Пьеса в стихах Повесть о Настоящем Человеке. 1 - 3

Сцена 3

На лесной поляне. Схватка с медведем.
С перебитыми ногами – вперёд на Восток!

На снежной поляне в лесу, распластав руки, лицом
к небу лежит Мересьев, чудом выживший после
падения его самолёта. Вот он приходит в себя
и открывает глаза. Звучит его голос.

Мересьев
(лёжа)

Жив? Ах, как здорово всё же!
Я не погиб. Я живой! Я живой!
Перед паденьем подброшен
Я был над елью; как в ров,
С веток скатился, опешив,
И приземлился в сугроб.
Это спасло меня. Долго,
Видно, без чувств я лежал.
Но вот очнулся, и Волги
Берег родной мне предстал.
Вижу далёкое детство,
Город Камышин, где рос, 1
Маму и братьев, соседских 2
Юных друзей и Восток. –
Как Комсомольск-на-Амуре 3
Строил, и аэроклуб
В небо поднял до лазури,
«Славно!» – слетало там с губ.
На Сахалине полёты 4
Смело продолжил в войсках.
Школу военных пилотов 5
Кончил в Батайске. Вот так
Встретил войну на рассвете
Я в сорок первом году:
Август, число двадцать третье
Я по-особому чту:
В день этот первый свой вылет,
Помню, как я совершил.
Под Кривым Рогом навылет 6
Немцев не раз в небе бил.
Сорок второй. Март. Высоты
Вместе с полком здесь я брал: 7
С Северо-Западным фронтом
Немцев с небес я сгонял.
Но вот лежу без движенья.
Боль так пронзила меня,
Что не могу без мученья
Пошевелиться уж я.
Слышу шаги! Пистолет мой,
Время пришло нам стрелять.

Приподнимает голову и видит идущего
к нему медведя.

Нет, то не немец – медведь то:
Хочет меня растерзать.

К Мересьеву подходит вышедший на поляну
медведь.

Дышишь зловоньем, скотина? –
Комбинезон в клочья рвёшь?
Мой пистолет-молодчина,
Гада скорей уничтожь!

Звучит выстрел. Медведь падает замертво. Мересьев
садится на поваленное дерево рядом с убитым
медведем.

Жгучая боль нестерпима:
Ноги так сильно болят –
Словно ударила мина,
Боль затуманила взгляд.
Видно, контужен я сильно.
Боль не стихает в ступнях.
Но пока есть ещё силы,
Надо идти. Только как?
Как одолеть километры?
Их тридцать пять – где-то так
Если пройти даже метры
Мне невозможно никак.
Думай, Мересьев! Ты лётчик.
Ты истребитель. Не раз
Смерти смотрел прямо в очи
Так же, как смотришь сейчас.

Снимает унты и видит, что ступни
Превратились в сплошные синяки.

Да, дело худо, однако:
Синие обе ступни.
В шарф обернуть бы их надо.
Как сильно ноют они!

Снимает с шеи шерстяной шарф, разрывает
его пополам и заворачивает в него ступни ног.

Кости ступней раздробило.
Были бы целы они –
Меньше бы делал усилий
В эти нелёгкие дни.

Понимается и делает несколько шагов.

Боль хоть ужасна, но всё же
Можно идти на восток.

Поднимает с земли крепкую палку.

Крепкая палка поможет –
Есть от неё всё же толк.
Так, наступаю на пятки,
Пальцы ступней приподнять…
Трудно идти, словно в прятки
С смертью решил поиграть. –
Не одолеет! Костлявой
Мёртвой рукой не сомнёт.
Браво, Мересьев, брат, браво!
Смело по снегу вперёд!

На сцене гаснет свет. Справа на сцене появляется
мизансцена «В землянке»: луч прожектора высвечивает,
как Борис Полевой слушает рассказ Мересьева при
зажжённой самодельной лампе. Один из артистов
имитирует Мересьева, сидящего на лежаке. Звучит
голос Мересьева:

Так я лесною дорогой
Шёл не один уже час.
Шёл, не лежал, слава Богу.
Шёл, пока день не угас.

19 июля, 4 октября 2016 г.
----------
   1 Официально считается, что А. Маресьев родился в г. Камышин
Камышинского уезда Саратовской губернии, однако выставленная
в апреле 2016 г. в Жирновском краеведческом музее запись
из метрической книги Свято-Троицкой церкви города Камышина
свидетельствует о том, что он родился на хуторе Верёвкин Верхне-
Добринской волости Камышинского уезда Саратовской губернии.
   2 Отец А. Маресьева, Пётр Авдеевич, умер, когда Алексею было
три года. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на
деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей – Петра,
Николая и Алексея.
   3 В 1934 г. Камышинский райком комсомола направил А. Маресьева
на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь он, без отрыва от
производства, занимался в аэроклубе.
   4 В 1937 г. А. Маресьев был призван в РККА. Вначале служил
в 12-м авиапогранотряде Тихоокеанского пограничного округа
на острове Сахалин, затем был направлен в 30-ю Читинскую школу
военных пилотов, которую в 1938 г. перевели в Батайск.
   5 Батайское авиационное училище А. Маресьев окончил в 1940 г.,
получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был
оставлен там инструктором. Там же, в Батайске, встретил Великую
Отечественную войну 1941 – 1945 гг.
   6 В августе 1941 г. А. Маресьев был направлен на Юго-Западный
фронт в 296-й истребительный полк. Первый боевой вылет
А. Маресьева состоялся 23 августа 1941 г. На этом фронте он сбил
4 немецких самолёта.
   7 В марте 1942 г. полк, где служил А. Маресьев, был переброшен
на Северо-Западный фронт.

   Вверху - обложка книги, изд-й в Ижевске в фев. 2017 г. изд-м "Проект" (3 действия, 31 сцена, 100 с.). Худ. и худ. ред. Ю.Н. Лобанов - засл. худ. РФ, лаур. Гос. премии УР (1994), автор Гос. Герба и Флага УР.


Рецензии