Пьеса в стихах Повесть о Настоящем Человеке. 1 - 1

Повесть о настоящем человеке

Пьеса в стихах по одноимённой повести Бориса Полевого

Действие I
Сцена 1

Знакомство с Борисом Полевым. В землянке. Рассказ о небывалой истории


Голос автора из-за сцены:

Вечером 20 июля 1943 года, в районе сражений
за город Орёл, в овраге, на краю леса,
в расположении 63-го гвардейского истребительного авиационного полка 15-й Воздушной армии в свою землянку заходит заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Алексей Мересьев и военный корреспондент газеты «Правда» Борис Полевой.

Мересьев

Ну вот в моей землянке мы.
Располагайтесь в ней.
Сосед ушёл в пространство тьмы –
Погиб в расцвете дней:
Сегодня он был сбит в бою.
Нелёгкий выпал день.
Двух Фокке-Вульфов сбил я. Зрю: 1
Мелькнула вражья тень. –
Нажал гашетку – отомстил.
И двух я наших спас.
За день – семь вылетов! – Нет сил:
Истратил весь запас.
Здесь мой лежак, а вот – его.
(показывает рукой)
Вот вам комплект белья.
(передаёт Борису Полевому комплект постельного белья)
Пойду умоюсь. Ничего,
Что вас оставлю я?

Мересьев выходит из землянки. Борис Полевой зажигает самодельную лампу и меняет бельё на своём лежаке. Снаружи раздаётся плеск воды и довольное громкое фырканье Мересьева, обливающегося холодной водой. Вернувшись весёлым и свежим, с каплями воды на бровях и волосах, Мересьев опускает фитиль в лампе и начинает раздеваться. С грохотом бросает под лежак свои протезы. Борис Полевой оборачивается и от изумления широко раскрывает глаза.

Борис Полевой

Как? Вы без ног? Глазам не верю!
Я потрясён! Не может быть!
Да как же вы без ног сумели
Два самолёта нынче сбить?

Мересьев

И вы не догадались даже? –
Уж больше часа вместе мы:
В столовой были, и овражек
Пересекли под блеск луны.

Борис Полевой

Нет, не заметил. Из кабины
Вы лихо выскочили так –
Совсем усталости не видно.
И внешне –славный весельчак.
Подумал я: «Какой счастливый,
Какой весёлый человек!»
С официанткой так игриво
В столовой говорили – смех!

Мересьев

Так значит, внешне незаметно,
Что я безногий инвалид?
Спасибо. Как это победно
В моей душе теперь звучит.
Да как же вам не рассказали?
Обычно каждому спешат
Поведать наши. Но не стали
Сегодня вам надоедать:
Был день тяжёлый, потому
Не до рассказов никому.

Борис Полевой

Я из Москвы сюда примчался,
Чтоб в нашей «Правде» рассказать,
Как полк ваш в эти дни сражался,
Чтобы Орёл быстрее взять.
На вас мне сразу указали,
Как только приземлились вы:
«Наш лучший лётчик!» – мне сказали,
Когда коснулись вы травы.
Непостижимо! Невозможно!
Ведь это ж подвиг мировой!
Глазам не верю. Разве можно
Без ног сражаться? Боже мой!
Какой герой передо мною
И как мне нынче повезло!
Какой там сон! Восславь героя,
Моё рабочее перо!
Ведь в мире нет такого чуда!
Не знает авиация
И вся история покуда,
Что вижу пред собою я.

Достаёт из полевой сумки ручку и блокнот.

Мересьев

Я не люблю давать ответы,
Как стал без ног я воевать.
Но вам сейчас, в минуты эти
Мне захотелось рассказать.
Хотите выслушать, как ноги
Я потерял и как достиг
Своей мечты летать в итоге,
К протезам, как к ногам, привык?
Конечно, лучше быть здоровым
В бою, в небесном рубеже,
Но не один я, как в оковах:
Был до меня пример уже.

Достаёт их планшета истёртую вырезку из журнала, бережно подклеенную к листу целлофана.

В заметке этой говорится
О том, как лётчик, до меня, 2
С протезом тоже, смог добиться
Успехов в небе, как и я.

Борис Полевой

Но он летал ведь на «фармане», 3
С одним протезом.

Мересьев

Но зато
Советский лётчик я! Не стану
Хвалиться этим: дело в том,
Что так сказал не я: однажды
Сказал так славный человек.
Он влил в меня к полётам жажду
И в небеса мне дал разбег.
Заметка эта – его дар.
Он ею силы мне придал.

Мересьев, сидя на лежаке, накинул до подбородка одеяло и начал рассказывать.

3 – 4 октября 2016 г.
-----------
   1 Фокке-Вульф FW-190 – немецкий одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан, стоявший на вооружении Люфтваффе во время Второй мировой войны.
   2 Борис Полевой в своей повести изменил имя и историю русского боевого лётчика Александра Николаевича Прокофьева-Северского (1894 – 1974), который летом 1915 г. во время боевого вылета подорвался на собственной бомбе и был тяжело ранен. Ему ампутировали правую ногу. Тем не менее он решил вернуться в строй и упорно учился ходить сначала на костылях, а затем с протезом. В начале 1916 г. получил разрешение императора Николая II, который лично наблюдал его полёт, летать с протезом и показал себя, как выдающийся боевой лётчик, налетал 1600 часов, участвовал в 57 воздушных боях и одержал 13 побед.
   3 Первые самолеты фирмы «Фарман» появились в России на заре зарождения авиации – в 1909 г. Это был ферменный трехстоечный биплан «Фарман IV», созданный французскими летчиками и авиаконструкторами братьями Анри и Морис Фарман и оснащённый ротативным мотором Гном мощностью 50 л. с. Аппарат оказался достаточно удачным и выпускался серийно на многих русских авиазаводах с 1910 по 1916 гг. «Фарман IV» был наиболее распространенным и популярным в России самолетом.

    Вверху на фото: обложка для книги, выполненная лауреатом Государственной премии УР Юрием Лобановым.


Рецензии