Если бы молодость знала

 
      



                1963 год. Мне 15 лет.
                Безотцовщина. Отец умер 3 года назад, когда мне было 12 лет, и я учился в 5 классе Пудожской восьмилетней школы №1 КАССР. Хорошо помню тот солнечный неласковый  майский день, когда город хоронил отца. Говорю это без преувеличений, потому что моих родителей хорошо знали в северном провинциальном городке. Они были на виду у всех, потому что  стояли у истоков создания кино в Пудожском районе.Мать, Насонова Анастасия Васильевна, - первая женщина – киномеханик в Пудожском районе.
                Материалы о трудовой кинодеятельности родителей хранятся в Пудожском краеведческом музее.По моему глубокому убеждению, в кино два самых главных человека:на киностудии - кинорежиссёр,в кинотеатре - киномеханик.Так что, механик,крути киноленту и не будь...сапожником!Отец сам умел крутить киноленту и учил этому пудожскую молодёжь в кинокружке,который он  организовал по своей личной инициативе и вёл много лет.Среди его первых учеников Е.Г.Нилов.Как вспоминал сам Евгений Григорьевич,профессия киномеханика ему очень помогла в жизни,когда он учился в Петрозаводском госуниверситете и одновременно подрабатывал в кинотеатре повторного фильма.
                Отец - единственный в районе был удостоен высокого и почётного звания шеф - киномеханик.Является участником всесоюзных совещаний киномехаников.
                Кстати, благодаря именно музею, уже в зрелом возрасте, я случайно узнал очень любопытный факт из биографии отца,который раскопал краевед Е.Г.Нилов. Оказывается, отец аккомпонировал на гитаре во время спектаклей колхозного театра К.А.Сорокину. Да, тому самому Сорокину, который сегодня известен на весь бывший советский Союз, как популярный артист кино. Достаточно только вспомнить его роли  деда Сливы в «Стряпухе» и старшины Саблина в «Максиме Перепелице».А в 1932 году он был ещё начинающий артист колхозного театра, который приехал из Петрозаводска на гастроли в Пудожский район.
                Как всё-таки удивительно причудливо переплетаются в жизни судьбы людей.
                После смерти отца мы жили втроём в доме деда по отцу:мать я и моя младшая сестра. Жили очень бедно, на одну маленькую зарплату матери. Она нам не жаловалась на судьбу, но тем не  менее я хорошо понимал все жизненные трудности и принял для себя самое  первое в моей жизни самостоятельное мужское решение.Мужественное решение. При этом с сознанием дела понимал, чего я в жизни лишусь, но кто-то должен идти на такие  жизненные лишения и трудности. И кто, если не мужчина. Настоящий мужчина. Настоящий мужик. Пусть даже и маленький. Как,например, главный герой фильма «Уроки французского».
                Таким образом, я очень круто и резко изменил свою личную жизнь.
                Сдал успешно все экзамены за 8 класс в Пудожской восьмилетней школе №1 , тогда ещё было обязательное восьмилетнее образование, и перевёл документы в Пудожскую вечернюю школу рабочей молодёжи. С тех пор самый любимый для меня художественный фильм – «Весна на Заречной улице», ибо я не понаслышке знаю, что такое школа рабочей молодёжи. И ни разу не пожалел об этом решительном шаге в своей жизни.За три года обучения-спасибо реформатору образования Н.С.Хрущёву,который добавил нам один лишний год,-я не пропустил ни одного урока,хотя порой было очень и очень трудно.Особенно весной,когда на уроках оставалась половина учащихся.В то время вечерняя школа ничем не отличалась от дневной средней школы.По сути дела,это была третья смена.Мы приходили на занятия,когда из классов выходили ученики второй смены.
