люблю его. И очень давно живу здесь.

        - Сколько?

        - Не скажу. Вы не поверите. Но мне уже много лет. Обязанности дворецкого не столь уж обременительные, к тому же люди, что работают в Батори, ответственные и трудолюбивые. Нет никакой нужды постоянно контролировать их и вникать во все мелочи. Потому остается немало свободного времени. Вот я и надумал в свое личное время заняться архивом. Князь Урсул не только позволил, он горячо поддержал мое намерение. Мне понадобился не один год, но зато архив теперь в полном порядке, имеется даже электронная копия.
 
        - Ого! Выходит, о замке никто не знает больше, чем вы?! То есть, вы знаете о нем все!

        - Верно, я стал непревзойденным знатоком во всем, что касается Батори, - рассмеялся он. - Но, к сожалению, знаю я не всё. Замок не очень-то охотно раскрывает свои тайны. А они есть, я в этом убедился. Давайте поднимемся наверх, и я расскажу вам еще одну историю.

        Мы стояли перед винтовой лестницей. Ее окружали стены, она ввинчивалась между ними и вела, как я предположила, наверх круглой башни. Ино первым пошел по истертым деревянным ступеням. Свет падал из узких стрельчатых окон, больше похожих на щели. При этом в стены эти узкие проемы углублялись конусом, узкой частью наружу, и сильно расширяясь вовнутрь

        - Это бойницы, - пояснил дворецкий, - отсюда удобно было стрелять. Снаружи ширина щелей не более тридцати сантиметров - попробуй, попади в них снизу; а внутри, видите, - он раскинул руки, положив ладони на края проема, - побольше метра. Устраивайся на широком подоконнике и стреляй в любом направлении.

        Надо же, как все продумано! Я почти увидела, как к бойницам приникли мужчины, в руках у них натянутые луки, стрелы выискивают жертву там, снаружи. А в замке, укрытые спинами стрелков и толстыми стенами, испуганные женщины перевязывают раненых, взбегают по крутой лестнице с кувшинами воды и с колчанами, набитыми стрелами. Или прямо на лестнице перезаряжают ружья, подают их мужчинам.

        А вот лестница… наверняка в те времена лестница выглядела иначе. Ладонь скользила по гладким деревянным перилам, а само ограждение было не деревянное, а кованное, выполнено в виде виноградных побегов. Между плетущихся веток и тонких резных листьев висели тяжелые грозди винограда. И вот когда солнечные лучи, врываясь в бойницы, пронизывали грозди, они светились, как настоящие!

        - Ино, из чего сделаны виноградины? - спросила я.
 
        - Из оникса.

        - Потрясающе красиво! Можно подумать, что всем владельцам замка передавался по наследству ген чувства красоты и вкуса.

        - Это верно. Часто случается, что роскошь соседствует с безвкусицей. Но к князьям Раду это не имеет отношения.

        Лестница закончилась перед дверью, Ино отворил её и мы оказались на верхней площадке башни, огражденной зубчатым парапетом. Отсюда открылся такой простор, что захватило дух. Ничто не мешало окинуть взглядом все четыре стороны света. И казалось, что, встав на цыпочки, можно окунуть пальцы в голубизну неба.

        Сейчас я смотрела сверху на стену замка, прорезанную по низу декоративными стрельчатыми порталами. Раньше я только читала о замках, а теперь въяве видела устройство крепостной стены. По верху проходит дозорный путь, защищенный с внешней стороны зубчатым парапетом. Он служил для охраны и защиты, соединял башни. "А вон там машикули!" - догадалась я, увидев круглые выступы на стене, так же огороженные парапетом. В них, прямо в полу проделывали сквозные отверстия так, что видно было подножие крепостной стены. Они как раз для того и были нужны - стрелять в нападающих, если те укрылись у самого подножия стены. Взгляд мой ушел дальше, за стену, и я увидела мост, по которому приехала в замок - упругую белую полоску, выгнувшуюся над пропастью.

        С обзорной площадки открывалась та, заброшенная часть замка. Она была обращенна к нам фасадом и видна была со всеми балконами, башенками и темными окнами. Еще я увидела оранжерею и внутренние дворики с бассейнами и скульптурами. А дальше - горы и лес, даль, затянутая синей дымкой…
 
        - Пожалуй, в замке нет ничего лучше этого места… - завороженно проговорила я.

        - Князь Урсул тоже так считает. Он часто поднимается сюда, - сказал Ино, присаживаясь на каменную скамью. - А еще я знаю девушку, она тоже была в восторге от этого места. Ее звали Корнелия, и в замке она была хозяйкой. Она частенько сиживала здесь. Была влюблена в замок, увлеченно исследовала его, подолгу сидела в библиотеке, вникала в строительные чертежи, читала описания. Ей удалось открыть несколько потайных дверей и ходов, и она была счастлива своими открытиями. Запутанные лабиринты лестниц, коридоров и подземелий представлялись ей увлекательной игрой. Она никогда не боялась заплутать и с удовольствием путешествовала одна по самым дальним закоулкам. Впрочем, она так прекрасно ориентировалась в замке, как будто держала в голове все его планы. Я думаю, за все время существования замка Батори никто не знал его лучше, чем эта молодая дама.

        - В северной части она тоже была?

        - Нет. Супруг уговорил ее не ходить туда и даже попросил дать честное слово, что не пойдет.

        - Комната Синей Бороды, - сказала я.
 
        Ино улыбнулся:

        - Мне кажется, Корнелия была похожа на вас, Маргарита.

        - Да? - удивилась я. Но тут же подумала, что, пожалуй, с не меньшим упоением осваивала бы замок, представься мне такая возможность.

        Я любовалась в высоты широкой панорамой Карпат в их первозданном, буйном и диком виде. Разумом я знала, какой нынче на дворе век, но глаза мои не находили ни малейшей его приметы. Замок был вне времени. Таким, как я видела его сейчас, он мог быть и в пятнадцатом, и в двадцатом веке. Дворецкий… никакая деталь в его облике тоже не дала бы ответа. Дворецкий Ино тоже оказался вне времени. Мне даже на секундочку страшно стало - не завалиться бы вместе замком и его обитателями в какую-нибудь временнУю щель…

Романтика зловещих мест или замок в Трансильвании-17 http://www.proza.ru/2016/10/06/1972


Рецензии
Потрясающе красивая "экскурсия" по замку! С удовольствием посмотрела всё глазами Маргариты.
А что же это за таинственная Корнелия?! Где она сейчас?! Если она девушка, которую знал дворецкий, то должна быть ещё не в преклонных годах :-) Почему оставила замок? Снова тайны, которыми Автор умело ведёт читателя по лабиринту романтических мест замка.

Богатова Татьяна   02.02.2018 12:21     Заявить о нарушении
Ино сказал: я знаю девушку. Но не "был знаком с девушкой". А знать ее он мог и по письменным источникам. Однако, благодаря вам я вижу, здесь надо поточнее выразиться. А впрочем, кто знает этого Ино, он же не сказал Маргарите, сколько времени он служит дворецким, может быть и бы знаком с Корнелией :)

Раиса Крапп   02.02.2018 12:35   Заявить о нарушении
Вот-вот, и в этом тоже тайна! И правда, кто знает, сколько лет Уно...

Богатова Татьяна   02.02.2018 12:38   Заявить о нарушении
Ошибочка вышла :-) конечно же Ино

Богатова Татьяна   02.02.2018 12:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.