Незаменима

Она сидит, вся согнувшись, передо мной:
Потухший взгляд (когда-то он был красивым),
Шикарные волосы заплетены косой,
А раньше волнами спадали – рыжей гривой.
Джинсы и свитер (а где же платья её?),
Старые полуизношенные ботинки.
Впрочем, и это ей тоже вполне идёт.
Тихо сидит, не проронив слезинки.
– Я – абсолютно заменяемый человек, –
Мне говорит она, тяжело вздыхая. –
– Не понимаю смысла прожитых лет,
Если во всём всегда меня заменяют.
На работе, как только ушла в декрет,
Место тут же другой такой же отдали.
Для друзей меня как будто бы вовсе нет –
В гости звать давно уже перестали,
Путешествуют они без меня теперь
(С дочкой мне одной не до дальних странствий).
Иногда мне кажется, из одних потерь
Весь мой путь теперь состоит в пространстве:
Бывший муж меня другой заменил
И родил почти такую же дочку.
Жалко,  что меня до смерти он не добил –
Не пришлось бы мучиться в одиночку.
– Заменил тебя – заменит с лёгкостью и её.
И его когда-то заменят тоже.
– Неужели бессмысленны семья и любовь?
Неужели вкус новизны дороже?
– Знаешь, незаменимых и вовсе нет.
Но живут же как-то другие с этим,
Не боятся вместе прожитых лет,
Значит, смыслы у жизни есть на свете.
– Ладно, давай представим, что ты права.
Незаменимых, может, и не бывает.
Что же мне самой мешает тогда
Всех заменить, кто сам меня заменяет?
Выключить в сердце их, как ненужный звук,
Переключить канал, заменить программу?
Я почему-то так запросто не могу.
Только забудусь – и снова на те же грабли.
– Время точки расставит, ведь справедлив
Этот мир, и всем за своё воздастся.
Жизнь потом  разберётся без нас, не жди,
Не пытайся в причуды Судьбы вмешаться.
– Дочь растёт, скоро стану ей не нужна.
Будут там свои надежды и планы.
Ей заменит меня её семья –
Дети, муж, – и станет ей не до мамы.
– Но ведь так устроена наша жизнь.
Все растут, взрослеют и ждут удачи.
Дочери ты свою любовь покажи,
Чтобы было что передать ей дальше.
Для неё пока что незаменим
Мамин мир, она без тебя не может.
Маму не подменить никем  другим,
В детстве нет человека её дороже.

Плачет… Плечи сложились, как два крыла,
Сломанные и потрёпанные, как сети.
Как бы жизнь ни кидала и ни вела,
Незаменимы наши родные дети.
Как же она не замечает того,
Что извечный смысл постоянно рядом?
Всё рыдает, ждёт до сих пор Его,
А для дочки она – мечта и награда.
Нет замены в детском сердечке, нет!
А работу, друзей – наживёт, как прежде.
Только бы не ломалась под гнётом лет,
Только бы не тонула в пустой надежде.

Попрощалась, задумалась и ушла.
Я как будто от зеркала оторвалась.
Может, меня заменит вскоре она
И к другим свою принесёт усталость.
Может, незаменимых и правда нет?
Кроме детей и пары-тройки родных и близких.
Тех, у кого на сердце оставим след,
В жизни перемещаясь от смысла к смыслу.

Господи, как же странно: толпа людей
Вроде бы на единой живёт планете.
Но в суете обычных бегущих дней
Мы порой друг друга и не заметим.
Не разглядим, погрузившись в свои дела,
Каждому боль своя сильней, чем чужая.
Вертится годом за годом, кружит Земля,
Люди друг друга ранят и забывают.
Было так до нас, будет после нас.
Судьбы все по сути ведь так похожи.
Только где-то в сиянии каждых глаз
Яркий свет, разожжённый любовью всё же.
Где-то там, за усталостью и тоской
В каждом живо сердце с его мечтами,
Полными и надеждой,  и красотой.
Смысл на самом деле всё время с нами.
Просто быть. Любить, не жалея сил.
И детей растить хорошими и живыми.
Ну а если вас кто-нибудь заменил,
На него вы больше не тратьте силы.
В жизни каждому есть и день, и час –
И разлуке, и новой прекрасной встрече.
Лишь бы свет любви не ушёл из глаз,
Лишь бы вовремя был он Судьбой замечен.
Лишь бы мир, и дети, и бьётся пульс.
Лишь бы не было ни врагов, ни долга.
Может, чуточку нужно передохнуть
И чуть-чуть повыть одиноким волком.
Лес услышать, зову свободы внять,
Когти отрастить – а вдруг пригодится?
Боль обид в душе навсегда унять,
А потом, как Феникс, переродиться.
Заменить всё то, что мешает жить,
От идей до старых пушистых шапок.
Кучу новых платьев себе купить,
Вылезти из домашних дырявых тапок.
Выйти в свет, оглянуться – а там весна.
Каждый год она заменяет зиму.
Улыбнуться: ты здесь, ты пока жива.
Ты для этого мира незаменима.


Рецензии