Тыквочка

Рассказ-быль

Я спешила домой с работы, одновременно обращая внимание на продавцов, стоящих по обе стороны улицы с различными продуктами. И чего здесь только не было – мясо, рыба, овощи, фрукты, орехи…
С видавшей виды легковушки, явно сельской прописки, торговали молоком от собственной бурёнки, птицей, салом, яйцами и другими домашними деликатесами. Напротив - румяная толстушка продавала аппетитную сельдь из небольшого деревянного бочонка. Рядом можно было купить варёную свёклу и морковь, картофель и растительное масло. Пучки зелени лежали на прилавках почти у каждого продавца, бери – не хочу… Здесь же стояли ларьки с хлебом, конфетами, колбасными изделиями и мороженым. 
Пробегая мимо всего этого съестного изобилия, я автоматически выхватывала из памяти то, что с утра планировала купить к своему столу.
Когда пакеты были наполнены необходимой снедью, я уверенно направилась к трамваю, но вдруг мельком увидела сидевшую в сторонке маленькую, худенькую старушку, которой на вид было не меньше девяти десятков лет. Перед нею, на газетке, лежала небольшая продолговатая тыква оранжевого цвета.
Я резко остановилась и, вернувшись, подошла к ней:
- Это что у вас, бабушка?
- Да это же тыквочка, - ласково ответила она.
- А сколько она стоит? – продолжала я.
- Прошу тридцать рублей, но могу уступить, - как-то скромно, немного виновато ответила старушка, - одну я уже продала, а эта вот осталась. В огороде выросли. У меня свой домик, сотка земли, она и кормит. Я всего понемногу сажаю. Раньше, когда была семья, муж и сын помогали, а теперь никого не осталось, приходится самой всё выращивать. Что-то с огорода продам, а другое куплю. Сегодня вот лекарство нужно, а пенсии почти нет. Я-то всю молодость проработала в колхозе, а колхозникам государство не платит. Только немного, по старости.
- Спасибо вам, бабушка, за тыквочку, -  с болью в душе сказала я, протягивая плату.
- Ой, милая, да у меня сдачи не будет с такой крупной бумажки, - забеспокоилась старушка. Но я уже уходила, укладывая в пакет неповторимую по красоте тыквочку.
- Что ты, подожди, сейчас разменяем, - суетилась она.
- Нет, нет, не надо сдачу, выращивайте свои тыквочки еще много-много лет, здоровья вам, бабушка. А я и в следующий раз куплю у вас эту красоту.
- Счастья тебе, доченька, - неслось мне вслед, - а я, оглянувшись, послала бабушке воздушный поцелуй.
В мой памяти так и осталась стоять щупленькая одинокая фигурка, с растерянным лицом, по которому стекали непрошеные слезы, и с такой крупной для нее купюрой в руках.
Пока шла к трамваю, я тоже дала волю слезам, негодуя, что, как бы рыночные отношения ни были хороши, но за их обочиной остаются обездоленные старики, всю жизнь посвятившие работе. И как мало мы знаем их нужды, не можем обеспечить им достойную старость.
А в ушах до сих пор слышится пожелание счастья, оно такое искреннее и необходимое мне… И я поверила, что оно непременно сбудется и в следующем году обязательно встречу эту старушку, и вновь куплю у нее маленькую оранжевую тыквочку. 


Рецензии
День добрый, Любовь!
Очень трогательный рассказ
и я рад, что Вы посоветовали его
прочитать! Вроде бы, и сюжет простенький,
а душу затронул. И вы однозначно правы:мало внимания
уделяется внимания бедным колхозникам, отпахавшим всю жизнь!
Не зря когда-то был вот этот народный девиз:"Всё вокруг колхозное -
но ночью всё-моё!". Вечером отец давал шкалик самогона колхозному конюху,
тот благосклонно давал нам лошадь, которая, кстати, целый день отпахала на колхоз и устала, "как собака"...И мы ехали воровать сено-солому, стараясь сделать до утра хоть пару возов. Но лошадь-то снова, и без отдыха, шла работать "на дядю"?! Жалко бабулю... С уважением к Вам, Виктор.

Виктор Сургаев   19.03.2021 05:38     Заявить о нарушении
Вы очень мудрый человек, Виктор, и помните все факты из жизни родителей, правильно оцениваете их, в памяти сохранились все тяготы жизни. А это ли не полигон идей для творчества, тем более, при Вашем таланте писателя! Напишите, например, про эту бедную лошадь...я уже растрогалась, читая Ваше признание. Спасибо, мой друг, очень рада, что Вы адекватный человек, тонко чувствующий и понимающий смысл сюжетов. Это не каждому дано, Вы, как врач это хорошо знаете. С ув. Любовь.

Любовь Коломиец   19.03.2021 09:28   Заявить о нарушении
Любовь! Когда в тот момент пожалел уставшую лошадку и сказал об этом отцу, он сочувственно, с пониманием глянул на меня, развёл руками и ответил. "Сынок! А что прикажешь мне делать?! Где я Вам, трём братьям, зимой молока возьму? А чем овечек кормить буду? Такова жизнь, которую не я придумал...". С уважением, Виктор.

Виктор Сургаев   19.03.2021 11:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.