Охота на лис

               
               
               
               
                Часть первая


   Тоня вернулась домой ближе к девяти вечера. На двери увидела записку.  «Зайди ко мне. Рая». Тут же позвонила соседке.
    - Это я написала, - сказала Раиса. – Проходи, раздевайся,  буду кормить тебя вкусным ужином.
    - Ужинать не буду, а вот чай выпью с удовольствием.
    - Он уже у меня заварен и готов к употреблению, - улыбается соседушка.
    - У тебя тихо. Где твои?
    - Дима с Варей пошли к маме помочь хозяйничать. Анатолий  как всегда: - «В жизни раз бывает восемнадцать лет». Я решила убрать в кухне и приготовить обед на завтра.
     - А мне на работу позвонила тётушка. Просила купить мазь для больных суставов ног и зайти к ней посудачить о жизни и бытие. Я подогнала работу, отпросилась на час раньше и вот только сейчас иду домой.
    - Смешная у тебя тётка. Как только приходит к вам, приносит кучу красивых рассказов, поговорок, анекдотов.
    - Она и сегодня выдала мне один из них. Сейчас расскажу. У меня так красиво не получается, как у неё, но как могу, так передам. Одна женщина пошла к врачу и говорит удручённо: - «Доктор, у меня сильно болит левое колено. Даже припухло немного». Врач осмотрел ногу женщины, покачал головой и спрашивает: - «Сколько вам лет»? «Скоро девяносто», ответила невозмутимо больная. «Годы берут своё. От старости болит ваше колено» - немного  грустно ответил доктор. Женщина задумалась, а потом,  качнув головой в знак несогласия, улыбнулась: - «Если болит левое колено от старости, то почему не болит  правое, ему ведь тоже девяносто»?
     Ха! Ха! Ха! – смеются соседки.
    - Что ни день, у неё что-то новое появляется. Люблю её. И люблю ходить к ней в гости, - нежно притрагиваясь к вышитой салфетке, вздыхает Тоня.   
    - Память у неё хорошая. Однажды спросила, как себя чувствует. Она мне тут же ответила: - «Давление у меня всегда 120 на 80».
    - Юмора ей не занимать. Всю жизнь была такой. Ей так легче живётся.
    - Мой Анатоль говорил, что слышал прогноз на последующие дни. Зима нас закидала снегом, а  ещё обещает морозы.
    - Возвращаясь от тётки, я заметила на улице много молодёжи. Не очень холодно, вроде бы оттепель будет.
    - В прошлую ночь, когда начался снег с ветром, на балконе так выло, что мне даже неприятно стало. Почему-то вспомнилась моя старая соседка, с которой мы жили раньше до получения этой  квартиры. Она ко мне  по-приятельски относилась. В один зимний вечер я засиделась у неё, а она, мысленно погладив моё присутствие, пошла рассказами в воспоминания. Мне запомнилась повесть о путешествии одной семейной пары в зимнее время. Им необходимо было срочно наведаться в соседнее село к бабушке. Справившись с хозяйством, увидели,  что на улице луна и звёзды решили идти в ночь. Вышли за село, а там бело-серебристое поле, тишина и благодать. Дорога уезженная, мягкая, спокойная. Но идти зимой не то, что ходить летом.  Пройдя километра три, они вдруг услышали выстрелы. Остановились, переглянулись между собой, забеспокоились. Стреляли от леса, что тёмным пятном смотрелся от дороги, по которой они двигались. Возвращаться не хотелось, но идти дальше стало как-то страшно. Тогда муж предложил пойти правее напрямик полем,  спускаясь постепенно  в низину, чтобы обойти лес. Так и сделали. Немного устали, но путь продолжили. Когда вышли к пригорку, снова услышали выстрелы.
    - Охота на лис началась, - сказал муж и, оглянувшись, почему-то зашептал. – Не дай Бог, чтобы они нас приняли за животных.
    - Как так? – спросила жена.
    - Всякое бывает. Издали мы им кажемся не людьми, а ….
