Мытарство первое

Из рассказа блаженной Феодоры о небесных мытарствах:

"Мытарство 1-е

Когда мы восходили от земли на высоту небесную, сначала нас встретили воздушные духи первого мытарства, на котором испытываются грехи празднословия. Здесь мы остановились. Нам вынесли множество свитков, где были записаны все слова, какие я только говорила от юности моей, все, что было сказано мною необдуманного и, тем более, срамного. Тут же были записаны все кощунственные дела моей молодости, а также случаи праздного смеха, к которому так склонна юность. Я видела тут же скверные слова, которые я когда-либо говорила, бесстыдные мирские песни, и обличали меня духи, указывая и место и время и лиц, с кем занималась я праздными беседами и своими словами прогневляя Бога, и нисколько не считала того за грех, а потому и не исповедовалась в этом перед духовным отцом. Глядя на эти свитки, я молчала будто лишенная дара речи, потому что мне нечего было им отвечать: все, что было у них записано, была правда. И я удивлялась, как это у них ничего не забыто, ведь прошло столько лет и я сама давно забыла об этом. Подробно и самым искусным образом испытывали они меня, и мало по малу я все вспомнила. Но святые Ангелы, водившие меня, положили конец моему испытанию на первом мытарстве: они покрыли грехи мои, указав лукавым на некоторые из бывших моих добрых дел, а чего не доставало из них на покрытие моих грехов, добавили из добродетелей отца моего преподобного Василия и искупили меня из первого мытарства, и мы пошли далее."

Евангелие от Иоанна начинается со стихов: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его."(Иоанна 1:1-5).
Посему для христианского и иудейского Бога слово свято, и его посрамление является грехами первого мытарства. Слово было Бог - Бог и есть слово - логос.

Логос (от греч.  «слово», «мысль», «смысл», «понятие», «число») — термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл). Гераклит, впервые использовавший его, называл логосом «вечную и всеобщую необходимость», устойчивую закономерность.

Слушание мирских песен также является праздностью, ведь в мирских песнях, за редким исключением, прославляется жизнь тленная, и её важнейшие стремления, которые могут увести от пути Господнего.

Праздный смех - желание развлекаться и не задумываться о важном: смысл и образ собственной жизни, служение Богу и многое, присущее жизни праведников.

Многие ли знают о таком грехе, как празднословие? Все ли в нём исповедуются? Пройду ли я дальше? Если человек задался этим вопросом, то стоит задуматься о том, как противостоять праздности и, в частности, празднословию...

Читать духовные книги (в том числе, античных философов, великих психологов и т. д. - всё, что несёт благо душе, уже не праздно).

И конечно, не стоит забывать о добрых делах и молитве.


Рецензии