Термез, войсковая часть 25858, крепость

«Про… павшая крепость Термеза».

Из школьных учебников истории я знал, что в начале ХХ века в состав Российской империи входили следующие области: Уральская, Тургайская, Акмолинская, Семипалатинская, Семиреченская, Ферганская, Сырдарьинская, Самаркандская, Закаспийская, а также автономные: Бухарский эмират и Хивинское ханство.

Присоединение Центральной Азии не носило характер захватнической войны, так как никого не обращали в рабство, не искореняли местную религию и культуру. Если бы Россия не предпринимала бы никаких шагов в этом направлении, то у своих границ она получила бы вездесущих англичан, мечтавших о колонизации всей Азии после своих успешных побед в Индии.

Именно поэтому мне было особенно интересно послужить в Термезе, благодарю судьбу за столь щедро предоставленный подарок. Итак, январский Термез 1993 года встретил тёплым солнышком и отсутствием снега (в шинели было жарко). Удивили многоэтажные административные здания посреди пустыни - они были видны издалека. Главные часы города сильно напомнили ташкентские куранты на сквере Революции.

К центру города ведёт широченное шоссе. Вот и площадь Ленина, она огромна! Изящные чаши неработающих фонтанов будто намекают, что летом здесь особенно красиво! Сворачиваю в сквер и неторопливо иду вдоль ханчика. (Хан-арык – это большой оросительный канал наподобие Анхора в Ташкенте, речушки поменьше в моём детстве назывались ханчики). Внезапно перед моим взором предстаёт катер, оборудованный под кафе. Откуда он здесь, в пустыне?

Поневоле становится стыдно за такой вопрос. Совсем рядом Амударья и речной порт с флотилией сторожевых пограничных катеров. Как я мог забыть про это? Тем временем дорога вывела меня на городской базар с непередаваемым букетом ароматов от шашлыков, чебуреков, лепёшек и плова! Впоследствии это место будет моим самым любимым в отличии от всех кафе и столовых Термеза вместе взятых! А всё почему? Потому, что рядом через дорогу находится городская крепость – место моей службы!

Осознание того, что я буду жить за крепостными стенами придавало какую-то сказочность всему происходящему. Половину дня ходил как в музее, изучая расположение воинской части 25858 (1415 зрп). Изучив боевой путь 108-й мотострелковой дивизии, в состав которой входил и наш зенитно-ракетный полк, узнал много интересного про саму крепость. Она была не такая древняя, как показалось сначала, от роду ей было всего-то сто лет:

В январе 1893 года земли у кишлака Паттагиссар были переданы Бухарским эмиратом российскому правительству для строительства пограничного военного укрепления и речного порта на Амударье. В 1897 году была сформирована 31-я Амударьинская пограничная бригада со штатом 915 человек.

Моя служба стремительно понеслась. Были дежурства по части и в гарнизонном патруле, ремонт техники в парке, обучение горячо любимого личного состава азам строевой подготовки, вождению и обслуживанию военной техники. Впереди маячил выход на 500 километровый марш.

Находясь в должности заместителя командира роты материального обеспечения моей задачей на марше было сопровождение нашего «осиного гнезда» и оказание технической помощи по мере надобности. Для этого я должен был изучить устройство базового шасси зенитно-ракетного комплекса «Оса» изнутри.

Трёхосная амфибия Брянского автомобильного завода имела привод на все шесть колёс, трансмиссия вездехода состояла из 16 карданных валов, а привод спецоборудования осуществлялся двумя дополнительными! Торсионная независимая подвеска этого чуда убаюкивала моментально – плавность хода была отменной! Движение по воде осуществляли водомёты и тогда «сухопутная оса» превращалась в «плывущего геккона».

Каждый автомобиль имеет свои особенности, а уж военный и подавно! Управляемые колёса переднего и заднего мостов вводили в ступор любого новичка, севшего на водительское сиденье впервые. Органы управления были от Зил-131, но мои глаза сначала не стыковались с моими ушами. Дизельный двигатель резал слух и никак не был похож на «зиловский» бензиновый, а «зиловский» руль был расположен горизонтально, как корабельный штурвал.

