Педагогу Шумской Нине Алексеевне

Нина Алексеевна Шумская
Заслуженная артистка Туркменской ССР,
Солистка Академического театра оперы и балета им. Махтумкули,
педагог вокала Туркменского государственного музыкального училища им. Д. Овезова.

Чем дальше время уносит нас от педагога, обучившего нас профессии, тем вести о его здравии, благополучии радостнее и роднее, а усвоенные знания, перенятый опыт от него становятся ближе и дороже.
1986 году я, Наталья Журавлёва поступила в музыкальное училище, и Нина Алексеевна выбрала меня в свой класс вокала. Первое занятие проходило дома у Нины Алексеевны на её ашхабадской квартире. Моё волнение скоро прошло, так как Нина Алексеевна могла расположить к себе искренностью и прямотой характера. Тогда она смогла расслышать золотистый тембр моего лирического сопрано и развить его.
С тех далёких 90-х бережно храню образ Нины Алексеевна – благородной дамы, заслуженной оперной певицы, авторитетной и чуткой наставницы-педагога.
В своих воспоминаниях вижу её, ступающую размеренным шагом по тенистой дорожке сквера, чуть вдалеке от благоухающих розами клумб, фонтана, дарящего ашхабадцам желанную прохладу и россыпи радужных брызг. У Нины Алексеевны вьющиеся каштановые волосы утянуты чалмой, бирюзовые серьги оттеняют её голубые глаза. Красивое одухотворённое лицо открыто. Нина Алексеевна лёгкой походкой направляется на занятия в музучилище.
Пример педагога, достижения в творчестве, жизненные и профессиональные советы – кладезь знаний для ученика.
Со второго курса мы уже концертировали вместе с Ниной Алексеевной. В музее туркменского народного творчества открывалась новая выставка и Нину Алексеевну, вместе с нами, воспитанниками её класса, пригласили петь в концерте. У нас, начинающих вокалистов, по-разному получалось справиться с волнением, но на этом концерте мы получили удивительный урок от своего педагога. Нина Алексеевна исполняла известный романс о любви, и вдруг… в его заключительной части она спела совершенно другие слова. Все с восторгом внимали её пению. Исполненный Ниной Алексеевной романс был удостоен бурных аплодисментов слушателей, некоторые поспешили достать блокноты и записать для памяти неизвестные для них строки популярного произведения…

А по окончании концерта тот момент замены слов Нина Алексеевна пояснила нам фразой: «Если врёшь, ври нагло». И тогда только мы догадались, что она подставляла слова якобы забытого ею романса. Этот случай научил меня дерзко и решительно принимать решения, выходить из неудобных положений во время выступлений: публика не должна даже догадываться о проблемах артиста.
Нина Алексеевна научила кропотливо разбирать вокальные произведения: «простукивать» вокальную партию и слышать внутренним слухом гармонию сопровождения, отрабатывать голосом интонационно-смысловые, мелодические и динамические нюансы, задуманные композитором. Прочувствовав произведение, наполнить его своими переживаниями и передать голосом, в слиянии с аккомпанементом, глубину и богатство волнений человеческой души.
Запомнились её театральные истории из жизни оперных артистов. Она многие годы была солисткой театра оперы и балета имени Махтумкули. Часто после репетиций или оперных спектаклей всей труппой заваливались в их с супругом А. Макаровским ашхабадскую квартиру (режиссёра театра, заслуженного деятеля искусств Туркменской ССР). Они весело, непринуждённо проводили время: разыгрывали друг друга, шутили, импровизировали. Таким образом складывались тёплые и доброжелательные отношения в театральном коллективе. Следуя её примеру стараюсь создавать атмосферу непринуждённости и доверия на занятиях, что помогает раскрыть естественные способности обучающихся.
А в оперный театр Шумскую Нину Алексеевну пригласили с шестнадцати лет. В те годы был бум академического вокального творчества. В Ашхабаде было много оперных студий, музыкальных мастерских. Певцы выступали перед слушателями в кинотеатрах перед сеансами, парках. Однажды юная Нина Алексеевна пела в дневном концерте в популярном уличном кафе, как вдруг в рот залетела пчела… Слушатели и музыканты не успели ахнуть, как шестнадцатилетняя певица выплюнула пчелу и продолжила петь свою партию. По окончании концерта к ней подошёл режиссёр туркменского театра оперы и балета, он пригласил её, школьницу в театр в качестве ведущего солистки оперы.
Класс Шумской Нины Алексеевны объединял много учеников. Часто мы присутствовали на занятиях у друг друга и слушали, таким образом получали богатый опыт по работе над голосом. Более дружеские отношения сложились у меня с меццо-сопрано Инной Волковой и колоратурным сопрано Гусейновой Зейнаб. Я была на курс младше их, и, с разрешения администрации училища, по некоторым музыкальным дисциплинам обучалась вместе с ними. Чудное было время: академические прослушивания и отчёты, участие в шефских и правительственных концертах, записи на Туркменском телевидении. Классом мы ходили на кинопостановки мировой классической оперы, творческие вечера. Ещё обсуждали книги по актёрскому мастерству, знакомились с творчеством артистов советской оперы.

Несменным концертмейстером класса вокала Шумской Н. А. являлась Мая Фиридуловна Бейманова – тонко чувствующий музыкант, высокопрофессиональный пианист, строгий требовательный педагог. Уже позже, когда мне было нужно пристыдить нерадивых учеников, я рассказывала им байку о том, что если бы пришла на занятия по вокалу неподготовленной, то из класса летели бы сначала ноты, а следом и я. Конечно же, это всего лишь байка. Вокалом в училище занимались уже взрослые и серьёзно настроенные на профессию студенты, да и в класс к Нине Алексеевне стыдно было приходить, не выучив свою вокальную партию.
И в заключении о смешном и мудром. Решила я на третьем курсе сменить причёску. Получалось нелепо. Пришла на утро на занятия к Нине Алексеевне. Она распевала меня и почему-то не смотрела на меня и постоянно отводила взгляд. Потом, сдерживаясь, спросила: «Наташа, что это с тобой?» И до конца недослушав моё повествование о желании стать ещё красивей, разразилось искренним смехом, заразительным глиссандо, начинавшийся с высокого, невероятного заливистого сфорцандо. Это её - Нины Алексеевны «фирменных» смех, который располагал к искренности слышавших его. Посмотрев на меня ласковым взглядом Нина Алексеевна поделилась со мной житейской мудростью: «Желая как лучше, мы часто себе вредим». И добавила, что в 30 лет на лице женщины то, что она ищет, в 40 лет то, что она находит, в 50 - чем она успокоилась.
Сегодня мои мысли и тёплые чувства к наставнику на музыкальном поприще исходят от восточного края, определяющего утро страны, они согреваются воспоминаниями в уютном и всё также близком сердцу Ашхабаде и устремляются в Питер, где Нина Алексеевна проживает в артистическом кругу.

Педагогу академического вокала, Нине Алексеевне моя благодарность за посвящение в таинства вокального мастерства, подарившее мне возможность радовать слушателей красивым и искренним пением.
Нине Алексеевне Шумской желаю любви, здоровья и счастья на многие лета.



Наталья Кушнир (Журавлёва)
21 июля 2016 г.


Рецензии