Исторические взгляды В. О. Ключевского
обучался в Пензенской семинарии , а затем в Московском университете. Первой
опубликованой работой Ключевского было кандидатское сочинение " Сказания
иностранцев о Московском государстве"(1866 год). В 1872 году Ключевский
защитил магистерскую диссертацию " Древнерусские жития святых как исторический
источник". В ней он осветил участие монастырей в колонизации Северо -Восточной
Руси, показав социально-экономическую функцию духовенства как сословия. В 1879
году Ключевский был приглашен в Московский университет , где в в том же году ,
после смерти С.М.Соловьева, возглавил кафедру русской истории. Временем
расцвета научной деятельности Ключевского были 70-80 -е годы 19 века. В это
время им было написано исследование " Происхождение крепостного права в России"
, где Ключевский впервые поставил вопрос об экономическом кризисе конца 16 века
, который способствовал массовому закрепощению крестьян.В начале 90-х годов
историк написал работы :" Подушная подать и отмена холопства в России" и
"Состав представительства на земских соборах древней Руси". Особое место в
творчестве Ключевского занимает его докторская диссертация "Боярская дума
древней Руси ", защищенная в 1882 году. Здесь ученый выдвинул задачу изучения
правительственного учреждения в связи с историей общества , обращая внимание на
социальный состав думы. Боярская дума являлась, по Ключевскому , маховым
колесом , приводящим в движение весь правительственный механизм ," творцом
сложного и во многих отношениях величественного государственного порядка ".
Завершающий труд Ключевского-" Курс русской истории "-был результатом
тщательной обработки лекций, читавшихся в Московском университете на протяжении
более 30 лет. " Курс русской истории" является вершиной научного творчества
Ключевского, поскольку обладает выдающимися литературно- художественными
достоинствам. Во вводных главах "Курса", раскрывающих теоретические позиции
Ключевского. Человеческая личность, людское общество и природа страны -таковы,
по Ключевскому," три основные исторические силы , которые строят людское
общежитие". Теория "факторов ", множественности основных условий историческом
развития, выявлять стремление Ключевского раскрыть новые стороны исторического
процесса на основе той проблематики ,которая обогатила буржуазную историографию
в пореформенный период. Теория "факторов" строилась на идеалистической основе.
"Идеи,-говорил Ключевский,-становятся историческими факторами, подобно тому
как делаются ими силы природы ". Двигателем человеческого развития он считал
"умственный труд и нравственный подвиг".Одновременно ,Ключевский подчеркивал
решающую роль государства в истории России. В "Курсе русской истории
отчетливо прослеживается влияние на мировоззрение Ключевского идей Б.Н.
Чичерина . Проблему роли народа в истории, Ключевский превращал из социальной
в этнографическую . Теория "факторов " свидетельствовала о том ,что Ключевский
пытался сочетать государственную схему с позитивистскими социологическими
теориями .Отражая влияние таких европейских ученых как Риттер и Бокль ,
Ключевский стремился показать роль в истории России географических и
экономических факторов. В конце 19 века в историографии большое влияние
получили неоконтианские теории , отрицавшие закономерный характер общественного
развития.В соответствии с теоретическими принципами , изложенными во вводных
лекциях "Курса...", Ключевским строилась периодизация истории России. В основу
периодизации были положены географический ,хозяйственный и социальный
признаки , определившие ,по мнению Ключевского, основное содержание
исторических периодов. Весь русский исторический процесс -от древнейших времен
до реформ 60-х годов 19 века- Ключевский делил на четыре периода : Первый
период -"Русь днепровская ,городовая , торговая"(с 8 по 13 века). Второй период
-"Русь верхневолжская ,уделено -княжеская вольноземледельческая"(13 век -
середина 15 века). Третий период -" Русь Великая Московская , царско-боярская ,
военно-земледельческая (15 век -начало 17 века). Четвертый период -
"всероссийский ,императорский , дворянский", период крепостного хозяйства -
земледельческого и фабрично-заводского (17 век - середина 19 века).В первый
период основной ареной деятельности восточного славянства является Поднепровье
Ключевский не связывал с норманнами возникновение государственности у славян,
отмечая существование у них княжеств задолго до появления варягов.Ключевский
считал , что основным занятием славян было не земледелие , а звероловство и
бортничество . Историк отрицал феодальный характер , складывавшихся в тот
период общественных отношений. Второй период русской истории характеризуется
тем , что деятельность русского народа развивалась в районе верхней Волги.
В политическом отношении на смену городовой области Киевской Руси приходит
киевский удел. Земледелие становится основным занятием населения. Князья
создают общественные связи , феодальный характер отрицается Ключевским.
Он осуждал межкняжеские распри, ставшие основным содержанием политической
жизни второго периода , но не видел внутренних сил для их преодоления. Для
этого понадобилась внешняя сила -власть золотоордынских ханов , без которых
удельные князья "разнесли бы свою Русь на бессвязные ,вечно враждующие между
собой удельные лоскутья ".В третий период впервые создается прочное
государственное объединение Руси. Главное место в экономике занимает сельское
хозяйство , основанное на крепостном труде. Крепостное право получает
юридическое оформление . Постепенно возрастает экономическое и политическое
значение "служилых людей "-дворянства , и падает влияние боярства ,выступающего
в конфликт с царской властью , становящейся самодержавной. В четвертый период
русской истории образуется Российская империя . Господствующей политической
силой становится дворянство. К земледелие , как основному занятию ,
присоединяется промышленность , фабричная и заводская. Наиболее характерной
особенностью этого периода Ключевский считал преобразования Петра1. Слабой
стороной этой периодизации является обособленность исторических периодов,
отсутствие между ними закономерной исторической связи , что нарушало
органическое единство исторического процесса. Ключевский отвергал наличие в
России феодальных отношений , усматривая в этом ее отличие от Западной Европы.
Ключевский явился создателем собственной школы в русской историографии.
Он оказал влияние на формирование исторических взглядов таких ученых , как
П.Н.Милюков, М.М.Богословский ,А.А.Кизеветтер .
Свидетельство о публикации №216100701619
Ключевский - Ваш кумир.
Теперь я поняла, откуда в Вас живёт тяга к афоризмам, и желание жить под их
влиянием.
Но я и теперь не могу подписаться под всеми его афоризмами.
Желаю успехов.
А почему Вы так мало познакомили нас с Ключевским?
Всем было бы интересно заглянуть глубже в его гениальный ум и таланты.
А женщинам любопытно было бы узнать о себе больше глазами, например того же
- Ключевского.
Например:
"Каждый женский возраст приносит свою жертву любви: у девочки это губы, у девушки еще и сердце, у молодой женщины еще и тело, у пожилой еще и здравый рассудок...
Прежде в женщине видели живой источник счастья, для которого забывали физическое наслаждение, ныне видят в ней физиологический прибор для физического наслаждения, ради которого пренебрегают счастьем"
Нынче - не означает, что это все...
ИРАИДА
Дудко 3 09.10.2016 17:39 Заявить о нарушении
истории развития русской общественной мысли, которая необъятна ,судя по Вашим
замечаниям. Позвольте пожелать Вам(обоим) здоровья , и еще раз здоровья.
Ираида , о Ключевском сейчас немного допишу.Буду благодарен за Ваше мнение.
Александр Евгеньевич Закатов 09.10.2016 19:55 Заявить о нарушении