- Лево руля! – командую сам себе.
- Есть лево руля! – отвечаю тут же, и вращаю руль.
Но что это? Машина едет прямо! Докручиваю максимум и резко разворачиваюсь на месте.
- Стоп машина! Мне не надо назад!
Поворачиваю руль вправо (он лёгкий, на гидроусилителе), но мой корабль крениться влево.
- Ну вот дошло до тебя, как до жирафа, - ласково говорю своему монстру и его тут же уносит вправо!

Освоив премудрости вождения, почувствовал себя увереннее. Отцы-командиры это заметили и подобрали мне «самого толкового водителя». Вместо того, чтобы сопровождать колонну в «зиловской техпомощи», я должен был ехать старшим машины в «Осе». Военный билет бойца обязана осчастливить запись: «500-км марш прошёл». Правда меня немного насторожил инструктаж командира:
- В случае создания аварийной ситуации немедленно съезжаете на обочину и ждёте возвращения колонны.

Когда же я сам начал инструктировать своего подопечного, то сразу почувствовал что-то неладное:
- Передние и задние управляемые колёса делают машину манёвренной, да?
- Так точно!
- Что категорически запрещено делать?
- Так точно!
- Что так точно? Категорически запрещено останавливаться вплотную возле стен бокса, забора или здания. А почему?
Рядовой боялся произнести «так точно» в очередной раз. Он молчал, округлив глаза.
- Колёса поворачиваются в разные стороны. Подъехать вплотную к стене не составляет никакого труда, а вот отъехать мешает корма, так как уходит в противоположную от поворота сторону, упираясь в препятствие, понятно?
- Так точно!

Из крепости мы выехали без происшествий, за городом поменялись местами, а дальше… Так точно! Дальше был сплошной ужас. Преподаватели в СВВАКУ, приводя примеры из жизни, утверждали, что если человеку не дано водить машину, то хоть кол на голове теши, ничего не поможет. К сожалению, у меня был именно такой клинический случай. Парень, как на автопилоте, включал передачу, снимал ручник, плавно трогался и сразу впадал в какой-то ступор.

- Вторая передача пошла, отстаём, поднажми!
В ответ тишина и упёртый взгляд в отдаляющуюся впереди машину.
- Вторую срочно! Двигатель в надрыв!
Криком выводя бойца из ступора, мы, дёргаясь, повышали передачи.
- Держи дистанцию. Так. Тормози, врежемся!

Корма впереди идущей «Осы» катастрофически быстро приближалась! Мой «капитан дальнего плавания» вошёл в такой анабиоз, что не двигал ни руками, ни ногами.
- Сцепление, живо, - прокричал ему в ухо, дотягиваясь до тормоза.

Машина клюнула носом, но не заглохла. И тут он бросил педаль сцепления, а передачу выключить я не успел. Двигатель заглох, и я инстинктивно сгруппировался, ожидая удар сзади. Обошлось. Рядовой был спокоен как танк. После произошедшего он опять впал в ступор. Вежливо отодвинув его на пассажирское сиденье, съехал на обочину. Боец вздохнул с облегчением, а я, высунувшись через люк в крыше, с тоской наблюдал за уходящей колонной.

Моя тоска была не напрасна. Когда вдалеке улеглась пыль, я ощутил себя на Марсе! Боец после пережитого стресса заснул сном младенца. Солнышко припекало, вокруг мелкий красный песок и ни души. В какой-то момент мне стало страшно, что мы умрём здесь от жары и жажды.
- Как такая дурная мысль могла посетить мою глупую голову, - думал я, - да ещё зимой, в феврале месяце?
Посмотрев на сопящего младенца, невольно улыбнулся. И не такое придёт в голову. Хорошо, что все живы-здоровы и техника цела.

Отцы-командиры даже не спрашивали меня о произошедшем. Мы благополучно вернулись в крепость, а мой горе-водитель благополучно получил запись в военном билете. Возможно, в другие времена его бы и близко не допустили к сложнейшей технике, но… В воздухе уже витал дух неопределённости. И если солдаты-срочники, отслужив положенное, оставались у себя дома, в своей стране («крепостные срочники» были местными), то офицеры и прапорщики находились в подвешенном состоянии ввиду распада СССР.

