Мысли вслух... Про любимые кинофильмы...

Перещелкивая кабельные телеканалы, сквозь нервную дерганину новостей и истошный вой рекламы, я вдруг услышал до боли знакомые чистые голоса и радостные мелодии из детства – шел «Иван Васильевич»…

Сам факт частых прокатов ретрофильмов - это наглядный упрек современной киноиндустрии, в том, что нет им достойной альтернативы, не говоря о не самых удачных попытках сотворить ремикс.

Но сейчас речь идет не о политике телеканалов, для которых в борьбе за рейтинг сгодится все, что может удержать наш большой палец на курке пульта телевизора, хотя бы на 10-20 секунд подольше.

Для нас каждый новый киноповтор дает возможность подмечать те детали, которые были в тени интриги хитросплетений  сюжета и самого кинодвижения.
 
Итак: сюжет фильма известен, все мизансцены до последнего кадра знакомы и каждая фраза героев ожидаема.

Остается ощущения погружения в наслаждение от самозабвенной игры великих актеров, их взглядов, движений, походки и трепетного тембра произнесенных фраз.
 
Я всегда думал над тем, что же такое настоящее кино.

И чем хороший фильм отличается от бездарного, бесталанного и проходного?

Почему то, что нравится одному человеку может совершенно игнорироваться другим зрителем, или фильм на который валит публика, воспринимается как пошлый китч высоколобыми, очкастыми, лысеющими, или безнадежно заросшими интеллектуалами, предпочитающими смаковать в одиночестве кинозала эклектичный коктейль фестивального кино, полностью игнорируемого массовым Потребителем.

Поэтому хочется подняться в его оценке выше простой арифметики кассовых прокатных сборов.

В то же время судить о кино, это все равно, что выставлять баллы за артистизм в фигурном катании, или той же художественной гимнастике.

А чем руководствуются судьи, беря на себя столь высокую ответственность за судьбу каждой золотой медали?

Ведь это сплошной субъективизм и профессиональная предвзятость! Отсюда и бесконечные скандалы, которые сотрясают каждую очередную Олимпиаду или любое мировое первенство.

Отвлеклись, так отвлеклись! Поговорим о наболевшем.

МОК, который давно стал международной олимпийской корпорацией, в своем желании коммерциализироваться, настолько диверсифицировался, что давно выпрыгнул за рамки принципов олимпийского движения.

«Быстрее! Выше! Сильнее!» - так звучит основополагающий лозунг мусье Кубертена.
Ведь согласитесь, что значительно проще определить победителя на основе беспристрастных и ощутимых показателей - секунд, метров и килограммов! И никакого субъективизма!

Все показательно, просто и наглядно!

Прибежал-приплыл-приехал первым, прыгнул-бросил дальше, или же поднял больше!
Есть еще точность в стрельбе-теннисе, голы в футболе-хоккее-гандболе-волейболе-баскетболе, реальные броски-удержания в борьбе, удары-нокауты в боксе и т.д., в общем, все что наглядно и объективно поддается счету и лишено пошлой субъективности.

Однако МОКорпорации нужен мировой охват и рейтинги…

Вот и появляются непонятные олимпийские прыжки на батуте и другие виды спорта, где существует море разливанное для судейского произвола и коррупции.
 
Рецепт прост.

Чтобы не раздавать по несколько комплектов золотых медалей (прецеденты уже были!), надо сократить количество олимпийских видов спорта, в которых велика доля судейского влияния, оставив по возможности только те, где допустимо применение объективных принципов на основе физических параметров достижений спортсменов.
 
А что про фигурное катание и гимнастику? Давайте просто наслаждаться их красотой, которое доводится до состояния высокого Искусства!

Вернемся к критериям оценки хорошего-плохого кино.

Для себя я давно понял, что если во время киносеанса я не думаю о том, где стоят камеры и как сидит режиссер, если меня не волнует как расставлены софиты и микрофоны - значит я испытал эффект погружения в действие! Значит - Магия Кино сработала!

