Мытарство третье

"Мытарство 3-е

Мытарство, к которому мы пришли потом, называется мытарством осуждения и клеветы. Здесь, когда остановили нас, я увидела как тяжко грешит тот, кто осуждает своего ближнего, и как много зла, когда один клевещет на другого, бесславит его, бранит, когда ругается и смеется над чужими грехами, не обращая внимания на свои собственные. Грозные духи испытывают грешных в этом за то, что они предвосхищают сан Христов и делаются судиями и губителями своих ближних, когда как сами неизмеримо больше достойны осуждения. В этом мытарстве я, по благодати Божией, не во многом оказалась грешна, потому что во всю жизнь свою остерегалась, чтобы кого-нибудь не осудить, не наклеветать на кого, не насмехалась ни над кем, никого не бранила; иногда только, слушая, как другие осуждали ближних, клеветали на них или смеялись над ними, в мыслях я отчасти с ними соглашалась и, по неосторожности, к их речам прибавляла немного от себя, но, одумавшись, тотчас удерживалась. Но и это испытывавшие меня духи поставили мне во грех, и только заслугами преподобного Василия святые Ангелы освободили меня из этого мытарства, и мы пошли выше."

Третье мытарство оканчивает небесные мытарства касательно слова как логоса.

Осуждение окружающих вызывается подсознательным стремлением к власти. Когда человек видит кого-то хуже себя, он не упускает возможности об этом подумать или сказать.

"Не суди'те, да не судимы будете, ибо каким судом су'дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?
Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. Проси'те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят."(Матф. 7:1-8).

Осуждая ближних и не прощая их грехи (особенно тех, кто обидел конкретно самого человека), мы нарушаем молитву "Отче наш" - "и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим". Почему на исповеди Бог через священника должен отпустить твои грехи, если ты со злорадством и злопамятством замечаешь грехи других?

В первую очередь нужно смотреть на себя - что заставляет нас осуждать и распускать слухи (оговаривать) других? Гордыня - смертный грех, обративший Ангела в дьявола. Зависть - сестра гордыни. Чувство собственного превосходства... Но превосходить других следует не грехами, а добродетелями.


Рецензии