964-й истребительный авиационный полк

964-й истребительный авиационный полк.

(вч пп 42090)

(краткая историческая справка)

964-й истребительный авиационный полк сформирован в период с 10 июля 1942 года по 15 сентября 1942 года на аэродроме Вертлово.

Нахождение в строю:

С 10 июля 1942 года по 10 февраля 1946 года.

В составе действующей армии:

С 5 июня 1943 года по 31 декабря 1944 года (576 дней). Перечень №11

В составе объединений:

С 10 июля 1942 года по 4 июня 1943 года – в составе Череповецко-Вологодского дивизионного района ПВО Архангельского Военного Округа.
С 5 июня 1943 года по 29 июня 1943 года – в составе Бологоевского дивизионного района ПВО.
С 29 июня 1943 года по 9 ноября 1943 года – в составе Бологоевского дивизионного района ПВО Западного Фронта ПВО.
С 9 ноября 1943 года по 20 апреля 1944 года – в составе Рыбинско-Ярославского дивизионного района ПВО Западного Фронта ПВО.
С 21 апреля 1944 года по 24 декабря 1944 года – в составе Северного Фронта ПВО.
С 24 декабря 1944 года по 10 февраля 1946 года – в составе Западного Фронта ПВО.

В составе корпусов и дивизий ПВО:

С 21 апреля 1944 года по май 1944 года – в оперативном подчинении 79-й дивизии ПВО.
С мая 1944 года по июнь 1944 года – в оперативном подчинении 80-й дивизии ПВО.
С июня 1944 года по 7 июля 1944 года – в оперативном подчинении 78-й дивизии ПВО.
С 7 июля 1944 года по 24 декабря 1944 года – в оперативном подчинении 2-го Корпуса ПВО.
С 24 декабря 1944 года по февраль 1945 года – в оперативном подчинении 79-й дивизии ПВО.
С февраля 1945 года до окончания войны – в оперативном подчинении 2-го Корпуса ПВО.

В составе дивизий:

С 10 июля 1942 года по 4 июня 1943 года – в составе 148-й истребительной авиационной дивизии.
С 4 июня 1943 года по 9 ноября 1943 года – в составе 106-й истребительной авиационной дивизии.
С 9 ноября 1943 года по 7 июля 1944 года – в составе 147-й истребительной авиационной дивизии.
С 7 июля 1944 года по 13 октября 1945 года – в составе 124-й истребительной авиационной дивизии.
С 13 октября 1945 года по 10 февраля 1946 года – в составе 144-й истребительной авиационной дивизии.

Командир полка:

Батальонный комиссар (майор) Тарасов Николай Дмитриевич – с 10 июля 1942 года по март 1943 года.
Капитан Горячко Леонид Дорофеевич – с марта 1943 года по 12 июля 1943 года.
Подполковник Слуцков Алексей Дмитриевич – с 12 июля 1943 года по 17 июля 1944 года.
Капитан (майор) Ерош Виталий Иванович – с 17 июля 1944 года по 10 февраля 1946 года.

Участие в операциях и битвах:

Формирование – с 10 июля 1942 года по 15 сентября 1942 года.
ПВО объектов Архангельского Военного Округа
ПВО Рыбинска и Ярославля
ПВО объектов 2-го и 3-го Прибалтийских Фронтов и Белорусско-Литовского и Московского Военных Округов.
ПВО объектов Ленинградского Фронта
Расформирование – с 1 февраля 1946 года по 10 февраля 1946 года.

Итоги боевой деятельности полка в Великой Отечественной Войне:
Боевых вылетов – 136
Воздушных боёв – 2
Свои потери:
Самолётов - 1

Потери:

3 июля 1943 года. Голубев Иван Павлович. Сержант. Лётчик 964-го истребительного авиационного полка. Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в местечке М.Поголда Тихвинского района Ленинградской области.
3 июля 1943 года. Осипов Сергей Александрович. Младший лейтенант. Командир звена 964-го истребительного авиационного полка. Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в местечке М.Поголда Тихвинского района Ленинградской области.
7 августа 1943 года. Хоренко Николай Иванович. Младший лейтенант. Лётчик 964-го истребительного авиационного полка. Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в местечке М.Дубровское Вологодской области.

Воздушные победы:

21 июня 1944 года. Antonio Arias. На истребителе Hurricane сбил самолёт противника(10). Требует проверки.

Награждены орденами СССР:

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года.

Горлов Михаил Митрофанович. Старший лейтенант. Командир эскадрильи. Орден Красного Знамени.

Приказ Командующего Войсками Противовоздушной Обороны Территории Страны №02/н от 9 марта 1943 года. Москва.

Тарасов Николай Дмитриевич. Майор. Командир полка. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Истребительной Авиацией Войск ПВО Территории Страны №077/н от 1 мая 1943 года. Москва.

Давыдов Лев Георгиевич. Лейтенант. Командир звена. Орден Красной Звезды.

