Глаголы живота вечнаго...

...ДЛЯ ДРУЗЕЙ И ДЛЯ ТЕХ, КОМУ ПРИШЛОСЬ ВСТРЕЧАТЬСЯ СО МНОЙ ВРЕМЕНАМИ, И ДАЖЕ... СТАЛКИВАТЬСЯ, - ЭТИ СЛОВА БЕСКОНЕЧНО ЧТИМОЙ МНОЮ РУССКОЙ ПОДВИЖНИЦЫ - ИГУМЕНИИ АРСЕНИИ (СЕБРЯКОВОЙ).
НО ПРЕЖДЕ НЕБОЛЬШОЕ ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ...

...Так мыслил, так вел души и наш духовный отец - владыка архиепископ Алексий (Фролов) (+ 2013). Таким был его внутренний духовный настрой. Нередко после сурового и прямого, нелицеприятного разговора с чадом он под конец смягчив свой строгий тон, и уже улыбаясь, вытирал жестом рук мысленную кровь с мысленного кинжала и смотрел, а каково состояние и реакции чада на действия сего меча обоюдоострого? Реакции были разными...
Одни из них совсем ничего, что было им не по шерсти, не могли терпеть и даже не понимали сути и цели этих действий владыки, думали, он - сердитый и гневливый; другие - терпели ради обожания и авторитета владыки, но когда Бог посылал им нечто неудобное и не очень приятное через других людей, высокомерно отвергали действование Божие, оставаясь неисцеленными. Тем же, кто понимал и готов был многое терпеть по истине, а не в словах внешнего смиреннословия, исцеления души ради, владыка благословлял "все принимать" - "иметь мужество все принимать" и естественно идти по пути самоукорения. Иначе, что за "прием"?
Между прочим, точно так же воспитывал своих учеников и великий афонский старец Иосиф Исихаст, и, разумеется, и наши, русские старцы, которые подобные благословения (все принимать) раздавали, конечно, в соответствии с вместимостью сердец.
Так сложилось, что и я всем сердцем исповедую истину слов, которые ниже процитированы, и самой этой педагогики. Мне давно кажется, что они стали моей сущностью, вживились в каждую клетку, во все кровяные тельца. Возможно, и родиться мне выпала участь, уже уготованной по природе своей принять именно такой духовный выбор, который позже ожил для меня в Слове Божием:

"Мнози убо слышавше от ученикъ его, реша: жестоко есть слово сiе: [и] кто можетъ его послушати?"(Ин. 6:60), и: "От сего мнози от ученикъ его идоша вспять, и ктому не хождаху съ нитмъ. Рече же Иисусъ обеманадесяте: еда и вы хощете ити? Отвеща убо ему Симонъ Петръ: Господи, къ кому идемъ? глаголы живота вечнаго имаши."
================================================

ПИСЬМО ИГУМЕНИИ АРСЕНИИ (СЕБРЯКОВОЙ)
от 7 ноября 1870 года:
...Жесток путь спасения, жестоко бывает иногда и слово, высказанное о нем, — это меч обоюдоострый, и режет он наши страсти, нашу чувственность, а вместе с нею делает боль и в самом сердце, из которого вырезываются они. И будет ли время, чтоб для этого меча не оставалось больше дела в нашем сердце? Нет, для него всегда будет дело, нет конца духовному очищению, и во всяком сердце найдется та частица нечистоты, которую нужно очищать. Я признаю в себе явным признаком нерадения, когда перестает болеть и бороться мое сердце, — это признак сильного помрачения. Когда же разгоняется этот мрак словом Божиим, то сердце болит, а без болезни просвещение души невозможно — это будет мечтательность.