В те неспокойные времена продолжилось ухудшение военно-политической обстановки в Афганистане, в соседнем Таджикистане вспыхнула гражданская война. Воинские части 108 мсд совместно с 201 мсд и формированиями Народного фронта Таджикистана принимали участие в уничтожении военизированных группировок таджикской оппозиции и афганских моджахедов на территории Республики Таджикистан. В октябре-ноябре 1992 года во взаимодействии с 15 бригадой специального назначения и погранвойсками была произведена зачистка от бандформирований на островах Амударьи.

Всего этого я не знал, пока стремительно не заступил дежурным по части. Рано утром с пистолетом в кобуре поехал на Уазике за командиром. Выезд на центральных воротах преграждал БТР-80. Сигналы никого не разбудили. Зашёл в дежурное помещение комендантской роты:

- Отгоните «бэтер», пожалуйста!
- Сынку, ты хто по специальности? – спросил сонный майор.
- Автомобилист!
- Вот иди и сам отгоняй!

Что ж, освоил «Осу», освою и «жестянку»:
- Так, дружок, где тут у тебя «масса», чтобы свет включить?
Нащупал ногой кнопку, щёлкнул и осветил приборную панель!
- Так, чему нас учили мудрые преподаватели? Лёгкая броня подразумевает нагнетание масла перед пуском двигателя! А вот и тумблер масляного насоса.

После прокачки масла повернул флажок и «камазовский» дизель отозвался благодарным рокотом. Включив заднюю передачу, отпустил сцепление. Ничего не происходит, я стою на месте! Но почему ворота отдаляются? Плавность хода была получше «Осы» - восемь колёс против шести. Я даже не почувствовал, как поехал. Немного подвигался взад-вперёд, получая колоссальное удовольствие от этого процесса. После командир объяснил, что его доставка к месту службы с оружием организована не по его личной прихоти, а через забор крепости совсем недавно бросали боевые гранаты. Чудом не было жертв.

Вот такие неспокойные времена были в Термезе, в последний год существования 108-й Невельской дважды Краснознаменной мотострелковой дивизии (13.08.1941 г. – 31.12.1993 г.).

В декабре 1993 года Указом президента Республики Узбекистан 108 мсд была расформирована, а её части и подразделения после переформирования, вошли в состав 1 АК (Самарканд), часть из них перешла в Центральное подчинение. В 2000 году в Узбекистане образован Юго-Западный особый Военный округ со штабом в г. Карши. В его составе в настоящее время находятся формирования бывшей 108 мсд:

7 мсбр (в/ч 11506), бывший 180 мотострелковый полк, посёлок Кокайты Сурхандарьинской области;
21 мсбр (в/ч 36691), бывший 181 мотострелковый полк, посёлок Хайрабад Сурхандарьинской области;
3 мсбр (в/ч 28803), бывший 177 мотострелковый полк, город Навои;
22 мсбр (в/ч 44278), бывший 682 мотострелковый полк (285-й танковый Уманско-Варшавский Краснознамённый ордена Кутузова полк), город Шерабад Сурхандарьинской области;

23 абр (в/ч 54831), бывший 1074 артиллерийский полк, город Ангор Сурхандарьинской области;
193 зрбр (в/ч 25858), ставший мне родным, бывший 1415 зенитно-ракетный полк, город Шерабад Сурхандарьинской области;
80 исбр (в/ч 93866), бывший 271 отдельный инженерно-сапёрный батальон, город Ангор Сурхандарьинской области;

6 оптдн (в/ч 62387), бывший 738 отдельный противотанковый дивизион, город Ангор Сурхандарьинской области;
101 орвб (в/ч 49976), бывший 383 отдельный ремонтно-восстановительный батальон, город Шерабад Сурхандарьинской области;
50 обр (в/ч 71308), бывший 781 отдельный разведывательный батальон, город Термез, расформирован в 2001 году.

Очень неприятно писать, а тем более читать слово «бывший». К сожалению, всё это уже давно в истории! Как и наша крепость времён Российской империи! В 2014 году стены были разрушены, а память превращена в огромный пустырь. Точно такой же пустырь, как от моего детского сада и школы! Но действия властей города Чирчика можно понять заботой о людях, так как наш микрорайон стоял в сейсмоопасной зоне и сквозь трещины в стенах была видна улица.

