О кедрах алтайских замолвите слово. Просто таксист

         Я вот, бывает, так интересно распишу про свою таксистскую профессию, что перечитаешь - и аж самому поработать захочется: тут тебе и богатые, и знаменитые, и интересные люди ездят, а проедут (одарят своим присутствием), так еще и денег за это заплатят... Романтика!

На деле же, выйдешь на смену: а «порожняк» за «порожняком» - то не выйдет к тебе пассажир, то удивится в телефонную трубку:

- Так я ведь уже еду в такси… Я вышел, увидел, что такси едет, махнул рукой, думал, что это вы… Ну, извините...

Ага, извиняю - с плотно сжатыми зубами: я ж за ним, зараза,ери километра ехал, да ещё десять минут ждал…

А потом озвучиваешь следующему пассажиру стоимость поездки:

- Двести десять рублей!..

А какая-нибудь среднестатистическая полупьяненькая девушка разжимает ладошку с тремя смятыми пятидесятками и говорит:

- А у меня больше денег нету…

«Хоть бы уж нормальный «дальняк» попался…» - думаешь. И - бац! – попадается: рвёшь по трассе, чтоб побыстрее ощутить в кармане хруст пятитысячной купюры… И тут сердце опускается (буквально в трусы), когда замечаешь подленько припрятанную «гаишниками» у обочины абсолютно пустой трассы, камеру…

Да, знаю я, что там знак «шестьдесят», а я несусь под «сотню», но в такие секунды мой здравый смысл обращается к какому-то невидимому «главнокомандующему»:

- Вы для чего же, спрашивается, год назад здесь дорогу расширяли до четырёх полос? И ещё разделительный бордюр между встречными поставили? А знак «шестьдесят» почему оставили-то?..

Но знаю я, что ответ мне придёт только в виде квитанции на оплату штрафа… Как минимум в пятьсот рублей… А ещё на базу почти тысячу отдать… Да, на бензин нужно около двух тысяч…

И вот, преодолеваешь, с великим напряжением, в общей сложности шестьсот километров, а внутренний голос предательски спрашивает: «Ну, зачем? Зачем ты попёрся в этот дальняк? Таксовал бы себе спокойненько в Горно-Алтайске…»

А вы никогда не замечали, что внутренних голосов может быть несколько?

И вот мне второй внутренний голос, как будто, отвечает: «Да, идёт оно, вообще, лесом, это таксование – больших денег здесь не поднимешь. Вот приглашали же меня на днях в тайгу, на стоянку, шишковать – нужно соглашаться, соглашаться и ехать!»

«Да, да, да, - анализирует и подтверждает разум, - самый сезон, чтобы заработать, сдавая кедровый орех!» А что ещё может сказать мой интеллект, если каждый день в такси ездят пассажиры, которые щедро делятся со мной информацией, где и сколько шишек они собрали и сколько на этом заработали?

- Пять дней, и тридцать пять мешков на человека, и сдали по девятьсот за мешок…

- За пять дней мы две машины всемером загрузили: в одну четыреста мешков, да в другую двести…

- В день зарабатываем по десять тысяч рублей…

Это только некоторые ответы моих пассажиров, но средний уровень доходов «шишкующих» уже понятен: около десяти тысяч в день, хотя кто-то может насобирать только на пять, а кто-то хвастался предо мною заработками и в двадцать тысяч рублей за один день… Такая информация не может не склонять к шишкособирательству. Я махнул рукой на «висящие» заказы и поехал в магазин спецодежды…

Я давно уже заподозрил все горно-алтайские торговые точки в повальной склонности к ширпотребу: дешёвые вещи продаются, бесспорно, лучше, вот только качество у них ведь тоже цене соответствует… Я, более склонный к «золотой середине» - к наиболее оптимальному соотношению «цена/качество», еще до сезона шишек объехал все магазины спецодежды и взял на заметку один из них, где одежда и обувь были более доброкачественными. И каково же было мое удивление, когда из широко представленного ранее ассортимента туристического одежды и обуви я увидел лишь плохоликвидные остатки того самого ширпотреба… Похоже, что заготовители шишек смели всё более-менее приличное… Делюсь этим наблюдением со своим следующим пассажиром, и он отвечает мне тем же:

- А в продуктовых магазинах консервы упаковками закупают…

Но тут уж я не удивлён – сам как-то возил «шишкарей» за продуктами… Да, что там продукты… Один клиент рассказывал, что к сбору кадрового ореха он подготовился основательно – купил старенькую «Ниву» и вложил деньги в её ремонт:

- Некоторые собирают и прямо тут же, в лесу, и сдают, рублей по семьсот, а я – орех в машину, и к знакомому приемщику, который по девятьсот забирает… С машиной выгоднее…