Рецензии
Редкие избранные могут так вести и учить, и лечить, и за ними идут по-настоящему тоже избранные.
А принимать приходится от всех. Страсти у людей похожие, а вот чувствительность разная. Люди, которых с детства воспитывали сурово, или которые сами погрубее, многое стерпят, даже особо не заметив. А другим не так повезло, им больнее. Иногда хочется меньше чувствовать и не углубляться, жить и жить. Сейчас люди слишком много знают, но холодные. А любить и жалеть почти некому.
Может потому, что страсти остаются прежние, а человеку кажется, что он на духовных вершинах.
(Хотя сегодня по Радонежу один священник (из супер-модных!) сказал, что любить современных людей невозможно, и слишком опасно, живем в содоме, какая уж тут любовь!)
Если доброе качество или талант превращено человеком в страсть, и возможно в этом причина депрессий, то возможно ведь и преображение страстей?
Спасибо!

Иволга Летняя   08.10.2016 18:52     Заявить о нарушении
Дорогая иволга! Все на самом деле много проще. А от таких рассуждений - ум за разум зайдет. Опытные духовники, старцы - они должны знать и меру кажду человека. Есть жестоковыйные люди - упрямые, страшно гордые, очень самостные и с невероятной остротой... чувствительности. Их пожалеть? Как? Душевно? А помочь-то им как? Вот и выходит, что таковым только сам Бог может помочь. И ворвсе не в том дело, как кого воспитывали, а в душах челогвеческих. Гордецов и эгоистов только по-настоящему Сам Господь исправить может. И как? Да тяжкими ударами судьбы и скорбями... Суровые таковым людям достоются искушения. Отцы знали разницу в том, кому какие искушения Бог попускает. Жестоковыйным, да еще чувствительным не позавидуешь. Бог пытается их скорбями, а тор и молотом скорбей исправим, смирить , а они ищут у людей утешений. А ведь правильно помочь такому человеку понять, что только может отвести от него молот искушений и скорбей - смирение и послушание Богу. Помогает, но не всем и редко. А хотеть любви от других , учит нас Церковь, это греховно. Христианин только от себя может требовать любви к другим. Потому что если всмотрится, в нем любовь не живет, кроме как к самому себе и своему покою. И все-таки надо смиряться под крепкую руку Бога. Бог и людей полезных посылает и вообще чаще через людей и обстоятельства жизни разговаривает с нами. Спасительный путь - путь самоукорения и покаяния - тот путь, о котором пишет игумения Аресепния. Путь болящего сердца. НЕ знаю, что это был за священник, но сказать могу одно: люди в понятие "любовь" вкладывают разный смысл. Читайте "Весну души". Там есть замечательное слово той же иг. Арсении о том, как надо любить людей духовно. А сюсюкальщики и льстецы, потаковщики и елейщики - они не помогут. Нисколько. Сердце их любовями не напитается. Оно все равно будет чувствовать, что не того искал. Так что я возвращаюсь к теме публикации. Меч обоюдоострый, - спасительный меч - он и есть орудие любви, только не многие любящие готовы взять на себя эту трудную миссию. Таким было и Господнее воспитание. Если внимательно читать евангелие.

Екатерина Домбровская   08.10.2016 21:00   Заявить о нарушении
Поняла. Спасибо!

Иволга Летняя   09.10.2016 12:51   Заявить о нарушении
Но и духовную любовь надо понимать правильно. Духовный человек никогда не примешивает к своему спасительному слову зла и своей корысти. Его слово чисто и дышит желанием истинного добра, которое ведет не только ко спасение в вечной жизни, но и здесь укрепляет человека, ослабляет его зависимость от жестких тисков обстоятельств, а зачастую и устраняет сами обстоятельства - тот самый бич, который казнил человека, чтобы изменилось нечто в его сердце. Всем христианам трудно. Не сейчас, так потом. Даже святые уже обретя святость испытывали великие страдания и скорби. Уклониться невозможно: со Христом - так со Крестом.

Екатерина Домбровская   09.10.2016 13:12   Заявить о нарушении
Спасибо! С праздником!

Иволга Летняя   09.10.2016 13:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.