Жил-был проходимец

Жил-был проходимец


Дело Виктора Люстига (1934—1935) — дело всей его жизни. В 1934 г. американская полиция в последний раз задержала и отдала под суд самого знаменитого авантюриста Старого и Нового Света. Но если в предыдущие аресты (а их только в США было 49) преступника отпускали за недостаточностью улик либо при их полноте он все равно ухитрялся извернуться, откупиться или совершить побег, на этот раз Люстиг влип крепко, и после суда остаток дней своих провел за решеткой. О самом процессе сохранились скудные сведения, но поскольку он поставил точку в похождениях «короля афер», это дает право назвать его великим.

Виктор, по происхождению чех, а по гражданству космополит, свободно говоривший на 5 языках, совершил массу махинаций, в каждой из которых проявилась его страсть не столько к наживе, сколько к игре. Неспроста в среде профессиональных картежников Люстига признали лучшим шулером Европы, тем лишив его «работы», т.к. после такой «коронации» садиться с Виктором за игорный стол охотников находилось немного.
Мошенник не унывал — у него в запасе был еще 1001 способ отъема денег. Люстиг безошибочно вычислял денежных алчных жуликов, набивших мошну незаконным путем. Он был уверен, что его жертвы не станут обращаться в полицию. Разносторонне талантливый, Люстиг обладал обаянием, остроумием, безупречными манерами, бесстрашием; использовал 45 псевдонимов и несколько титулов, чаще всего — граф.

Как-то, представившись бароном, Виктор купил, не торгуясь, у ювелира Г. Клейста редкую жемчужину и тут же пообещал взять еще одну такую же по тройной цене, буде она подыскана торговцем. Ювелир с трудом нашел подобную жемчужину в небольшом ломбарде, купил ее за двойную цену, но барон за ней не пришел. Когда ювелир разглядел покупку лучше, то понял, что это его собственный перл, и что в ломбарде его всучил переодетый «барон».

Люстиг разбирался не только в тонкостях психологии, экономики и права, но и в сложных технологиях (в частности, изготовления денежных банкнот), прекрасно рисовал. Скопированные им картины принимали за оригиналы, а поддельные денежные купюры, равно как и всевозможные документы с печатями и подписями не могли  распознать даже специалисты. Знал он и новинки техники и даже занимался изобретательством. Так, пройдоха смастерил несколько аппаратов якобы для печатания долларов, которые за приличные деньги сбывал любителям легкого обогащения.
Знаток рынка жулья, Виктор легко втирался в доверие и к рафинированным аристократам, и к расчетливым ростовщикам, и к продажным госчиновникам, и к «конкретным» мафиози. Каждого он мог убедить в выгодности и надежности сделки, причем так, что избранные им жертвы часто сами упрашивали его облапошить их. Так, например, в Штатах Люстиг скупил по дешевке участки земли в пустыне Невада, провел кампанию, в т.ч. в прессе, о том, что в пустыне находится месторождение золота и затем «с неохотой» продал свои пустые участки слишком настырному торговцу, получившему в качестве бонуса еще и издевательское прозвище «хозяин Невады».

В истории Люстиг остался, как «человек, продавший Эйфелеву башню. Дважды». Дело в том, что башню, сооруженную к Всемирной выставке в 1889 г., должны были демонтировать еще в 1909 г., но у государства не нашлось средств ни на демонтаж, ни на уход за ней, в результате чего ржавевшее детище Эйфеля торчало посреди Парижа, как укор властям.

Эту кучу металлолома (7 000 т) и выставил в 1925 г. Люстиг на продажу от имени правительства. Пригласив в отель «Криллон» на Елисейских полях самых пройдошных торговцев черным металлом, Виктор предъявил им верительную грамоту в том, что он является заместителем министра почты и телеграфа и раскрыл «тайну» о сносе башни и продаже конструкции на аукционе. Эту новость Виктор попросил хранить в секрете от журналистов, дабы не сорвать акцию. За взятку, которая стала убедительным доказательством принадлежности Люстига чиновничьему классу, авантюрист продал башню наиболее ушлому риэлтору А. Пуассону и благополучно отбыл в Вену с чемоданом денег. Пуассон, который думал этой сделкой стать знаменитым, остался с носом, но не стал подавать на мошенника в суд, т.к. боялся испортить свою деловую репутацию.

Убедившись, что эта история не всплыла, Люстиг через какое-то время вернулся в столицу Франции и еще раз продал символ Парижа. Однако обманутый покупатель заявил в полицию, и аферист вынужден был бежать на трансатлантическом лайнере в Америку. За две недели пути Виктор, представившись филантропом, устроил для пассажиров 1-го класса лотерею, крупные выигрыши которой те должны были получить в американском банке. (Этого банка, разумеется, не было и в помине).