Приказ командира 148-й истребительной авиационной дивизии №03/н от 6 ноября 1943 года.

Морковник Михаил Степанович. Лейтенант. Командир звена. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Северным Фронтом ПВО №030/н от 3 ноября 1944 года. Москва.

Antonio Arias. Капитан. Командир эскадрильи. Орден Отечественной Войны I степени.

Приказ Командующего Северным Фронтом ПВО №037/н от 23 декабря 1944 года.

Ерош Виталий Иванович. Капитан. Командир полка. Орден Отечественной Войны I степени.

Приказ Командующего Западным Фронтом ПВО №06/н от 6 апреля 1945 года. Вильно.

Яковлев Михаил Павлович. Капитан. Командир эскадрильи. Орден Отечественной Войны II степени.

Приказ командира 124-й истребительной авиационной дивизии №06/н от 12 мая 1945 года.

Афанасьев Александр Прокопьевич. Техник-лейтенант. Техник звена. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Западным Фронтом ПВО №017/н от 17 августа 1945 года.

Ерош Виталий Иванович. Майор. Командир полка. Орден Отечественной Войны II степени.

СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ

НАГРАДНЫЕ ПРИКАЗЫ ПОЛКА НЕ НАЙДЕНЫ

Вооружение:

P-40 Kittyhawk
Hurricane
P-39 Aircobra

Дислокация:

Вертлово – с 10 июля 1942 года по
Барановичи – с ? по 10 февраля 1946 года.

УТОЧНЯЕТСЯ

В период с 1 февраля 1946 года по 10 февраля 1946 года на основании Директивы Генерального Штаба Красной Армии № орг/10/88861сс от 15 декабря 1945 года 964-й истребительный авиационный полк расформирован на аэродроме Барановичи.

Дополнительная информация

Герои Советского Союза проходившие службу в полку (2)

Капитонов Василий Ефимович – с 1945 года по ?. Данные требуют проверки.
Харитонов Пётр Тимофеевич – с июня 1944 года по декабрь 1944 года.

Лётчики-ассы проходившие службу в полку (2)

Antonio Arias – с августа 1942 года по 1945 год. 1 личная победа в составе полка.
Горячко Леонид Дорофеевич – с апреля 1943 года по май 1944 года. Побед в составе полка нет.

Личный состав полка.

Antonio Arias
Gisbert Manuel
Jos; G;mez
Juli;n Diaz
Manuel Hisbert
Афанасьев Александр Прокопьевич
Голубев Иван Павлович (1)
Горлов Михаил Митрофанович
Горячко Леонид Дорофеевич
Давыдов Лев Георгиевич
Ерош Виталий Иванович
Капитонов Василий Ефимович
Морковник Михаил Степанович
Осипов Сергей Александрович
Тарасов Николай Дмитриевич
Харитонов Пётр Тимофеевич
Хоренко Николай Иванович
Яковлев Михаил Павлович

СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ

О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

Версия от 11 октября 2020 года.