     Через минут пять показалось первые сельские дома. Заторопились, заспешили,  пытаясь отыскать тропинку, предполагая,  что она должна тут быть. Но никаких следов людей в этом месте не нашли. В это время к ним снова донеслись звуки выстрелов, которые, как им показалось,  уже были ближе.
    - Давай спешить к жилью, а не то… - взмолилась женщина.
    - Снимай пальто и дай его мне. А сама беги, сколько есть силы, я успею за тобой, - вдруг дрогнувшим голосом предложил муж.
     Сколько они так бежали - не помнили. Когда звуки выстрелов прогремели недалеко,  мужчина бросил одежду и сумку поднял руки и побежал в сторону выстрелов с криком:
     - Не среляйте-е-е! Это люди! Не стреляйте-е-е!
       Женщина упала без сознания от страха и усталости, а пришла в себя уже на руках супруга. Когда он донёс её до первой хаты, она открыла глаза,  спросила: - «Ты жив?» В доме, куда он постучал, сняв платок с головы жены, заметил, у супруги все виски побели.
     Раиса помолчала, подлила чай гостье и себе, вздохнув, сказала:
     - Боюсь я зимы, особенно когда собираюсь куда-нибудь ехать. Однажды нас с Димой она заставила поволноваться. Ехали автобусом в Могилёв, а в дороге началась вьюга. Пришлось копать снег и выгребать транспорт, который занесло в кювет. Лучше всего сидеть дома и пить чай с соседкой.
    - Ко мне сегодня пришла какая-то грусть. Думала, что это от уезда Коли. Привыкла, что в доме всегда муж, и вдруг …его нет. Знаю, это временное явление, но … - хрустя сухариком, говорит Антонина.
    - Он уже доехал до места?
    - Доехал. Документы на продажу тёткиной квартиры готовы. Перевезём её сюда. Купим ей хозяйство с огородом и сараем, иначе она не согласна. Привыкла жить в пригороде. Прибавится нам заботы, но это приятная новость – тётушка вырастила моего Николая, значит, это его вторая маменька. Ему было семь,  как не стало родной матери.
    На балконе что-то глухо и зло застучало, вытянуло вроде бы: - Жуть! И …задрожало.  Рая открыла балконную дверь, выглянула, сказала, вытряхивая снег с волос:
    - Коробка поругалась с ведром и стулом. Ветерок не очень мягкий. Холодно, - переставляя на плите чайник и повернув голову к гостье, спросила: - Сказала мне Верочка, что у твоих родственников снова неприятности. Неужели это правда?
    - У каких родственников и что именно?
    - Раевских. Может быть, это и неправда, но якобы их Володя снова сбежал куда-то.
    - Я ничего об этом не знаю. Когда сказала?
    - Сегодня вечером, когда шла с работы.
    - Можно, я позвоню с твоего телефона?
    - Звони.
    - Алло! Кто это? – спешно заговорила Антонина. – Анна дома? Нет её? А Миша? Тоже нет? С кем я говорю?  С соседкой? А где они? Что вы говорите? Как ушёл? Когда? Утром? Его ищут все и милиция тоже? Ужас один. Я только сейчас узнала. Мне звонили? Я была у тётушки после работы.
    Тоня положила трубку и побледневшими губами еле вымолвила:
    - Вовка  вновь сбежал.
    - Неужели? Как это произошло?
    - Ничего не знаю. Это он творит не первый раз.
    - Ты мне рассказывала, но тогда была весна, а тут зима.
    - Удивлению нет конца. Впервые он попробовал уйти из дома в шесть лет. Его поймали в двух километрах за городом. Когда его спросили, куда он идёт, сказал якобы решил попутешествовать. Второй раз это повторилось прошлой весной. Бежал в сторону железной дороги, признался, что хотел уехать в Москву.
    - Подожди, в Москве живёт старшая дочь твоей Анны. Может быть, он ехал к ней?
    -Всё он придумал. Ни к какой сестричке он не стремился. Ему нужно почему-то оторваться от родителей.
    - Но ведь они прекрасные образованные люди. Вова как вареник в масле купается. Что ему нужно ещё?