Возил я, кстати сказать, недавно и того, кто делает деньги чисто на перекупке ореха. Имея оборотный капитал, снаряжает такой человек грузовик с водителем и доверенным лицом в лес, сам при этом оставаясь работать в городе (в моем случае – на государственной службе), а его доверенный представитель скупает шишки по семьсот прямо в тайге (или в какой-нибудь деревне) и отвозит в то место, где принимают по тысяче. Разницу делят между собой…

Было время, когда мне любопытственно хотелось узнать, а куда же сдают орех и шишки те перекупы, кто подороже принимает… И вот, год назад, судьба усадила ко мне в такси крутого закупщика:

- У меня же контракты, - рассказывал он, - с китайцами, с корейцами и с японцами – на поставку ореха. А недопоставишь – большая неустойка. Поэтому готов покупать и подороже. Да, и народу своему, алтайскому, помочь хочется – я бы легко мог у них шишки и по полторы тысячи за мешок купить (цены в прошлом году были чуть выше, чем в нынешнем), но смотрю на бедственное положение людей в деревнях и принимаю подороже – по две тысячи за мешок, а они, представляешь, всё равно недовольны; кричат: «Барыга! Давай по две двести!» Жадные, очень жадные люди…

         А я смотрю на этого «крупного» закупщика, и глазам не верю: обычный алтайский парень, даже немного щупленький для алтайца, в обычной одежде, сидит, изогнувшись, с гримасой боли на лице, поскольку (жалуется) повредил спину, трясясь в грузовике-фуре по деревенским алтайским дорогам… И тут у него звонит телефон, он разговаривает, а потом просит меня остановиться у круглосуточного магазина: «Брат попросил купить еды и водки. Сам-то я не пью, но брату помочь нужно, раз просит… А меня многие родственники просят им помочь – считают, что я слишком много зарабатываю и должен делиться… Я пока никому не отказываю…»

И вот, смотрел я на того парня и думал, что напоминает он мне сам Его Величество Алтай: молодой, но уже немного изможденный; работающий в поте лица, стремясь помочь людям – своему народу, своим близким, а они все равно считают его себе чем-то обязанным, пьют водку, едят и доют, доют, доют…

         На природу Горного Алтая, как на источник дохода, набросились нынче многие: и местные, и приезжие. Знакомый таксист рассказывал, как на легковой машине с низкой посадкой мимо него продирались по лесной дороге впервые выехавшие «на шишку» жители Барнаула. Один шёл рядом с машиной, неся в руках изломанные и оторванные автомобильном пороги. Под днищем автомобиля что-то хрустело и скрежетало, водитель испуганно останавливался, но его пассажир, бодро шагающий рядом, громко подбадривал: «Давай, не дрейфь, сейчас соберем шишки и купим тебе новую машину…»

Едут в тайгу семьями. Едут бригадами. Народу в лесу, порой, как в городе…

Кто-то рассказывал, что приехал уже вечером, а в глухой тайге огни, громкая музыка. Оказалось, что подъехали барнаульцы – привезли спиртное, разожгли мангальчик, устроили дискотеку. Ни о каком почтении к природе, в таком случае, и речи нет… Голое потребительство. Все приезжают брать. Без молитвы, без благодарности. Об исконно алтайских традициях, об алтайской вере в то, что Природа живая в дурмане наживы и чувстве алчности забывают все, даже коренные алтайцы…

Один пассажир рассказывал мне, как местные алтайцы «защищают» тайгу от пришлых. Увидели, что шишку собирает «бригада» гастарбайтеров (таджиков или узбеков), подъехали к ним на лошадях, с ружьями наперевес – мешки с собранным орехом забрали и сказали, что это «наша земля» и что в следующий раз, если гастарбайтеры не уберутся, они их вообще застрелить могут… Ну, так это же не защита, а натуральный разбой…

Вообще, криминала в этом сезоне сбора шишек, судя по слухам, стало много. В основном это воровство. То, кто-то жалуется, что у него десять мешков шишек украли, то говорят, что в полиции скопилась целая пачка заявлений от потерпевших, в которых количество украденных мешков варьируется вплоть до пятидесяти…

Но мои клиенты поведали мне о краже - рекордсмене нынешнего сезона. Будто бы один предприниматель (я, конечно, даже знаю фамилию, но слух-то непроверенный, обойдёмся без имени), уже давно и успешно занимающийся в Горно-Алтайске услугами эСТэО (вот тоже не сиделось человеку), отправил в тайгу своих работников «на орех». Те за короткое время собрали целых пятьсот (!) мешков шишек. Предприниматель вывез шишки и складировал их в каком-то ангаре, а когда нашел покупателя, который заберет их по высокой цене, оказалось, что ангар пуст…

Говорят, что многие пытаются придержать у себя орех, ожидая хотя бы небольшого повышения цены, но потом, даже если никто его не сворует, разочаровываются в своих действиях, поскольку шишки нынче сырые и быстро покрываются плесенью…

- На земле шишки собираете или по кадрам колотушками стучите? – спрашиваю я своих «шишкующих» пассажиров.