Как в хорошем театре, когда игнорируется вся картонно-бутафорская условность декораций и ты весь во власти Ее Величества Мельпомены….

Ответ может быть изложен в одной фразе классика драматургии: «Верю – не верю!».
 
Однако со временем, начинаешь обращать внимание на детали, оттенки-полутона и весьма каверзные нюансы.

 К примеру, во время просмотра «Иван Васильевича», я задался вопросом к сценаристам: «А на какие такие средства совершенно оторванный и не приспособленный к жизни «ботан» Шурик  получил шикарную трехкомнатную квартиру в центре Москвы, да еще с видом на Кремль?»  Наследственное владение исключено, поскольку улучшенный кирпичный дом совершенно новый и мало того, судя по соседям в виде успешного дантиста А.С.Шпака, являлся кооперативным.

Т.е. на какие «шиши» скромный научный работник произрастает в таких хоромах?
Я понимаю, что Шурик Бесфамильный по фильмам, который должен был олицетворять все благодетели нового типа человека «Хомо Интеллигентус Советикус», должен был обласкан системой его создавшей.

Также то, что образ своего сквозного киногероя маэстро Гайдай списал с самого себя, поэтому благоволил его бытовому комфорту. Плюс доминирующая идеология, которая не позволяла изображать на цветной пленке чернуху и временные трудности…
 
В реальности, это было скорей исключением, чем правилом. Поэтому панельная «хрущевка», на которую были обречены лучшие деятели тогдашней науки, явно не укладывалась в формат сказочной фантасмагории происходившей на благословенной советской земле.

Далее, фантазировать так до конца!

Поэтому женой интеллигента Шурика обязательно должна была стать кинозвезда! Однако, правда жизни заключается в том, что (увы и ах!) даже в фантастическом фильме Женщина остается Женщиной! Поэтому она предпочла убежать на юг с успешным талантливым кинорежиссером от очень положительного, но обычного инженера!
 
Впрочем, идем далее.

Может быть сейчас, мы уже сильно избалованы технологическими возможностями виртуальных студий Голливуда, однако материальный облик самой Машины Времени, представленный в нашем фильме, очень сильно отличается от уже привычных нам нашпигованных компьютерами футуристических гаджетов. Что ж, Бытие определяет Сознание!

А по сути, мы начинаем понимать, как тогда, в 60-70-хх годах, в массовом сознании должен был восприниматься образ этой сверхсекретной новинки нашей замечательной оборонной промышленности!

Глядя на это булькающее, сверкающее сооружение, с многочисленными колбами, перегонными кубами и разноцветными жидкостями, которое, ну никак не похоже на мощное телепортационное устройство,  мне поневоле приходит ассоциация с другим, широко распространенным на то время агрегатом, продукция которого тоже помогала всей несознательной части советского населения в массовом порядке проникать в другие запрещенные алкоизмерения.
Да! Мой дорогой читатель! Прообразом Машины Времени стал утилитарный самогонный аппарат.

По всей видимости, постановщик фильма, тот от кого зависела вся реквизитная часть и бюджет кинофильма, не мудрствуя лукаво, взял за основу Машины Времени именно его.

Впрочем, в этом есть значительная доля сермяжной правды!

По сути, тогда и сейчас вся наша могучая страна, начиная с пятницы и до воскресенья включительно, регулярно и дружно перемещалась в другие измерения, или столь любимое состояние отрыва от действительности, иногда полностью теряя ощущения Времени и Пространства.

Ну, чем не подходящий и понятный населению базовый прототип для Машины Времени?
 
Может быть, поэтому неслучаен и сам финал кинофильма, демонстрирующий сцену выхода главного героя из тяжелейшего "темпорально-похмельного" синдрома, с обязательным фингалом на лице.

Ведь только в таком состоянии черная кошка может Вам прокричать: «Чао!».

Ну и Вам всем, пока!


Рецензии