    - И не говори. Я никому не рассказывала. Чего они только не делают для него, а он нет да нет заговаривает о том, как прекрасно жить вольной волей: куда хочу, туда и иду, что хочу, то и делаю. Родился он у них поздно. Разница с Даной большая. Но если хорошо подумать, сын для них - это их будущее. Дочь замуж вышла за преуспевающего мужчину. Володе они внушают, что по окончанию школы он может поехать учиться куда захочет. Он красиво рисует. Это передалось от Анны. Можно поступить в художественный или архитектурный институт, или на крайней случай в училище. Он только хохочет на их прогнозы. 
    - А что именно он имеет в виду - уйти из дома?
    - Не знаю. Часто думаю и спрашиваю сама себя, что двигает сознанием людей,  которые  уходят от родных порогов неизвестно куда. Володе уже скоро двенадцать. Он не маленький ребёнок, которого наказали родители за провинность. Большой мальчик с приятными манерами, воспитанный, грамотный, со здравым понятием жизни  и … вдруг какой-то перелом в сознании, бросает всё и …бежит в мир неизвестности. Меня всегда интересует, как он увидит свое будущее потом, когда за ним закроется дверь отчего дома, а он останется наедине с огромным миром незнакомых ему людей? 
     - В прошлом году ты говорила, что он вроде обиделся на отца, что тот не разрешил ему рыть яму в саду для мусора.
    - Правда. Но поверь мне, это была придуманная им причина уйти от них. Каждый год они роют яму в углу сада, сбрасывая туда ненужные отходы,  которые долго перегнивают. Вдруг Володе захотелось самому её вырыть. Отец запретил, а когда вернулся с работы, сына не застал дома. Анна в тот день была в селе у своей сестры. Володя взял только продукты питания и немного денег. Михаил понял, что Вовка убежал подальше от города и об этом сразу же заявил милиции. Искали по дорогам, автобусам, автостанциям. Один человек из правоохранительных органов предложил запросить ближние местечки, где есть железная дорога. Так и случилось. Его обнаружили в Могилёве. Он пытался купить билет до Киева.
    - Кто его оттуда привёз?
    - Я.
    - Ты?
    - Да.
    - А почему ты?
    - Потому что я его крёстная, родственница и …подруга, так он меня иногда величает.
    - О чём вы начали разговор, когда встретились в Могилёве?
    - О том, что на улице хорошая погода.
    - Удивительно. Ты спросила его, почему он так делает?
    - Нет.Во время езды мы говорили о многом, только не о том, что произошло. Нельзя сразу давить на психику. Он совсем ребёнок, хотя ростом похож на тринадцатилетнего.
    - Как он вёл себя, увидев тебя?
    - Обрадовался. Я еле сдержалась, чтобы не заплакать.
    - А он?
    - Обнял меня, сказал как-то совсем по-взрослому: - «Я всё равно буду путешествовать по миру».
    - Я обошла этот разговор тем, что пригласила его к машине, на которой  приехала. Усевшись, он спросил: - «Хочешь украинский пирожок с картошкой?» Я согласилась. Мы ели пироги и …говорили о природе, какая она красивая. И действительно тот день к вечеру был очарователен. Малиновый закат на полнеба, и какие-то тихие серебристые полосы над дальним селом ввели нас в размышления и разговор двух родственных душ.
    - Может быть, он романтик, и ему её не хватает в родителях? – спросила Рая.
    - Нет. Он не романтик. Говорят врачи, что у некоторых людей вроде бы «просыпается» в сознании что-то от древнего человеческого рода, когда люди уходили от своего племени куда-то и жили самостоятельно. В данное время трудно определить понятие Володи, что способствует и движет им в таких случаях.