- Стучим, конечно, - отвечает подавляющее большинство опрашиваемых заготовителей.

- Так это ведь запрещено!

- Конечно, если поймают, мало не покажется, но следим, чтобы внезапно лесники не нагрянули: на любой шум машины перестаём долбить по кедрам…

Лишь один сборщик ореха (коренной усть-канец; как и все сборщики, приезжающие в город, уже немного пьяненький) поведал мне, что из всех, кого он встретил в тайге, по кедрам, собирая шишку, лазит лишь он один…

         Ну, лазишь, так лазай; стучат, так пусть стучат – не слишком-то осмысливая слова, пропускал я их мимо своих ушей, пока не услышал историю, от которой мороз пошел по коже, от которой испытал я Великий Стыд перед Природой за человека… Пусть этот слух и дошёл до меня уже через третьи уши (мои клиенты часто пересказывают недавноуслышанное), но вся боль и вся эмоциональная напряженность пережитого деревенской девочкой-подростком донеслись до меня. И я попытаюсь далее рассказывать от её имени:

- Обычно за орехом у нас ходят в тайгу мужчины и молодые парни. Но в этом году ореха очень много, и «выгнали» всех: от детей до восьмидесятилетних старух. Это было ужасно! По всей тайге стоит звон: люди бьют ломами по кедрам… Сверху мечутся белки, не понимая, что происходит… Некоторые белки просто падают с веток замертво. Некоторые повисают на ветках мертвыми… Похоже, что это самки… Самцы белок объединяются в стаи и буквально нападают на людей, пытаясь отобрать у них собранный орех. Я видела, как один мужик поймал такую белку руками, и прямо руками же оторвал ей голову…

         Я подозреваю, что никто из таких варварски орудующих алтайцев не читал ни одной книги Владимира Мегрэ из серии «Звенящие кедры России», пробуждающих святое почитание кедров. Никто из них может не знать, что кедры накапливают и передают людям массу энергии, чтобы были люди здоровы, благополучны и счастливы. Никто может не знать, что у большинства деревьев тоже есть душа, но она коллективная, и только у кедров – индивидуальная… Обо всем этом простой деревенский житель может и не задумываться… Но в данном случае нарушается всем известный и самый древний завет алтайцев: «Возьми у Природы столько, сколько сможешь сам унести». Не выгребай всё до последней шишки, до последнего ореха, а возьми то, чем добровольно поделилась с тобой Природа…

         Я, конечно, не коренной алтаец, но за годы жизни здесь, в Горном Алтае, я уже получил алтайское сердце. Теперь я не хожу в церкви и Храмы, а молюсь на перевалах и родниках, на водопадах и в тайге… До сих пор я верил в то, что алтайцы способны дать, нести это ощущение единства с Природой каждому человеку, всему миру. Теперь я в этом уже сомневаюсь…

Напоследок озвучу мысль, которая по вышеозначенному поводу была высказана женщиной, в чьих венах течет алтайская кровь, и которая еще не потеряла связи со своим Божественным духом:

- Люди живут ощущением одного дня, не думая, что будет завтра, что останется после них, что достанется их детям… А ведь на Земле больше нет такого энергетически чистого, живого места. Больше нигде в мире такого места нет… И сегодня, оскорбляя тайгу, разрушая этот микрокосмос, это разумное существо, люди уничтожают Колыбель Мира, о которой тысячелетиями говорили все духовные учителя… И, скорее всего, больше такого урожая орехов в ближайшие годы мы не увидим… Выгребли разом – проели, пропили… И никто не взял ответственности за случившееся… Что ж, будем ждать ответных действий от самой Природы: только теперь уж ничему не удивляемся – что получим, то, значит, и заслужили…

Просто таксист


Рецензии
Еще раз здравствуйте!
Мегрэ у меня есть в библиотеке, читала. И на сборе шишки приходилось бывать. Когда на северах жили, по шишку в тайгу ходили и мешками собирали, шелушили на специальном аппарате, сушили, а потом заваривали кипятком, чтобы мягче было, и грызли. А здесь, на Большой земле, кедровые орешки самые дорогие из всех орехов. Зато их отправляют в другие страны....
С уважением к листикам и их очаровательному вожаку,

Лариса Малмыгина   12.10.2016 12:22     Заявить о нарушении
Да! В этом году Алтаю повезло - богатый
урожай на кедровые орехи, и кажется, что они
особо вкусные нынче.
Но вот, что получается!( Жадность наша без меры.
Вместо благодарности - варварское разорение...

Лариса! Всех благ Вам!
Карина Романова

Литклуб Листок   14.10.2016 08:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.