Спорт должен быть честным

По роду моей журналистской деятельности мне немало приходится писать о спорте. Поэтому я пристально слежу за успехами ессентукской спортивной «звездочки», мастера спорта по легкой атлетике Екатерины Алексеевой. Давно хотел сделать с ней интервью, но в напряженном графике спортсменки сложно было отыскать свободное время. Наконец, это удалось. После школьного кросса в ессентукском парке, в подготовке и проведении которого Катя принимала активное участие, я встретился с ней в раздевалке №;8 физкультурно-спортивного комплекса «Спартак». Удивительно, но при личном знакомстве эта изящная блондинка никак не производит впечатление «атлета». Поэтому первый вопрос был традиционным.

 — Екатерина, как ты начала заниматься легкой атлетикой?

 — Пришла в спорт я, можно сказать, неосознанно. На уроках физкультуры меня заметила дочка тренера Галины Георгиевны Онофричук, привела свою мамы и сказала: «У нас есть хорошая девочка, хочу тебе ее показать, может быть, из нее что-то получится». Так меня пригласили на легкую атлетику. Вначале занималась в своей школе, потом нашу группу перевели на стадион. Тут на меня обратил внимание Валерий Иванович Лемзин, предложив: «Давай попробуем что-нибудь из тебя слепить». Я согласилась, с условием, что буду бегать только спринт. Но однажды на первенстве края он поставил меня дистанцию 1000 м. Я пробежала и выиграла.

 — То есть ты завоевала свою первую медаль на «тысяче», но главных успехов добилась на 800 и 400 м. Как это получилось?

 — После этой победы появился стимул к совершенствованию. Результаты начали потихоньку расти. Пробовала себя на разных дистанциях — 400 метров, 200, 100. Больше занималась спринтом, думала, что буду «четырехсотметровичкой». В итоге Валерий Иванович как-то на городских соревнованиях сказал: «Попробуй пробежать 800 м». Первый раз было тяжело. Но потом тренировки пошли лучше, стала набирать и выносливость и скорость. Наконец, выиграла первенство России на этой дистанции. Теперь бегаю на две дистанции — 800 и 400 м. На «восьмисотке» я всегда в лидерах на российском уровне, на 400 бывала и второй-третьей.

 — Когда ты вышла на международный уровень?

 — В 2013 году после Спартакиады впервые отобралась на Европейский фестиваль в Голландии. Там пробежала 400 м с четвертым результатом. В этом же году проходили Евразийские игры. Я бежала 1000 м и эстафету, на обеих дистанциях принесла России «золото». Затем была Всемирная Гимназиада в Бразилии. Там выступала на 800 м и в эстафете — тоже два первых места. В следующем году у меня был старт в Китае на Вторых юношеских Олимпийских играх. На «своей» дистанции 800 м была только седьмая. Но там проводились экспериментальные эстафеты — 8;100. Компьютер отбирал от каждой страны 8 участников, чтобы все страны сдружились между собой. Здесь я заняла второе место. Все эти соревнования были в категории юношеских. Следующая ступень — чемпионат мира среди юниоров в Колумбии. Восьмисотметровку там я завершила с шестым результатом.

 — Катя, расскажи подробнее о рекордном забеге в Адлере.

 — В составе сборной Московской области я выступала в эстафете. «Большая шведка» состоит из четырех этапов — 800, 400, 200 и 100 метров. Бежала первый этап 800 м и принесла отрыв 20 м. Девочки меня поддержали. В итоге мы заняли первое место и установили рекорд России — 3:42.44, улучшив прежний на полторы секунды.

 — Зимой ты поедешь на первенство России. Это будут первые старты на взрослом уровне?

 — Нет, до этого уже бегала, но пока получалось не очень хорошо. Психологически была не совсем стабильна, морально не очень готова. Трудно после того, как бегаешь со своим возрастом, сразу переключиться на старших. У взрослых спортсменок совсем другая техника бега и скорость. Но Валерий Иванович обещает, что будем усиленно тренироваться, готовиться и стараться все это подтянуть.

 — Тебя уже заметили на всероссийском уровне. Поступали приглашения от столичных тренеров?

 — Предложений было много, пытались «переманить», пригласить заниматься у них. Но мы с Валерием Ивановичем всех тренеров по моему направлению в России знаем. Поэтому в дальнейшем к кому-то переходить не собираюсь. Буду тренироваться у Лемзина. Мы с ним работаем уже восемь лет, он изучил мои особенности, сильные и слабые стороны. Может найти ко мне подход, когда нужно похвалить, когда и накричать. Поэтому остаюсь в Ессентуках.

 — Насколько ессентукская тренировочная база соответствует твоему уровню подготовки?