    - Жалко мне Анну и Мишу. И не только их, мне жалко и Володю и всех вас родственников. Это горе большое, когда живёшь как «на пороховой бочке», не ведая,  когда может произойти взрыв, - говорит Рая, закрывая занавеску на окне.
    - Вспомнился мне ещё один день весны прошлого года. Я пришла к Аннушке, чтобы она покроила мне сарафан. Встретил меня Вовка и …сразу же повёл разговор о том, как мы с ним ехали с Могилёва и вели душевные беседы. Я была удивлена его размышлениям. Только в его разговоре улавливала радость, что когда-нибудь его мечта сбудется – он уйдёт в мир людей один без посторонней помощи. Мне стало страшно.
    - Ты об этом рассказала Анне?
    - Не в тот день, позже. Она плакала долго и горько. А в нынешнюю осень призналась,  ей снился плохой сон, якобы Володя поднялся на какую-то высоту и …приподнявшись во весь рост, махнул ей рукой,  улетая в широкое пространство неба.
    - Я не очень доверяю снам, хотя они являются вестниками человеческой жизни. Что значит сон, никто не знает. Учёные, как говорит моя мама,  «с ног сбились» искать ответ на вопрос, что же такое сновидение».
    Во дворе кто-то громко крикнул. То ли позвал кого-то, то ли завопил от страха. Раиса  вышла на балкон, вслушиваясь в разговоры, а вернувшись в кухню, сказала:
    - Жанна выясняет отношения с мужем. Схватила его в охапку, потащила в дом. Небо звёздное, светлое. С востока идут тучки. Небольшие, но снежные, те, которые вяжут зиме перчатки.
     - Красиво сказала, что тучки перчатки вяжут зиме. Люблю, когда люди говорят романтично и светло. Я тоже немного романтик, поэтому, наверно, мне легче вести сердечные разговоры с Володей. Да, кстати, можно ещё позвонить?
    - Пожалуйста. Даже очень нужно.
    - Это Аня? - услышала Рая вопрос Антонины. - Расскажи, что стряслось?  Мне об этом стало известно случайно от соседки. Вы его не нашли?  А кто его видел утром или немного позже? Дядька Мирон? Сказал, что говорил с ним, когда он шёл в сторону Верхней улицы? Вы подключили милицию? Никаких следов пока не найдено? Что он взял из дома? Деньги и продукты? Всё повторяется как было в прошлый раз. Почему-то мне думается, он сейчас спланировал другой путь ухода. Завтра утром я к вам приеду. Попробуем поискать его у знакомых ребят в пригороде. Есть у него один товарищ, похожий на него. Вы уже там были? Жаль. Днём легче ориентироваться в подобных случаях. Не плачь. Слезами горю не поможешь. Попробуй заснуть и немного отдохнуть.
    Антонина ещё о чём-то говорила с Анной, а Рая, выглянув в окно, вроде бы вздрогнула, подумав, как, наверно, страшно сейчас одному человеку на поле в белой мгле зимы. Почему именно она подумала о поле, не знала, но …мысль вбежала и её уже не вытереть.
    Тоня вновь присела за стол, посмотрела на Раю как-то очень грустно, заговорила тихо:
    - Просила Анну отдохнуть, а сама думаю, что не усну в эту ночь. Какая-то она сегодня грозная и неприветливая, вроде предвестница чего-то страшного.
    - Не накручивай себя, - ласково попросила Раиса. – Придёт день, придут хорошие новости. Не хочу думать, что Вовка мог уйти куда-то далеко. Если ему нужно добраться до большого города, он должен двигаться дорогами. А в дорогах его увидят люди. Идти пешим нет смысла, значит, он попытается остановить транспорт. Кто-нибудь да и заметит.
    - У меня не идёт из головы, что он задумал на сей раз. Из нашего городка есть одна возможность взять направление в сторону ближнего большого города с железной дорогой. Значит, он пойдёт сёлами, обходя трассы.
    - Утро вечера мудренее, - ответила Рая, и, подлив чай в чашку Тони, вздохнув,  снова почему-то подумала: - «Как  сейчас страшно в поле».

