Смех - лекарство от жизни

        Часто ли в наш быт приходит веселье? Нет, не то многомассовое, которое с обязательным придатком «шоу». Оно способно довести до бешенства любого человека. И того, кто из окошка мерседеса нехотя взирает на мир, мелькающий, как стоп-кадр. И того, кто топает пешком в небогатой обувке и сам по нынешним меркам – не богат. Зато имеет ценности прямоперпендикулярные тем, что за многие годы были наштампованы лжегосударствами по матрицам лжекультур. Еще один шаг – и мы упадем за порог, где уже лежат наизготове всепоглощающие океаны ватного массового искусства. И все – кранты.

        Но до тех пор, пока творчество проистекает в жизни отдельно взятого субъекта, пока каждое произведение имеет свой секретный замес, жив и тот, кто топчет землю в направлении выставочных залов, филармоний и библиотек.
О, знаменитые библиотеки – Александрийская и Ивана Грозного, не оставившие нам на поверхности ни единого следа! Так ли вы реальны в своем прошлом, если «рукописи не горят»? Или вы – мираж, вымысел, подобный скрипторию бенедиктинского аббатства, взятому из пустоты гениальным Умберто Эко?.. И ты – о, Великий Интернет! Ты хранишь весь интеллект человечества в неосязаемом нигде (в каком из семидесятижды  семи его измерений?), который не отягощен ни единой рукописью. Это ли не самый отъявленный мираж?

        А вы, монументальные совковые библиотеки – общественные и персональные – недоукомплектованные, вернее, переполовиненные без Платонова, Шмелева, Мандельштама, Бродского, Цветаевой и так далее, далее, далее?.. Сколько лет вы, обманчиво сияя наружу веселым колером корешков, внутрь произрастали мятежными стволами, хорошо откомуфляжированными кремлевским лаком.

        Касаясь только беллетристики, нельзя не признать очевидным тот микроскопический на первый взгляд факт, что в общей своей массе художественная литература по цветоощущению темна, как колодец безлунной ночью. И даже шедевры советских писателей, так послушно изготовленные по единственно возможному, гуманнейшему и прекраснейшему во всем мире методу – принципу социалистического реализма – не вызывают искрометного смеха.
Нужно снять шапку и поклониться низко в пояс таким «махинаторам совкового пера», как Шолохов, Астафьев, Распутин и многие другие. Уж не знаю как, но им удавалось передать черную изнанку совдепии, замыливая ястребиный глаз цензора. Читая их книги, я – беспечный воробышек со всей возможной прокоммунистической геральдикой на казенном суконном платьище, твердом, как верность Ильичу, чувствовала смутное недоверие к социалистическому мироустройству.

        Не беря во внимание детскую литературу, могу перечесть на пальцах те книги, которые по-настоящему повеселили меня. До колик в животе. «Двенадцать стульев», «Трое в лодке, не считая собаки», «Кола Брюньон». Немного… О современной прозе, а тем более поэзии, и говорить нечего. Сплошной авангард, да неоавангард, от которых впору только плакать, но никак не смеяться.

        Совсем недавно на моей полке появились юморески и стихи поэта-пародиста, заслуженного артиста Советского союза Аркадия Вакуленко.  И хоть автор называет свои вирши любительскими, моя охочая до всего смешного и развеселого душа безоглядно прилепилась нежною любовью к немногословным, метким, очень умным, как бы с двойным дном, пародиям. То, что на поверхности кажется легким шаржем, внутри оказывается зашифрованным катреном.
 
        Это не смоляной котел критики чьих-то неудачных строк, а дружеское и сердечное подтрунивание. Способность так писать – и смешно и не обидно одновременно – меня и удивила и порадовала. За юмором автора как-бы стоит стена – не так, как берлинская, китайская или стена плача – требующая поклонения или разделения на «ваших и наших». Этот заслон – защита от вражеских набегов по праву мудроизреченного и, как бы узаконенного слова.

        На юбилейных мероприятиях Аркадия Вакуленко мне повезло побывать дважды.  И оба его концерта стали для меня таким допингом, что московский друг, припав в скайпе своим виртуальным взглядом к моему еще более виртуальному, засвидетельствовал с хохотком: «Да ты, душа моя, никак винца хлебнула?»

        Ну, что тут скажешь? Да, дружище, нахлебалась смеха по горло. Хорошая профилактика от того, что мы называем реалиями дня с их землетрясениями, торнадо, цунами, наводнениями, крушениями самолетов, обвалом валюты, заграничным ваххаботерроризмом, отечественным гиперпатриотизмом и прочими явлениями непреодолимой силы Так сказать, лекарство от жизни.


Рецензии