Ключ на старт. Пуск. Авось пронесет

78 Ключ на старт. Пуск. Авось пронесет.


                Начало полетов.
 В 68-м американцы облетели Луну с людьми без посадки на луну, и на середину июля 1969-го года назначили полет космонавтов (астронавтов) с высадкой на Луну. Нам уже некогда было испытывать отдельные ступени ракеты, о чем горячо настаивали некоторые заместители Мишина. Появился водород – Глушко обещал сделать водородный двигатель, но некогда было и изменять конструкцию ракеты. Руководство страны и Мишин, наметили хотя бы без людей облететь луну раньше, чем  высадятся на неё американцы. Трезво оценивая обстановку, можно сказать, что мы надеялись на «Авось».


Шла стремительная сборка ракеты. Ракета была настолько велика, что транспортировка ее блоков транспортом с завода на полигон была невозможна.  На заводе изготавливались части ракеты, а окончательная сварка шла на полигоне, для чего соорудили громадный корпус, где размещалась вся ракета высотой более 100 метров (выше Исаакиевского собора) и диаметром более 14 метров. Американцы этот сборочный корпус соорудили в виде небоскреба, в котором ракета собиралась в стоячем положении, и в вертикальном положении транспортировалась на стартовую площадку.
 
Мы все операции производили лежа, в сборочном цехе размером почти как крытый стадион. Впечатление было столь величественным, что невероятным представлялся сбой в работе этого шедевра инженерного искусства, хотя кошки немного скребли. Пугал опыт создания нашей семерки, которая сейчас уверенно возит на МКС своих и зарубежных космонавтов, а начинала семерка свою жизнь с аварий, следующих одна за другой, которыми оканчивались первые пуски.
Но как-то вселяла надежду безаварийная американская эпопея своей громадной ракеты, шаг за шагом безаварийно, начиная с двигателя, продвигающейся к намеченной цели, хотя первые шаги американцев в освоении ракетостроения ракетами размерности нашей семерки, тоже сопровождались неудачами.


К сожалению, «Авось» не сработало, наша лунная затея начиналась неудачно. В феврале 69го, чтобы обогнать американцев состоялся первый пуск нашей «лунной» ракеты. Ракета поднялась на высоту 30 км, но на 60-ой секунде двигательная установка вышла из строя, и ракета врезалась в землю.
В результате анализа пришли к заключению, что на одном из двигателей отвалились штуцеры для замера давления керосина в газогенераторе и кислого газа после турбины ТНА. Смесь воспламенилась, и система контроля работы двигателей КОРД выдала команду на прекращение полета.
Было почти ликование: когда ясна причина, то ясно, что делать, и началась стремительная подготовка к пуску следующей ракеты. Провели мероприятия по двигателю и по КОРДу. Трудовые и материальные ресурсы для достижения цели не ограничивались. Чтобы все же успеть облететь Луну до высадки на неё американцев.


Пуск состоялся за несколько дней до полета американских астронавтов. Ракета поднялась на сотню метров над пусковым столом и почти три тысячи тонн керосина с кислородом рухнули на стартовый комплекс, все уничтожая в гигантском пламени с температурой 3000 градусов. Американские спутники все это видели, и их эксперты подсчитали, во сколько обошлась нашему бюджету эта авария.
Только американцы знали о нашей неудаче, а наша печать, после таких страшных двух аварий, стала проводить линию, что не следует рисковать жизнью людей, когда можно космос исследовать автоматами, и пустили на Луну уже отработанный и испытанный аппарат для забора лунного грунта раньше американцев.

По сообщениям зарубежных источников, мы пустили ее, когда американцы были на Луне. Это был бесчеловечный поступок. Люди отправились на Луну, человечество замерло,– казалось бы, должно быть убрано все, что хоть в малейшей степени может вызвать обеспокоенность за успех экспедиции, а мы пульнули свою ракету. В довершение «невезухи» система торможения нашей лаборатории не сработала, и она камнем врезалась в Луну. Астронавты, видевшие это хамство, вроде бы съязвили: «И это у русских называется мягкой посадкой?». А может, врут источники, или тот, кто мне это рассказал. Я этого не видел и не читал, но о неудачном пуске в это время аппарата «Луна–15» в официальном перечне космических пусков я читал. Там, без объявления целей экспедиции, просто сказано, что Луна 15 достигла поверхности Луны 21.07 69. Американцы в это время были на Луне.

Наши работы были засекречены. Когда над Байконуром пролетал американский спутник, на космодроме прекращалось тестирование электронной аппаратуры, чтобы американцы не засекли, не расшифровали, а они даже, сколько денег наша страна потеряла, посчитали.  Цифры получились астрономические. Как я вычитал из американских публикаций, стоимость пусковой установки не меньше стоимости самой ракеты, а вот стоимость двигателей, которая исчисляется десятками миллионов, на порядок меньше.

Я же считаю, несмотря ни на что, что ракета – это двигатели с баками для топлива. Помню, на встрече Кузнецова и Мишина с участием исполнителей, которых надо было, на всякий случай, иметь под рукой,  Николай Дмитриевич сказал, что нам необходима документация по ракете. Так сказать, мы вам, вы нам – на равных. Мы все сидели за большим столом в кабинете Мишина, а Мишин в вертящемся кресле в торце стола. Он по-хозяйски в своем кресле поворачивается к начальнику отдела двигательной установки: «Павел Александрович, мы же всем агрегатчикам высылаем по их просьбе требуемую документацию, вышлите и Николаю Дмитриевичу».
 «Агрегатчики», –  подумал я, –  да мы и есть ракета, а у тебя-то две банки с топливом. На самом деле их пневмогидравлическую схему я знал во всех подробностях, но уж очень обидело меня: «Агрегатчики».


После последней аварии, практически на пусковом столе, между ракетчиками и двигателистами разгорелся спор: кто виноват?


Рецензии