   
                Часть вторая

    Селом  Кружалица вот уже который день бродят разговоры о лисице или лисе, или о группе их, которые начали наведываться в курятники и воровать кур. Сначала утащили три курицы у тётки Мотри. Потом дед Василий не досчитался двух. А когда у крепкого хозяина Ивана Игнатовича ночью пропало целых пять, он забил тревогу. Главное в том, что лис ворует куры там, где нет собаки в хозяйстве. Выбирает дом ближе к лесу – где скорее всего обитает. Некоторые мужики стали следить за ним, но …тщетно – лис-вор тогда не появлялся. Так шли дни и постепенно люди перестали говорить об этом. Но когда зима надула щёки снегом, а потом выпустила его на землю - как раз там, где находится село Кружалица - лис пришёл вновь за добычей. Скорее голодно ему стало зимней порой, и он, рискуя шкурой, стал тихо запускать лапу в петушиный дом.
    Утро вошло в село высокой зимней погодой, в которой угадывалось прекрасное настроение. Но испортила людям настроение новость – в ночь в двух домах пропали куры. Самое главное то, что никто не слышал ни лая собак, ни крик самих курей, только небольшой лаз зиял тёмной дыркой, в которую пролазил зверь.
     К председателю сельского Совета Сергею Михайловичу пришла немолодая женщина, бывшая звеньевая Алевтина Петровна, и пожаловалась, что село будоражат повадки хитрого лиса, который находит себе пропитание в их хозяйских курочках.
    - У нас охотники есть? – спросила женщина.
    - Есть. Три человека.
    - Необходимо дать им задание выследить зверя - и или убить, или же напугать так, что б неповадно ему было.
    Председатель согласился и вызвал к себе старшего в охотничьем звене Кондратия Петровича.
    - Разберитесь с лисицей - или лисом, - не знаю, кто там из них занимается воровством.
    - Мы уже говорили с товарищами об этом. При первом удобном случае выйдем на охоту. Нам нужна тихая и светлая ночь. Самое главное, что мы знаем, откуда он идёт.
    - С леса? – спросил Сергей.
    - От него. Но не со стороны ложбины, а с пригорка, где находится скирда соломы. Фёдор говорил, что следы обнаружил именно в тех местах.
    - Тогда решайте сами, как вам быть.
    Кондрат Петрович сразу же после разговора с председателем пошёл к Фёдору и рассказал,  что есть предложение руководства села выйти на охоту на лиса.
    - Тогда в эту ночь и пойдём, - согласился мужик и, угостив товарища семечками, добавил:  - Надо выйти из дома не поздно вечером. Ночи сейчас светлые, звёздные, высокие. Видно будет далеко. А ещё снег сам уложился, хорошо идти.
    - Трофима не станем звать, он заболел, - сообщил Кондрат и, всмотревшись в даль улицы,  хмыкнул: - Встретимся на перекрёстке Кривой тропы в двадцать один час. 
    Друзья разошлись.День, не прибавляя и не уменьшая ход, двигался к послеобеденному часу. Зимние дни короткие и тихие, особенно это видно в селе. С крайнего дома, что прижался к большому саду,  вышла женщина, не оглядываясь, поспешила к магазинчику. Купив там что-то, быстро заспешила, назад,  когда вдруг увидела недалеко от своего сарая человека. Подумала, что пришёл сын, но, как оказалось,  мимо её хозяйства прошёл какой-то незнакомый  паренёк  и тут же повернул в сторону дома Красовских.
    Когда вечерняя красно-желтая накипь солнечных лучей грозно озарила небо, люди стали останавливаться и смотреть в западную часть простора, переговариваясь, что это явление или к буре, или к какому-то несчастью.
    Тётка Мария, прибирая во дворе, говорит мужу:
    - Георгий, посмотри на небо. Что с ним? Оно вроде закипело огнём.
    - К морозу, наверное, - ответил мужик: - Такого я не видел никогда.
    …Первые огни в окнах сельских домов появились, когда вечер стал накрывать  все углы темнотой. Скрипели двери в сараях, домах, в амбарах. Где-то запела верёвка колодца, зазвенело ведро, кто-то спешно понёс воду в дом. Через час все сельские звуки стали утихать, рассеиваться, мельчать. Пахло жареной картошкой с луком, сладким настоем чабреца, подгорелой головешкой и ещё чем-то очень домашним, сельским, привычным.
    Шатровое небо высыпало звёзды разной величины и разного освещения. С востока медленно двигалась небольшая тучка. Вот она уже в половине своего пути к селу, что задвинуло засовы на жилых помещениях,  приготовилось к встрече ночи. Спустившись ниже,  тучка вдруг вроде бы замерла: то ли что-то увидела с высоты, то ли ей показалось, и, немного сжавшись,  замерла – через белое задремавшее снежное поле шёл человек. Ей стало интересно, куда это он направляется. Но человек вдруг развернулся и побежал назад. Когда он скрылся в саду, тучка махнула рукой и поплыла далее. Тишина и покой вновь воцарились вокруг.

