Аристократизм как народное творение

По инерции мышления нам кажется, что аристократизм есть некая родовая принадлежность, титул, "голубая кровь" наследников.
И соответственно, все аристократическое есть нечто чисто сословное.

Отделим зерно от плевел и выделим аристократизм творения и мироощущения.
... Большая длинная столовая, высокие окна выходят на три стороны, и солнечные лучи весь день освещают ее, увлекая за собой легкие тени. Два смотрят на юг, и в простенке между ними стоят напольные часы
Овальный стол покрыт белой скатертью, на нем в хрустале вазы цветы мягких неярких оттенков синего, серебро утвари и тончайший светящийся фарфор посуды.

Кто сотворил все это? Простой люд-умелец, взрастивший в себе это высокое умение чувствовать изысканно прекрасное.
ЧтО  мы знаем о людях, построивших  чудесные дворцы, ваявших статуи и фонтаны, изобретавших прически и фасоны для дворян? В массе своей лишь потребителей этой аристократической роскоши, падавшей им с Олимпа народных умельцев.

Наши писатели золотого века не оставили нам ничего о техническом, строительном или бытовом гении народа нашего.  Как будто все творилось из воздуха силой изыска  мысли. Найти имена высочайших профессионалов слету не получится. Мало кого интересовало, как зовут безымянных гениев, воплощавших в жизнь проекты известных архитекторов.   

Сколько великих талантов так и сгинуло в бездонной народной глубине, в оковах непосильного труда.
Беспощадный бесчеловечный парадокс в том, что, чем выше был уровень мастерства простого люда, тем глубже разверзалась бездна между наследуемой аристократией и аристократией духа мастеров, художников, творцов.

Ничего не меняется. Та же заносчивость нуворишей, то же презрение к людям труда...
Вечное проклятие России - неуважение к труду.


P.S.
На фото имена крепостных-самоучек, примитивными орудиями труда строивших чудеса дворцовой архитектуры. Мы называем этот дворец воронцовским. 


Рецензии