Antonio Arias

Лётчик - истребитель, испанец. Родился 29 апреля 1915 года. В течение первой половины 1937 года проходил обучение в Советском Союзе - в лётной школе в Кировобаде. После возвращения в Испанию получил назначение в 1-ю истребительную эскадрилью  ( Escuadrilla de Casa ), которая была укомплектована самолётами И-16 и действовала на Арагонском фронте. В конце сентября был направлен в 4-ю эскадрилью, которая базировалась под Мадридом. В начале 1938 года воевал на Теруэльском фронте, а в июне стал уже командиров полка. По некоторым источникам, одержал в Испании 9 побед.
В 1939 году приехал в Советский Союз, к лету 1941 года был лётчиком 1-й эскадрильи 1-й авиационной бригады. Позднее участвовал в обороне Москвы в составе 2-й эскадрильи 283-го ИАП, летал на МиГ-3. Весной 1942 года переведён под Ленинград, где был лётчиком 2-й эскадрильи 964-го ИАП, который позднее получил английские самолёты "Харрикейн".
В 1943 году воевал на Волховском фронте, в июле был назначен командиром эскадрильи. Летом 1944 года, летая уже на самолёте Р-39 "Аэрокобра", участвовал в операции "Багратион", затем - в боевых действиях под Минском. Позже, во время операции в Восточной Пруссии, был направлен в 439-й ИАП, который, как и 964-й ИАП, входил в состав 103-й ИАД. Там выполнял обязанности штурмана полка.
К концу войны общий боевой счёт Антонио Ариаса составил около 25 побед  ( по разным источникам - от 24 до 26 ). По - видимому, сюда входят и победы одержанные в Испании, групповые и неподтверждённые. Автор книги воспоминаний: "В огненном небе".
Награждён орденами: Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени; медалями.
Судьбу военного лётчика Антонио Ариаса можно без преувеличения назвать уникальной. Родился он 29 апреля 1915 года в Мадриде. Работал полиграфистом. Во время гражданской войны с франкистами сражался за свободу родной Испании в составе Республиканских ВВС, в том числе и 4-й Истребительной эскадрильи   ( на самолёте И-16 тип 10 )  под командованием Мануэля Сарауза.
Вскоре Антонио Ариас стал командиром эскадрильи и к концу 1938 года по достоинству считался одним из лучших пилотов республиканской авиации.
С 1939 года проживал в Советском Союзе. С июня 1941 года, Антонио Ариас продолжил бои с фашистами в небе Великой Отечественной войны, защищая честь и независимость уже Советского Союза, ставшего для него второй Отчизной. Испания и Россия навеки слились в его сердце: обе были бесконечно дороги, за них он готов был сражаться до последней капли крови.
Не обидела судьба Ариаса и верными друзьями. Первым учителем, наставником и добрым товарищем стал для него известный Советский лётчик Степан Супрун, погибший в неравном бою с 4 немецкими истребителями в июле 1941 года. Большая дружба завязалась и с дважды Героем Советского Союза Сергеем Грицевцом. Эскадрильи, которыми они командовали в Испании, базировались на одном аэродроме и находились рядом. Крылом к крылу друзья ходили в бой.
Но однажды, в неравной воздушной схватке Антонио был ранен и с трудом посадил свой изрешечённый пулями самолёт. Истекающего кровью лётчика доставили в госпиталь. Как обрадовался Ариас, когда на пятый день его "заключения" в палату ввалился улыбающийся Сергей и подарил ему свой лётный шлем, сказав при этом: "Пусть он станет для тебя, дорогой Антонио, памятью о нашем боевом братстве !"
В течение всей своей долгой службы в авиации Антонио Ариас не расставался с бесценным подарком, в нём же поднялся в воздух по боевой тревоге, защищая небо Москвы в районе Наро - Фоминска. Потом воевал и на других фронтах в составе различных истребительных авиационных полков, отличался беззаветной храбростью и мастерством. День Победы он встретил в должности штурмана полка.
К фашистам у него был особый счёт: он сражался за поруганную землю Испании, погибших верных друзей и советских людей. Этот счёт имел реальное воплощение - около 25 вражеских самолётов уничтожил в боях прославленный лётчик.
После Великой Отечественной войны Антонио Ариас поселился на белорусской земле в Барановичах - на родине своего боевого друга Сергея Грицевца. Часто встречался с его близкими, а отцу заменил родного сына. Затем переехал в Минск и долгие годы работал на полиграфическом комбинате имени Якуба Колоса. После чего ушёл на заслуженный отдых. Считая главным для себя передачу молодёжи эстафету памяти о героях - интернационалистах - живых и погибших, он вёл большую общественную работу.
Его квартира стала своеобразным музеем. В альбомах и на стендах - десятки фото. А на самом видном месте - групповой снимок пилотов его эскадрильи, сделанный в 1937 году и фото легендарного истребителя И-16. Дружил старый пилот и с ребятами из средней школы № 22 на улице Сергея Грицевца. Каждый приход ветерана в школьный музей, был как бы новым свиданием со своим старым другом...
После развала Советского Союза, Антонио Ариас вернулся на Родину, в Мадрид.

Капитонов Василий Ефимович

2 [25] апреля 1917 — 14 октября 1993 — советский офицер, участник советско-финской, Великой Отечественной и Советско-японской войн. В годы Великой Отечественной войны — старший сержант[2], воздушный стрелок-радист 33-го бомбардировочного авиационного полка 19-й бомбардировочной авиационной дивизии Юго-Западного фронта. Герой Советского Союза (1942), подполковник. Герой Советского Союза (Указ от 27.3.1942, медаль № 640).
Участник советско-финской войны. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал в составе 33-го бомбардировочного авиационного полка, был стрелком-радистом. К февралю 1942 году совершил 111 боевых вылетов, уничтожил 4 истребителя противника (1 на аэродроме), более 200 гитлеровцев. В 1943 году окончил лётную школу. Участник советско-японской войны. После войны, до 1960 года, служил в ВВС СССР.
Похоронен на Южном кладбище в Санкт-Петербурге.

Харитонов Пётр Тимофеевич

Родился 16 декабря 1916 года в селе Княжево (ныне Моршанский район Тамбовской области). Получил среднее образование. После окончания педагогических курсов работал учителем в начальной школе №;12 города Улан-Удэ. Окончил Батайскую военно-авиационную школу лётчиков в 1940 году.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Лётчик 158-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт).
Кандидат в члены КПСС младший лейтенант П. Т. Харитонов 28 июня 1941 года в воздушном бою над Ленинградом, израсходовав все боеприпасы, впервые за время обороны Ленинграда применил воздушный таран, срезав пропеллером руль высоты самолёта противника. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1953 году окончил Военно-воздушную академию. С 1955 года полковник Харитонов — в запасе.
Жил в Донецке. Работал в штабе Гражданской обороны города.
Умер 1 февраля 1987 года. Похоронен в Донецке.


Рецензии