                Что было, то было. Чему должно было случиться, то произошло. И жалеть об этом просто глупо и неразумно.
                Я - единственный из большой семьи,кто пошёл по стопам своих родителей и устроился на работу в городском кинотеатре с таким громким и поэтическим именем «Октябрь».Кстати,когда я работал в городском училище,то ко мне на перемене подошёл учащийся и удивлённо спросил:"Василий Алексеевич,неужели они каждый месяц меняют название кинотеатра?"
                И началом своей трудовой биографии я во многом обязан Г.А.Одинцовой,бывшему директору к/т "Октябрь".На момент моего трудоустройства она работала в Министерстве культуры Карелии.Галина Александровна всё сделала со своей стороны,чтобы я-домашний мальчик остался в семье,в Пудоже. И я очень благодарен ей за то,что она повлияла на мою судьбу.К слову сказать,на моём жизненном пути встретилось много замечательных людей,которым я обязан своей жизнью профессионального журналиста и писателя.В вечерней школе-Роза Георгиевна Башкина,с которой мы до сих пор поддерживаем тесные отношения.В Ленинградском госуниверситете-Евгения Петровна Кузнецова.
                Так уж случилось, и я об этом тоже «не жалею, не зову, не плачу», что вся моя сознательная жизнь тесно связано с искусством, творчеством,духовной культурой.
                А тогда,в 1963 году, у меня впереди было несколько законных летних месяцев как бы школьных каникул. И я принял второе в моей полудетской жизни самостоятельное мужское решение – съездить в Ленинград. Почему именно в Ленинград? Сам  себе и сегодня не могу ответить на этот полузагадочный и даже мистический вопрос.Видимо,незримой судьбой было так начертано.
                Не случайно же, спустя 10 лет, поступил именно в Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова на факультет  журналистики. К тому времени я уже работал штатным литературным сотрудником Пудожской районной газеты «Знамя труда» исключительно благодаря её редактору Виктору Алексеевичу Лашинину. Он  дал мне рекомендацию для приёма в члены КПСС.Две другие рекомендации мне дали Галина Андриановна Селина,секретарь парторганизации редакции и типографии,Пудожский райком ВЛКСМ.Некоторое время я был членом бюро и внештатным секретарём райкома комсомола.Впоследствии по предложению райкома КПСС был единогласно избран  секретарём партийной организации редакции и типографии. 
                Итак, в Ленинград! Мать плакала и отговаривала меня целую неделю. Ей даже страшно было представить, что её маленький ребёнок один в таком несмышлённом возрасте и первый раз в жизни  поедет сразу в такой большой город! От такой шальной мысли у любой матери зайдётся сердце. Но я был непреклонен в своём решении.Такой уж у меня сформировался волевой и решительный характер.
                Родственников в Питере у нас отродясь не было. Ехал я совершенно к чужим людям, по договорённости с одной из коллег матери. Хозяйкой семьи, к кому я ехал, была  мать этой коллеги. А хозяином семьи был Михаил Кирикович Рябинин, ради которого я, собственно говоря, и взялся за эти  автобиографические записи.Другими словами,бюллетень.
                Да, именно тот самый М.К. Рябинин. Правнук именитого народного сказителя Трофима Григорьевича Рябинина, имя которого было известно и за границей.
                Вот что,в частности,Михаил Кирикович пишет в автобиографии о своих знаменитых предках:

