Армения до глубины души

Армения…
Два с половиной часа – и вот передо мной высится в солнечных лучах, обложенный словно подушками, снежный Арарат. Арарат повыше, с огромной ложбиной у вершины, где по преданию и остановился ковчег Ноя, и Арарат, младший брат большого. У их подножья и спускается с высоты наш самолет, объявляя о прибытии в аэропорт Звартноц под Ереваном. Арарат теперь всегда тут, незыблемый, как сама истина, то в вечерних розовых лучах, то с золотыми бликами на снежных вершинах. Лучики божественной славы, какие пишут на иконах золотом, длинные золотые нити на одеждах праведников, «движки» на ликах, и вот теперь изгибы Арарата излучают те же движки, золотые полосы в контрасте с тяжелыми тенями впадин святой горы. Я попадаю в глубину веков, и иконные пейзажи здесь живут по сей день, придавая сакральный смысл всему происходящему.

На гербе советской Армении тоже был Арарат, с 20-х годов перешедший к Турции, но куда без него, если со всех точек Еревана красуется он, как и тысячи лет назад, в пределах Великой Армении, а прежде в государстве Урарту, и далее вглубь веков, до того часа, когда утихли бесконечные ливни, и радуга оповестила о начале новой вехи в истории человечества. Здесь, спустившись с горы, Ной насадил виноградник и собрал первый урожай злаковых. Здесь три сына Сим, Хам и Иафет увидели захмелевшего Ноя и навсегда определили будущее своих потомков. Быль стала легендой и покрылась глубоким слоем пыли, но до сих пор мы пользуемся словами «антисемиты», «хамишь», «допотопный». И народ, до сих пор живущий у подножья Арарата, все так же растит виноград, печет лепешки из тонкого теста и водит хороводы.

Прошли столетия, и Моисей, ведя евреев к Земле Обетованной, наткнулся по пути на отчаянное сопротивление жившего там народа, амалекитян, по мнению некоторых историков древних армян. Так или иначе, народ жил и процветал в Араратской длине, между озер Ван и Севан, веками учась торговать благодаря проходящему тут Великому шелковому пути. Не удивительно, что торговля до сих пор остается отличительным навыком армян. Умение вести с выгодой для себя вошла в поговорку у евреев: «там, где есть армянин, еврею делать нечего». Вероятно, близость географического положения привела к развитию аналогичных навыков, так что два древних народа оказались конкурентами друг другу, начиная с легендарного исхода евреев через земли Амалека.

Сейсмическая опасность отобразилась в архитектурных деталях – глухие арочки в стенах, контрфорсы, переносящие тяжесть купола на стены. Вражеские набеги так же внесли коррективы в облик строений – минимальное убранство внутри церквей, аскетизм декора. Стены, способные выдержать осаду, тайные помещения для укрытия сокровищ и женщин, а так же тайные ходы, позволяющие покинуть осажденный храм. Вероятно поэтому особенно развилось искусство резьбы по камню, красивый декор на каменных глыбах, которые не забрать, не порушить. В благодарение за всякую милость Божью армяне ставили хачкары (камни-кресты), украшая их тончайшим барельефом на сюжет расцветшего креста.
Как и у славянских народов, расцвет искусства у армян связан с принятием христианства. Многое было создано и до христианства, как например, гробница Антиоха Ервандида на горе Немрут (теперь в Турции) или храм богине Митре близ Гарни. Однако, низверженные головы со статуй богов девятиметровой высоты на Немруте, как и храм в Гарни, до советского времени находившийся в руинах, свидетельствуют о рьяной проповеди новообращенных христиан в языческом окружении. «Свято место пусто не бывает», и на древних капищах строились храмы новой веры, превращая в руины всякое инакомыслие (подобное явление наблюдаем во всем цивилизованном мире того времени: в Римской империи и на Руси). И все же к созданию собственной письменности в Армении привело принятие христианства в 301 году. Армения стала первой христианской страной в мире. Легенда об обращении царя Трдата повторяет рассказ о болезни царя Навуходоносора и напоминает восточные сказки о чудесных фруктах (уродующих и исцеляющих). У меня все отчетливее зреет мысль о связи сказочных событий с историческими, приукрашенными россказнями. В итоге царь Трдат стал христианином, святой Григорий просветитель сокрушил языческие капища, а через век Месроп Маштоц создал армянский алфавит, как подарок Бога армянскому народу. Именно поэтому первая буква алфавита «а» восходит к армянскому слову Бог, а последняя «к» (с придыханием) – к армянскому Христос. В Армении есть особый праздник – день создания армянского алфавита, и особый монумент армянским буквам. В Армению попала одна из общехристианских святынь – копье, которым пронзили Христа. Для этой святыни был построен монастырь в горах Гегард. Примечательно, что для строительства архитектор выбрал скалу, в которую врывался, обтесывая стены и создавая в глыбе архитектурный шедевр. И, опять-таки, повсюду хачкары, скальные пещеры, переходы, кельи. Традиция пещерных городов, подземных многоуровневых поселений (помню, как когда-то в Каппадокии нас чуть не заманили в такой подземный городок) приводит на мысль о гномах из европейских сказаний. Если прибавить к этому орлиный армянский нос и плотное сложение, то легенда о гномах уже не представляется настолько сказочной.
На протяжении всего средневековья Армения находилась на поле битв персов, монгол, османов, что, как я уже упоминала, прочитывается в архитектуре храмов. С XVII века Армения поделена на восточную и западную между Персией и Османской империей. С XIX века Российская империя постепенно отвоевывает части  Армении, ведя войны с персами и османами. К началу XX века кризис в Османской империи вызывает борьбу за независимость у всех народов, порабощенных османами. Первая мировая война окончательно разрушает Османскую империю, а победы российской армии освобождают земли Западной Армении. Боязнь турков иметь врагов внутри государства среди христиан повлекла к массовому переселению и резне понтийцев и геноциду армян 1915 года.  Одна из страниц этого периода истории запечатлена мемориалом защитникам Муса-дага. Оборонявшиеся на горе от османов, армяне вывесили белые простыни с красным крестом и надписью «Христиане в беде: спасите». С моря надпись увидел проходивший мимо французский крейсер и вывез с горы 4 тыс. человек. Мемориал геноциду армян превращается в живой 24 апреля, когда со всего Еревана с зажжёнными свечами туда приходят люди и приносят цветы. Вереница огоньков и горы цветов. Как еще почтить память погибших, разве что собственной осмысленной жизнью. Чтобы жить не для себя, а за себя и всех тех, кто не смог дожить…

Таксист ловит меня на площади Еревана, предлагая свои услуги. «Откуда я?» - Из Москвы. «У меня там сын работает…» Глаза старика наполняются теплом. – Передам привет сыну, если встречу.

Мой самолет кружит над Араратом и уносит меня прочь. Остается вкус синего винограда и грецких орехов, пахлавы и коньяка. Остается незабываемое послевкусие глубин истории, орлиных носов и сказочных гномов.


Рецензии
Спасибо, Татьяна!
Приезжайте в Армению ещё, покажу много чего интересного.
Удачи и всех благ!

Ашот Левонян   28.02.2017 08:10     Заявить о нарушении