Родина. Отзыв о фильме

Недавно в Открытом показе прошёл фильм "Родина". До родных мест герои в фильме так и не добрались. Да и какие веси они считают родными, в каком состоянии их родина, вот чем были, видимо, озадачены авторы фильма.

Первое, что не очень приятно поразило: фильм для граждан, достигших 18 лет. Во времена моего взросления грань фильмового допуска во взрослую жизнь была обозначена шестнадцатью годами. И это, считаю, было обоснованным.
Плохо, когда «замести» в места не столь отдалённые, умереть "за родину" предписывают с четырнадцати-восемнадцати лет, а выпить кружку пива, искурить сигарету, узреть откровенно интимные сцены пытаются разрешать с восемнадцати-двадцати одного года.

Мне кажется, возрастной ценз для просмотра "взрослых" фильмов шестнадцать лет – вполне оправдан. Ещё нельзя жениться, но уже можно серьёзно наблюдать жизнь, пусть по фильму, и делать выводы, учиться, пожинать «мысленные» плоды. Но это моё рассуждение видимо относится к установленной практике «пущать-не пущать», а не конкретно к данному фильму.
Кстати, в фильме достаточно материала, служащего тренинговым для размышлений о жизни, и этот материал был бы полезен как раз именно взрослеющему поколению: уже не детям, но ещё не взрослым. Сейчас же период тинейджерства поистёрся, и посему вчерашние дети, вдруг, в одночасье провозглашаются взрослыми, без былого "инкубаторского" периода.

Девушка Ева, до отвала вкусив не заработанных ею прелестей жизни, пресытившись, пытаясь удовлетворить своё избалованное вседоступностью и вседозволенностью эго, в поисках новых чувств с головой окунается в новый для себя, урбанизированный содомо-гоморрный мир. Как дитя, попавшее в ночи в тёмный лес. Страшно и не ясно, что там впереди. А днём лес вовсе не страшен, даже красив, наполнен пением птиц. И Ева не боится, ибо не привыкла оценивать возможности.
Отец, вышвырнувший с самолёта свою дочь, взбешён непочтением дочери к нему, пОтом и кровью добывавший для неё же всё то благополучие, которое дочь никоим образом не ценит. Он надеялся, что дочь испугается, вернётся, падёт ниц. Но опыт её мал, а самоуверенность зашкаливает. До неё даже никто не донёс необходимость почтения к родителям. И помним же, «днём так весело в лесу, ничуть не страшно».

Отец уже успел познать, как страшно в этом мире. Поостыв, бросается на поиски нерадивой, непочтительной «беженки», которая без тени сомнения уверена, что мир создан для неё, и он к ней благосклонен.
Урбанизация позволяет совершенно спокойно бродить отцу и дочери в шаговой доступности друг от друга, не замечая друг друга. На Гоа отдыхают духи. И аборигены. Зачем там случайные неслучайности, «перекати-поле»? Зачем обитателям этого рая проблемы с людьми пришлыми! А их много.

Да, у них есть своя родина. Но… Куда легче отхватить по случаю кучу бабла и болтаться по жизни, создавая и себе, и аборигенам проблемы своей никчёмностью. Наивно полагая, что ухватили за хвост птицу счастья, пришельцы вкушают это призрачное счастье, летают в иных мирах от наркотиков, дерутся, пьют, блудят, будто пытаются отовариться с запасом на много жизней вперёд.(Но мы-то знаем, что ночной лес может быть страшен. Там живут зубастые волки, многосильные медведи. Немудрено набрести на них хоть однажды).

Конечно, будут возгласы «фильм – отстой!». Однако, надо ли так упрощать? Разве не демонстрирует фильм сложившегося положения дел? «Родина» - слепок современного мира русских за кордоном. Почему на чужбинах рассеиваются, пропадают отжатые нуворишами на родине миллиарды, а родина не становится оплотом счастья? Нельзя быть локально счастливым. Счастье – понятие общественное. Родина цветов, рождённых за кордоном – не Россия. Почему оторвавшие благополучие у тысяч своих соотечественников сами не становятся благополучными? Почему, приехав с отбитыми у сограждан миллионами, люди не становятся на чужбине счастливы? Оставив обобранной свою родину, соотечественники обирают и тех, чей рай вкушают. Мечтали о праздном времяпрепровождении? А оно оказывается ещё более тошнотворно, чем труд на благо родины и в границах родины. Так почему бегут от своей родины, если здесь, в угарном раю, блюют в конце концов ещё больше, чем на ненавистной им родине. Может быть и с родиной что-то не то, если она вызывает такое неприятие и противление?

Если на родине этим "бегунам от отеческих гробов" было просто лень облагораживать её, хотелось сразу «в дамки», но в них было всё же ещё сохранно то, во что можно вложить и любовь к родине, к отеческим гробам, то здесь «бегуны от родины» теряют даже это: и ум, и тело.

Так, надо ли взращивать и лелеять в себе отвращение к тому, что потребно почитать и облагораживать! Кто в этот рай входит постепенно, привыкая, через призрачный отдых, тому протрезветь тяжелее.
Есть надежда, что спастись могут те, кто там оказался вдруг, вывалялся по уши в райских призрачных благах, но в душу их не впустил и не испугался, найдя силу противостоять обманчивым соблазнам.

Ева, дочь главного героя, найдёт, видимо, в себе силы, дабы спасти не только себя и своего ребёнка – плод урбанизированного хаоса, но, надеюсь, прозрев окончательно, она и о родине, своей родине, позаботится. Ибо пока её и её отца родина – социальная сирота, также не без их потуг.
По достоинству фильм оценить могут немногие, но для "успеха" и пяти процентов достаточно, ибо именно столько «зрят в корень». Кто-то боится воспринимать действительность по факту, кто-то приукрашивает, кто-то элементарно не желает видеть. И это имеет место быть, потому что человек несовершенен, сечь его за это - бесполезное занятие.

Но почему же, если мы такие умные, наша родина убога и сиротлива? По силам ли стопроцентным потребителям с нулём процентов альтруизма облагораживать родину? Это рыба ищет, где глубже. У людей не рыбий мозг. Потому и убога родина, что люди в ней умные, но мыслить пытаются по-рыбьи.

http://www.megacritic.ru/film/2980.html#metacomments


Рецензии