                Часть третья

    …- Кондрат, ты ли это? – спросил Фёдор стоявшего у забора крайнего от поля дома.
    - Я. Кто ещё может быть? Молодой Вечер уступает место Старому. В это время некоторые селяне уже спать ложатся,  а нам выпала очередь защитить их от посягательств лиса.
    - Я совсем отучился охотиться, - заговорил Фёдор. – Вышел с кухни, взял сумку,  а ружьё забыл. Пришлось возвращаться.
    - Говорят, что не повезёт.
    - Не верю в приметы. 
    - А я верю. Испытал на себе.
    - Так куда мы пойдём? – подкашлянул Фёдор. – Давай сначала к меже между лесом и взгорьем. Мимо скирды в направлении старого сада. В его зарослях кое-кто видел в прошлом году лис.
    - Можно и так. Придётся идти по неутоптанному снегу. К скирде мало ездят сейчас. Не длинная дорога, но …
    - Воздух прекрасен. Мы живём в селе - и то иногда ощущаем приливы гари и копоти от городов. Особенно, когда небо несёт смог. Тучи вбирают в себя грязные отходы от производств, - говорит Фёдор,  поправляя лямки на рюкзаке.
    - Дочь рассказала, что некоторые люди природу уже берегли тогда, когда наших с тобой дедов не было на свете.
    - Это приблизительно когда было? – удивился Фёдор.
    - При Чингисхане. Когда его войско дошло до Байкала, он запретил своим потным и грязным монголам купаться в озере. Вода там всегда была на вес золота.
    - Неужели?
    - В документах найдены такие записи.
    -Выходит, что нам нужно учиться беречь природу, внимательно прислушиваясь к завещанию старшего поколения?
    - Выходит, так. Нет в мире ничего красивее ПРИРОДЫ. Как бы человек ни пытался сотворить красоту, он никогда  не достигнет того, что сотворит она. Под именем Природа я имею в виду БОГА.
    - Моя внучка пишет стихи. Ещё не очень совершенные, но уже прекрасные. У неё хорошо получается в передаче природных явлений. Восход и уход солнца за горизонт, состояние дождя, ночи, вечера. Ярко и кратко описывает времена года. Я с удовольствием их читаю. Готовится в университет. Через три года окончит школу,  поедет в столицу  и …придётся мне читать её стихи в письмах.
    - Это от кого у неё такая поэтическая кровь передалась? – черпая снег рукой,  спрашивает Кондратий.
    - От жены. Она у меня библиотекарь. Книг в доме море! Я и сам причастился к чтению. Правда, сейчас читаю меньше, телевизор вытесняет книгу.
    - А мне бы не хотелось, чтобы что-то вытеснило живые буквы. То, что напечатано - для меня вроде живое слово. А по телику передали,  и … унеслось оно во Всемирные дали.
    - А из чего состоят передачи, не из написанного?
    - Оно вроде бы и так. Идёт время другого сложного бытия. Что ни день – что-то меняется в мире и в сознании человечества, - как-то грустно говорит Кондратий.
    - Я тоже так иногда думаю.
    - Посмотри внимательно в сторону. Что ты видишь на снегу?
    - Вроде бы кто-то бежал. Следы человеческие. Они направлены к селу, - присев на корточки, говорит Фёдор.