Но чем? Скажите мне, чем можно объяснить снос крепости, простоявшей на земле Термеза 110 лет? Только забвением… Но пока бьются наши сердца, пока мы можем передавать из поколения в поколение светлые подвиги наших предков, история не будет забыта! Дела наших предков навечно останутся в созидающей и здравомыслящей памяти человечества!

Что-то тоскливо вдруг стало от воспоминаний, «щас спою» оптимистично-жизнеутверждающую песенку-пыхтелку: «Того, чего нет, лишь в Памяти след»...

Куплет 1
В стране я родился
Которой уж нет,
В яслях и детсаде
Оставил свой след!

Припев:
Нет! Нет! Страны той уж нет!
Нет! Нет! Страны той уж нет!

Куплет 2
Подрос – пора в школу, детсад затрещал!
Он был аварийный, и быстро ветшал!
Приехал бульдозер, - тот сад развалил,
И мимо обломков я в школу ходил!

Припев:
Нет! Нет! Страны той уж нет!
Страны и детсада давно уже нет!
Страны и детсада давно уже нет!

Куплет 3
Вот школу закончить настала пора,
И стены запели… Ушла детвора!
Курсантом я в школу свою приезжал,
Но только руины в пустыне застал…

Припев:
Нет! Нет! Страны той уж нет!
Страны и детсада давно уже нет!
Страны нет, детсада и школы уж нет!
Давно это было! Давно уже нет!
Нет! Нет! Давно уже нет!

Куплет 4
И вот лейтенант с «Аlma mater» идёт,
А служба на Север, на Крайний зовёт!
И там настаёт офицерский рассвет, -
Как вспомнить учёбу? Училища нет!

Припев:
Нет! Нет! Страны той уж нет!
Страны и детсада давно уже нет!
Страны нет, детсада и школы уж нет!
И… СВВАКУ исчезло, оставив лишь след!
Нет! Нет! Давно уже нет!
Давно это было! Давно уже нет!

Куплет 5
Во многих частях послужил офицер,
Но их раздавил «табурет-люцифер»!
И память осталась о них много лет!
Да! Память осталась! А… их уже нет!

Припев:
Нет! Нет! Страны той уж нет!
Страны и детсада давно уже нет!
Страны нет, детсада и школы уж нет!

И… СВВАКУ исчезло, оставив лишь след!
И память о службе как вспышки комет,
Хотя тех частей и в помине уж нет!

Нет! Нет! Давно уже нет!
Давно это было! Давно уже нет!
Нет! Нет! Давно уже нет!
Давно это было! Давно уже нет!

07.10.2016.


Рецензии
Навеяло...
Я служил в Термезе почти пятьдесят лет назад срочную в Невельской дивизии. Механиком-водителем. Мой земляк Коля Ермолаев служил в крепости, я - в полку, который звали семёркой. Соседнюю часть звали пятёркой. Откуда такие названия, не знаю. Может, вам известно? Впрочем, от времени моей службы до вашего времени там, надо полагать, кардинально всё изменилось в связи с Афганом. Пытался разыскать на карте, где был мой полк, где была крепость. И не смог. Ни названия улицы не помню, ни расположения относительно каких-либо ориентиров. Помнится, прямо за стеной был большой арык подпруженый, там было нечто вроде бассейна, что ли... или пруда. И через него - мост пешеходный. Молодёжь там купалась.

Единственное, что узнал на карте, это склады близ станции Учкызыл. Правда, там был голый песок окрест, а на карте виден довольно большой посёлок, которого в то время не было. Ну и танкодром ещё. Где-то не так далеко от части был зоопарк, что редкость для небольшого областного города. Цел ли он?..

Крепость мне очень нравилась. Величественная такая... Не укладывается в голове, что такой значительный исторический памятник, как термезская крепость, разрушен. Печально это. Неужели Узбекистан настолько богат историческими памятниками, что можно вот так запросто разрушить древнюю крепость?...

Спасибо за рассказ! Доброго вам здоровья!

Харитон Егорович Сарамливый   25.09.2020 17:06     Заявить о нарушении