                Трофим Григорьевич Рябинин
                Мне прадедушкой бывал,
                В бороде имел седины,
                Хоть я лично и не знал,
                Но видал   я на портретах
                И слыхал о нем не раз,
                Что он был в числе поэтов
                И про древность вел рассказ.
                Ездил в Турцию к султану,
                Был в дворце он у царя,
                Впрочем, где он был, не стану
                Здесь рассказывать всё я,
                Только очень интересно,
                Что Рябинина семья
                Всей республике известна,
                В том числе Рябинин я.

                Если бы я только тогда по молодости и глупости всё это знал и понимал! Да и мог ли я тогда по своей молодости и незрелости всё это знать. Если бы молодость знала, если бы старость могла. Могла повернуть время назад. Но, увы! На это способна только одна наша историческая память,которой мы никогда, ни при каких самых сложных и трудных жизненных обстоятельствах не должны изменять.
                Память – вот то единственное и дорогое в нашей жизни,  что мы должны  всегда всячески беречь и лелеять, чем должны гордиться, а главное никогда её не предавать. И хоть  с большим опозданием и покаянием, но я всё-таки хочу отдать дань памяти этому замечательному человеку, который тоже стал одной из важных вех на моем жизненном пути.
                Мне удивительно везёт в жизни на хороших людей, но,к моему великому сожалению, я только сейчас начинаю это помаленьку понимать и осознавать. Среди них был и карельский поэт всесоюзного масштаба Иван Алексеевич Костин. Они с М.К. Рябининым оба из Заонежья. Михаил Кирикович – из д.Серёдка. Эта заонежская деревня - составная часть естественного исторического музея -заповедника мирового значения Кижи. Не каждому суждено родиться  на острове  да ещё и в музее. Так сказать, ещё при жизни стать живым историческим музейным экспонатом.Несколько лет М.К.Рябинин жил на улице Чапаева в городе Пудоже.И.А.Костин часто бывал в городе Пудоже,его материалы постоянно публиковались на страницах Пудожской районной газеты "Знамя труда".
                Вот как И.А.Костин описывает свою первую встречу с М.К.Рябининым:"В начале зимы 1970 года группа карельских писателей выехала для проведения Дней литературы в Ленинграде и Москве. В состав групп были включены мы с Рейё Такала. Напутствуя меня, новый редактор газеты Александр Назаров просил по возможности встретиться с Сергеем Михалковым и попросить его содействия в получении нашей редакцией легковой автомашины. По разнарядке Комитета по печати Госснаб должен нас обеспечить транспортом, но документы где-то застряли.
                И вот мы в здании Ленинградского отделения Союза писателей в бывшем Шереметьевском дворце. Со многими ленинградскими писателями мы знакомы по их приездам в Петрозаводск, с другими знакомимся на встрече. Ко мне подводят невысокого роста старичка с клюшкой:
– Ваш земляк, сказитель Рябинин Михаил Кирикович.
– Очень рад, Михаил Кирикович. Знаю ваши былины и что в шестидесятые годы вы переехали в Ленинград. Как вам здесь живется?
– Живется, земляк, неплохо. Меня тут уважают. Да только временами становится тоскливо по Заонежью и Петрозаводску. У меня ведь там две дочери и сын.
Вскоре после возвращения домой я написал стихотворение «Последний сказитель», посвященное Михаилу Рябинину. В нем есть такие строки:

  … Нередко сказителя мысли

  Домой в Заонежье летят,

  Где озеро, как скатеретка,

  Из снежного серебра.

  В родимой деревне Середка

  Давно ни кола ни двора.

  Напишет: «Сторонка родная,

  Прими мой привет и поклон».

  И слышит он в трелях трамвая

  Родимых бубенчиков звон.

  Великого города житель,

  Особенных полон забот,

  Земляк мой, последний сказитель,

  По Невскому тихо идет.

Спустя некоторое время, когда я уже работал над повестью «Острова сокровищ» о династии сказителей Рябининых-Андреевых, которая вышла в 1991 году в издательстве «Советская Россия», я познакомился с дочерьми Михаила Кириковича. Они свято хранят память об отце, его письма, документы, фотографии и рукописи былин. Старшая – Анна Михайловна – хорошо помнит еще довоенное время. Когда дважды Герой Советского Союза, знаменитый в те годы полярник, Иван Папанин приехал в 1938 году на встречу со своими избирателями в Петрозаводск, то навестил семью сказителя. Как вспоминает Анна Михайловна, принес детям много разных гостинцев, а отцу подарил именные часы. Незадолго до этого наш отец написал былину «Иван Папанин», и она была напечатана во многих изданиях. Младшая дочь – Роза Михайловна – любезно ознакомила меня с некоторыми документами, фотографиями той довоенной поры. Сын сказителя Алексей Михайлович – участник Великой Отечественной войны. Имеет немало правительственных наград. Скромный, добродушный человек. Каждая встреча с ним приносит душевное удовлетворение.
Повесть «Острова сокровищ» я посвятил династии четырех поколений сказителей Рябининых-Андреевых. Основателем сказительского рода является Трофим Рябинин. Восприемником его дара оказался Иван, один из трех его сыновей. Родина их – деревня Середка, что напротив Кижей. Но Иван Трофимович в силу семейных обстоятельств переехал в соседнее село Гарницы и женился там на вдове крестьянина Андреева, у которой подрастал четырнадцатилетний сын Иван. Отчим полюбил его как родного и всюду брал с собой: на рыбную ловлю, в поле, в лес и пел при мальчике свои былины. И так получилось, сказительский дар отца перенял именно он, а не два его родных сына, которые были старше Ивана.
В свою очередь через годы у Ивана Герасимовича появились свои дети. И сын Петр перенял от отца весь его репертуар и стал сказителем уже в советское время, как и Михаил Кирикович, в 1939 году он был принят в члены Союза писателей и награжден орденом Трудового Красного Знамени."
                Знал ли И.А.Костин или это был его поэтический образ:

                И слышит он в трелях трамвая
                Родимых бубенчиков звон,

но на самом деле в нескольких метрах от окон квартиры в Лениграде,где жили Рябинины,поворачивали трамвайные рельсы.И "трели трамвая"были так хорошо слышны,что я в первую ночь постоянно просыпался.Хозяева квартиры к ним,видимо,уже настолько привыкли,что не обращали на них внимание.       
 
                Прошло 43 года со дня моей поездки в Ленинград, а как будто это было только вчера. В моем распоряжении было только несколько дней. М.К. Рябинин, его вторая  жена М.К. Рябинина, их внучка Лариса всё сделали для того, чтобы проведённые  в северной столице дни провинциального мальчишки были насыщенными яркими и полезными для жизни впечатлениями. Так благодаря только М.К. Рябинину я впервые в жизни увидел праздничный салют, который оставил в моей детской душе неизгладимые впечатления. Я открыл для себя Эрмитаж. Побывал на легендарной «Авроре».Посетил Исакиевский собор. Мог ли я – юный провинциал, в свои 15 мальчишеских лет, тогда мечтать о таком несбыточном счастье!
                На тот момент Михаилу Кириковичу было 66 лет.И работая в киоске «Союзпечать»,он находил время возиться со мной-мальчишкой.И вряд ли ленинградские покупатели  даже догадывались, что имели дело с представителем такой знаменитой на Руси династии Рябининых. Для них это был всего-навсего обыкновенный киоскёр.   
                На всю жизнь мне запомнилось, как я при приезде перепутал Лиговский проспект с Невским проспектом и целый день проплутал по городу. Тогда и увидел впервые Дворцовую площадь и Зимний дворец. Несколько лет проучился в Ленинграде, но нет-нет да и опять их перепутаю. А семья Рябининых жила в нескольких шагах от Московского вокзала на Стремянной улице в доме-колодце.
                Кстати, забавный случай,который произошёл с названием этой улицы, я впоследствии использовал в своей первой повести «Доверие». Как бы обрадовался  М.К. Рябинин, узнав, что в карельском издательстве «Скандинавия» вышли две мои художественные повести, которые я для себя называю народными. И не народный ли сказитель М.К. Рябинин натолкнул меня на  народную тему в моём  художественно – литературном творчестве.
                Если кому – то из читателей интересно, то они могут познакомиться и с воспоминаниями М.К. Рябинина о встрече с А. М. Горьким. Узнать о том, что Сталин направил народному сказителю М.К. Рябинину Благодарственное письмо.22 июня 1945 года газета "Правда" опубликовала былину М.К.Рябинина "Былина о Победе".
                Именно у М. К. Рябинина я впервые в своей жизни увидел большую домашнюю библиотеку.Сегодня моя домашняя библиотека насчитывает более 4000 книг.В моей домашней фильмотеке около 1000 художественных фильмов.
                Закончить эти автобиографические записки мне бы хотелось словами народного поэта из Заонежья И.А. Костина из его воспоминаний, опубликованных в журнале «Север» в 2013 году под названием  «Судьба мне дарила и муки, и радости…» :«  Что ждет деревню в ближайшие десятилетия? Полная гибель или возрождение? Хочется верить в последнее. История края и связь времен не должны прерываться, мы живы памятью своих предков. И кому же продолжать их традиции, если не нам самим?
На берегу Онежского озера в километре от Хашезера есть прозрачный родничок. Я решил проверить, не заглох ли он? Нашел его по приметам. Вроде ничего нет. Расчистил место и увидел, как дрогнула поверхность ключевой воды. Почерпнул пригоршней и попробовал на вкус. Лесная прохлада воды приятно освежила пересохший от жары рот.
Вот так и родники народной жизни не будут глохнуть, если мы будем помнить о них и все делать для их жизнестойкости.»


Рецензии