    - Нам нужно обойти скирду правее. Так легче будет добраться к лесу или саду. Давно хочу предложить председателю выкорчевать старые садовые деревья и посадить дубовый лес, привязав его к нынешнему лесному массиву. Польза будет большая. Первое - лес даст людям дрова, во-вторых – это строительный материал, который будет использован для изготовления всевозможных предметов, а в третьих - в дикой природе желуди сгодятся как пища для кабанов и некоторых других животных. В наших лесах водятся барсуки, кабанчики, козочки.
    - И лисы, - хохотнул Фёдор.
    - Угадай, что мне хочется сейчас? – спросил немного уныло Кондрат.
    - Спать, - снова хохотнул мужик.
    - Отдыхать. Ты угадал.
    - Если бы ты знал,  как мне не хотелось сегодня идти на охоту, придумал бы отговорку. Но … раз председатель попросил, значит, мы должны пойти.
    - Где же его искать?
    - Кого?
    - Лиса.
    Через четыре шага Кондрат остановился.
    - А вот и лисьи шажочки! – заговорил тихо, оглядываясь вокруг.
    - Шаги есть, но они старые. Он тут бродил вчера. До скирды ходит плут. Там мыши водятся.
    - Мне почему-то хочется пройтись к лесу. Николай Павлович говорил, что лис шёл именно оттуда.
    - Ладно. Сначала пройдёмся здесь. Услышит наши разговоры и, может, затаился. Нет зверя хитрее, чем лис.
    Мужчины притихли, направились к скирде. Под ногами хрустел снежок, вроде бы сопротивлялся прикосновению человеческой обуви. Тишина и таинственность правили здесь при деянии старого вечера. Небесный купол настороженно смотрел на людей, которые стали приближаться к скирде. Вот они остановились, вынули ружья, взяли их на перевес плеч, приостановились, прислушиваясь.
    - Вроде бы кто-то здесь есть, - прошептал Кондрат.
    - И мне так показалось.
    - Давай попробуем рвать солому, этим мы напугаем зверя.
    Фёдор ударил ружьём по стене скирды, вызвав грустный звук шелестящего уныния.
    Откуда-то из глубины то ли земли, то ли воздуха к ним долетели непонятные отголоски тоски или стенания, отчего вдруг по коже Кондрата пробежалась изморозь. Присев на солому, что брошенным пучком  валялась рядом,  он стал тихо успокаиваться.
    - Ноги у меня замёрзли и руки тоже, - зашептал Фёдор. – Попробую отогреть, а то затвор не найду мёрзлыми пальцами.
    - А я уже порядком устал. Что-то не хочется мне сегодня здесь быть.
    - Тише, - сказал еле слышно Фёдор и резко прыгнул в сторону. – Я увидел его на скирде. Сейчас попробую туда выстрелить.
    Кондратий тоже встал рядом с товарищем, но ничего подозрительного не ощутил, опустил ружьё.
    - А, попался! – закричал вдруг Фёдор и выстрелил.
    Длинное, острое как бритва эхо, прорезая воздух, понеслось в глубину небосвода,  медленно затихая,  оставляя после себя уныние и тупую боль, обрывая  чью-то земную жизнь.
    - Что это было? – глухо спросил Кондрат. – Я услышал то ли стон,  то ли плач.
    - Ко мне тоже долетели какие-то рваные слова.
    - Давай посмотрим на лиса, которого ты или ранил или убил.
    Через две минуты мужчины уже были на скирде. Стали шарить руками, пока Фёдор, тяжело заикаясь, не простонал:
    - Я …застрелил не лиса … а ребёнка.
    Высокие рыдания и несоизмеримая боль заполонили белое поле, звёздное небо и космические дали. Кондрат кинулся к товарищу, увидел как тот, закрыв лицо руками, плакал, качаясь всем телом.