В Америке Люстиг прославился как Весельчак. Это прозвище он оправдал с лихвой. Как еще можно назвать человека, которого усиленно разыскивала полиция 14 штатов, а он в Атланте контору по изготовлению фальшивых долларов устроил прямо в здании полиции, официально нанял двух полицейских для охраны и расплачивался с ними фальшивыми только что отпечатанными купюрами. Мало этого, Виктор еще продал начальнику полиции по фальшивым документам особняк находившегося в отпуске с семьей миллионера. Попав в тюрьму, мошенник надул префекта, пообещав ему отдать все свои тайники с деньгами в обмен на организацию побега. Для наживки Люстиг указал одно такое местечко — и обрел свободу. Префект же не получил более ничего, а через месяц сам угодил за решетку — в тайнике Виктор прятал брак от изготовления фальшивых долларов.

Граф обожал риск. Однажды он нанес визит к главному мафиози Чикаго Аль Капоне с просьбой дать ему на дельце кредит. Видимо, два человека с отметинами на лице приглянулись друг другу (у обоих были шрамы), т.к. гангстер выдал просителю 50 тыс долл с тем, чтобы тот через 2 месяца вернул 100 тыс. «Иначе убью», — пообещал бандит. Ровно через 2 месяца Виктор явился к Аль Капоне и со скорбным видом посетовал на судьбу: дельце не выгорело, и он вынужден был продать все свое имущество — Люстиг протянул портфель с 50 тыс. Растроганный честностью Люстига, Аль Капоне подарил ему «на жизнь» 5 тыс долл., ради которых Люстиг и затеял эту комедию.

Погорел же махинатор, как и следовало ожидать, на печатании фальшивых долларов, которые наводнили всю страну. Было выявлено, правда, всего 5 тыс., но по оценкам их было не меньше полумиллиона.

В 1934 г. секретными службами был создан отряд спецназа, призванный отловить фальшивомонетчиков, один из которых У. Уоттс засветился еще во времена сухого закона печатанием контрафактных этикеток. Через него вышли на Люстига.
10 мая 1935 г. федеральный агент задержал Виктора после телефонного звонка его ревнивой любовницы. Изъяв у арестованного набор пластин для печатания купюр и 51 тыс фальшивых долл, Люстига поместили в федеральный Дом предварительного заключения в Нью-Йорке. За день до суда арестант бежал из тюрьмы, из которой еще никто не убегал, раздобыв 9 простынь и связав из них веревку. Через 27 дней его задержали в Питтсбурге (шт. Пенсильвания), где он пытался сплавить фальшивые доллары.

5 декабря 1935 г. Люстиг предстал перед судом. Главным свидетелем обвинения выступил Уоттс, арестованный перед этим, подробно рассказавший о контрафактной схеме. В середине суда Люстиг прервал разбирательства и признал свою вину. Получив срок 20 лет — 15 за фальшивомонетчество и 5 за побег из тюрьмы, граф был заключен в остров-тюрьму Алькатрас возле Сан-Франциско, где он и умер то ли от опухоли мозга, то ли от пневмонии 9 марта 1947 г. Профессию умершего записали «продавец».

Говорят, Люстига в тюрьме никто не трогал, т.к. у него были общие дела с самим Аль Капоне.



Рис. http://mtdata.ru/u3/photo01D4/20764014355-0/original.jpg


Рецензии
Да.. Были вот такие удивительные беспокойные личности...
Но в наше время почему-то их стало меньше. Может, умнеет человечество?

Юсуф Айбазов   01.10.2017 07:23     Заявить о нарушении
В наше время их стало больше.
Просто потому, что жизнеспособность человечества повышается.
Прогресс.

Взять хоть нас, русских.
Наконец-то от Царь-голода избавились.
Но соответственно мошенников развели тьму.
Диалектика, называется. Не бывает добра без зла.

Евгений Помогаев   01.10.2017 14:20   Заявить о нарушении
Понятно - проходимцы сидят в просторных светлых кабинетах, ворочают большими деньгами..
Но таких вот сумасбродных авантюристов, которые ищут приключения себе на одно место, уже мало.

Юсуф Айбазов   01.10.2017 14:26   Заявить о нарушении
Вы думаете, что Люстиг продавал башню, сидя на мостовой?
Из нынешних можно Сороса назвать.
А вот город Пальмира куда пропал? Без авантюристов не обошлось.

Евгений Помогаев   01.10.2017 15:49   Заявить о нарушении
Вряд ли умнеет человечество. Оно всё в той же стадии и степени одурения,как и сто лет назад, и тысячу. Как мне кажется. А проходимцы сейчас в основном в больших должностях — чиновники и пр., да владельцы финансовых структур.
Спасибо, Юсуф.
Спасибо, Евгений.
Всех благ Вам!
С уважением,

Виорэль Ломов   02.10.2017 11:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.