— Как сказать помягче… Во время пробежек в парке я неоднократно подворачивала ноги на камнях. Хотя бы песочком дорожки засыпали, чтобы меньше травм было. Знаю, что в Ессентуках собираются строить спорткомплекс, надеюсь, появятся хоть какие-то условия для занятий. Пока занимаемся на футбольном поле, потому что беговая дорожка для этого вообще не подходит. Мы с тренером уже обращались к руководству города, пытались убедить, что нужно что-то сделать для детей, которые хотят заниматься бегом, а им негде. Надеюсь, что найдем у них понимание.

 — Катерина, кто у тебя кумиры в легкой атлетике, на кого равняешься?

 — Из мужчин — кенийский бегун на 800 метров Дэвид Рудиша, победитель Олимпийских игр 2012 года с новым мировым рекордом — 1:40.91, олимпийский чемпион 2016 года в забеге на 800 метров. Это выдающийся спортсмен, есть чему поучиться, хотя бы заочно. Из женщин — Мария Савинова, олимпийская чемпионка Лондона-2012.

 — Как ты думаешь, действительно африканцы на средних и длинных дистанциях так сильны, что белые спортсмены не могут с ними тягаться?

 — Скорее всего, это миф. Кенийцы тренируются на больших высотах. Они там родились, организм к ним приспособлен, гемоглобин выше, чем у нас. Мы тоже постоянно ездим тренироваться на Олимпийскую базу в Кисловодск, на высоту 1200 метров, потому что, когда мы спустимся вниз, нам будет легче бежать.

 — Каковы планы на ближайшую спортивную жизнь?

— Сейчас учусь в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма на втором курсе. Нахожусь на свободном графике: приезжаю, сдаю сессию и возвращаюсь в Ессентуки. Профессионально занимаюсь спортом и готовлюсь к Олимпиаде 2020 года в Токио. Это моя главная цель на эти четыре года. Сейчас уже закладываются деньги на подготовку и сборы. Нас будут постоянно наблюдать врачи, чтобы показатели все были в норме. От нас требуется, чтобы результат все время рос. Чтобы туда попасть, необходимо «выбежать» на 800-метровке из двух минут. Сейчас я имею 2.04, но думаю, что за четыре года смогу достичь необходимого результата.

После Олимпиады пока не загадываю, но, если выступлю достойно и буду в хорошей форме, продолжу спортивную карьеру. Однако, если почувствую, что не потяну, или произойдут какие-то изменения в жизни, наверное, оставлю большой спорт.

-Ты не боишься, Екатерина, что перед Олимпиадой в Токио может повториться ситуация нынешнего года, когда наши легкоатлеты были отстранены от соревнований? С твоей точки зрения, весь этот допинговый скандал имел место быть или, как нам рассказывали, это просто политические игры?

 — Я думаю, что в том, что творилось недавно в нашей легкой атлетике, виноваты сами спортсмены и их тренеры. Считаю, что спорт должен быть честным. Каждый бежит так, как он может, в меру своих сил. У нас сейчас действует АДАМС — онлайн-программа для сбора и хранения данных. У каждого спортсмена имеется свой профиль, в котором содержится информация о его местонахождении, пройденных допинг-тестах и их результатах, разрешениях на терапевтическое использование препаратов. Перед зарубежными соревнованиями мы должны слать по три допинг-пробы мочи и крови. Если все чисто — нас допускают. Когда есть какие-то подозрения — открывают и проверяют пробы старых соревнований. Действительно, еще пару лет назад спортсмены бежали за гораздо меньшее время. Например, юниоры на 800 м имели результат 2 минуты, а теперь 2.07 — 2.08. Раньше не было такого контроля на допинг, был, мне кажется, беспредел.

 — По твоему мнению, не скажется все это на популярности легкой атлетики, прежде всего среди детей и родителей, которые не захотят отдавать ребят в легкоатлетические секции? Что бы ты, уже состоявшаяся спортсменка, посоветовала родителям, которые выбирают, чем заняться их ребенку?

— Конечно, после всего, что люди узнали в этом году, многие станут бояться, что их детей напичкают анаболиками и прочими препаратами. Но если они пообщаются с тренерами, поймут, что это «чистые» специалисты, как Валерий Иванович, который подготовил не одно поколение спортсменов, тогда сомнений не будет.

Я сегодня хожу по улицам, и с грустью наблюдаю, что все больше детей у нас пухленьких, заевшихся. Пусть они больше двигаются — в дальнейшем им это очень пригодится, в том числе при поступлении в институт. Сама работаю тренером и нередко к нам приходят ребята, которые даже в школе на физкультуру не ходят. Физподготовки вообще никакой, даже 200;300 метров не могут пробежать без одышки, но собираются поступать в военное училище! Так что, дорогие родители, отдавайте детей в секции легкой атлетики. Не обязательно каждый из них выйдет на профессиональный уровень. Но их организм станет крепким и здоровым, а этого не достигнешь, сидя за компьютером.


Рецензии