                Часть четвёртая

    Долгая зимняя тревожная и таинственно-печальная ночь вошла в село Кружалицу новостью для его жителей, что в поле на скирде два охотника села, выслеживая лиса, случайно застрелили чужого незнакомого никому паренька. Кто он и что он там делал,  никто из селян не знал.
    - Рассказывайте,  как всё случилось? – спрашивает председатель сельского Совета Сергей притихших, дрожащих, грустных и растерянных Фёдора и Кондратия.
    - Я … я …- начал невнятный разговор Фёдор. – Когда мы подошли к скирде, там наверху что-то зашевелилось. Вскинул ружьё и …
    - Кондратий, расскажите более подробно, - попросил председатель.
    - Следы зверя были недалеко от скирды. Подумали, что зверь там охотится на мышей. Далее было всё, как рассказал Федя, - понурив голову и держась за левую сторону груди, еле выдал из себя мужчина.
    - Всё понятно, - встал со стула Сергей Михайлович.
    - Нужно срочно доставить тело парня в село, - снова присел на стул председатель. – Кто из вас поедет?
    - Мы оба, - тихо сказал Фёдор. – Так мы решили, когда шли назад.
    - Значит, я буду третий. Ждите здесь …- не договорил, вышел с комнаты.

                Часть пятая
               
    Во двор Раевских рассвет вошёл пасмурный, сердитый, нахмуренный. Михаил не спал, он сидел возле окна, всматриваясь в сизую даль, не переставал думать о горе, которое посетило его семью. Вдруг тишину прервал телефонный звонок. Голос в трубке был незнакомый.
    - Меня зовут Пётр Васильевич. Я младший лейтенант милиции. Срочно зайдите к нам.
    - Буду через десять минут.
    - Кто звонил? – тут же спросила жена.
    - Приглашают прийти в милицию.
    - Пойдём вместе.
    - Нет. Ты будь дома. Я позвоню.
    Михаил вышел из дома быстро направился к улице, которая ведёт в центр городка. Мысли путались, менялись, кружили в разные стороны. Из-за них тормозились шаги. Качнул головой, оглянулся левее к восходу солнца,  увидел: серо-тёмные тучи - густые и мокрые плывущие к северу, напоминая ему летнее время перед грозой. Ему вдруг показалось, что вот-вот появиться молния и ударит гром. Когда он учился в школе,  учитель физики рассказывал, почему молнии и громы не бывают зимой. Но позже в каком-то журнале он прочитал, что иногда природное явление – гроза - может повториться и в зимнее время. Мысли вновь перескочили на высокую печаль, что  посетила их дом. А вот и лестница, ведущая в помещение милиции. Дверь открыл легко, бесшумно, спокойно.
    - Доброе утро! – сказал, пытаясь говорить без дрожи в голосе.
    - И вам тоже, - ответил молодой мужчина в форменном кителе. Вы Михаил Иванович? Садитесь. С вами поговорит сейчас капитан милиции.
    В комнату зашёл давно знакомый Михаилу мужчина и, подав руку, сказал,  подбирая слова, которые вроде путались и не могли склеить предложение.
    - Может быть, это ещё неправда, но, кажется, ваш сын найден. Постарайтесь меня понять. Ночью звонили с села Кружалицы. Там случайно при охоте на лис был убит неизвестный никому юнлоша. В его рюкзаке найден блокнот с фамилией Раевский Владимир Михайлович и адрес вашего дома.
    Голова у Михаила вдруг вроде бы оторвалась от тела и покатилась,  куда-то унося крик, что рвался  с глубины сознания.. Очнулся от притворного запаха чего-то летучего, горьковатого.
 
                Часть шестая

    …Ближе к обеду тело Володи привезли в его родной городок к зданию больницы. Из машины, в которой его привезли, вышел Фёдор. Он аккуратно взял на руки умершего парня и, потупив взгляд. понёс его в здание, которое ему указал мужчина в белом халате. Выйдя оттуда, упал на колени перед группой людей, которых не пускали ринуться за умершим три милиционера и, протянув к ним руки, попросил прощения у родных и близких невинно им убиенного сына и родного человека.
    Небо над городком вдруг вроде бы взялось крестом. Углы его осветились серебристыми лучами, а в средине образовался круг цветного ореола, который отдавал сиренево-бежевыми лучиками. Вскоре с тучи, которая появилась над кресто-подобным отсветом, выскочила еле заметная золотисто-белая стрелочка и, сделав тихо круг, ринулась в синюю даль. Люди не могли понять, что это было за явление, и только одна пожилая женщина, перекрестилась,  сказала, всматриваясь в Бесконечность: 
    - Царство небесное покойнику! Он искал на земле что-то своё, но не нашёл. Найдёт он его на Небе. 




               


Рецензии