Генрик Сенкевич. Украина. Польша. Россия. 2016

     В Риме, на Старой Аппиевой дороге, стоит церковь «Quo Vadis». По преданию, на этом месте апостол Пётр, покидающий Рим, в душевном терзании и сомнении о правде в спасении от гонений, встретил Христа… Этот эпизод описан в романе Сенкевича. В церкви имеется бюст Сенкевича, поставленный польскими эмигрантами.
    Это урок – напоминание нам об ответственности каждого перед судьбой своего отечества; урок – напоминание обреченным жить и писать историю Вместе, не переписывая и не осуждая, с чистого листа.
    Мы Им призваны вернуться, найти в себе силу веры и мужества прошедших поколений - посмотреть в глаза друг друга.

        Хенрик Адам Александер Пиус Сенкевич родился 5 мая 1846 г. в имении  на Подляшье, Царство Польское, Российская империя. Семья Сенкевичей принадлежала к древнему, но обедневшему патриархальному литовскому шляхетскому роду, связанному кровными узами с польскими магнатами. Отец писателя происходил из татар, поселившихся на территории Великого княжества Литовского во время правления Витовта, т. н. «липков». Только в XVIII веке они перешли из ислама в католичество. Мать была из белорусской шляхетской семьи. Окончил гимназию в Варшаве и в 1866 - 1870 году учился на медицинском и историко-филологическом факультетах в Главной школе (с 1869 года - Варшавский университет). В печати дебютировал студентом в журнале «Еженедельное обозрение», 1869. С 1873 года - постоянный фельетонист «Газеты польской». С 1874 года заведовал литературным отделом еженедельника «Нива», позднее с 1882 года - редактор консервативной газеты «Слово».    
    В 1876-1879 годах Генрик Сенкевич странствовал по городам Европы (Англия, Франция, Италия) и США. Это путешествие существенно повлияло на писателя, поспособствовав формированию мировоззренческой идейно ценностной парадигмы его творчества. Скептическое отношение к цивилизации, основанной на власти денег, антипрогрессивный пессимизм Сенкевича совмещается с возвеличиванием польского патриотизма как высшей ценности.
    В своих "Письмах из странствий" (1876-1878 гг.) Генрик Сенкевич в целом одобрительно относится к деловитости и духу предпринимательской инициативы американцев, однако, в то же время за внешней стороной американского процветания, он сумел разглядеть социальные противоречия, бедность и страдания трудящихся, осудить с позиции настоящего писателя-гуманиста уничтожение американскими колонизаторами индейского населения. Американские впечатления нашли отражение в его рассказах "Орсо", "Сахем", "За хлебом".
    В 80-е годы Генрик Сенкевич обращается к исторической тематике. Интерес писателя к прошлому родины не был случайным. Усиление русификации в Королевстве Польском в эти годы, национальное притеснение поляков - побуждали Сенкевича обратиться к героической странице истории польского народа, вдохновить соотечественников на продолжение борьбы за национальное освобождение. Однако главной движущей силой национальной истории писатель считал шляхту, отводя народным массам второстепенную роль. Это существенно ограничивало его понимание событий прошлого и видение исторической перспективы.
    Показательным в этом отношении является роман "Огнем и мечом" (1884), который стал первой частью исторической трилогии, к которой позже вошли романы "Потоп" (1886) и "Пан Володыевский" (1888). В этом произведении четко сказывается тенденциозная позиция автора относительно национально-освободительной войны украинского народа, возглавляемой Богданом Хмельницким. Вся симпатия Сенкевича на боку польской шляхты, рыцарская добродетель которой в романе крайне преувеличивается и идеализируется. Передовые представители национальной польской культуры, в частности Болеслав Прус, подвергли роман "Огнем и мечом" острой критике за отсутствие в нем исторической правды и за идеализацию шляхты.
    Больший исторический реализм присущий роману "Потоп", в котором идет речь о борьбе польского народа против шведского нашествия в середине XVII века. В романе "Потоп" получают литературно-художественное осмысление глубинные причины последующего упадка польского государства - феодальная анархия, предательская политика магнатов, своеволие, и эгоизм шляхты. Однако в этом романе, как и в первой части трилогии, оказалась ограниченность и противоречивость взглядов Сенкевича относительно истории Польши.
    Высокий художественный уровень произведения, искусно написаны захватывающие приключения, яркие образы трилогии, в частности роман "Потоп", способствовали успеху писателя. Невзирая на склонность к идеализации шляхты, Сенкевич смог отразить в персонажах своих произведений как позитивную, так и негативную, черту шляхтичей.
    Историческим романом, который принес писателю самый большой успех, - Нобелевскую премию по литературе (1905), стала книга «Камо грядеши» («Quo vadis»), публиковавшаяся в «Газете польской» в 1895-1896 гг. Сенкевич представил в ней Рим при императоре Нероне со всей роскошью, сибаритством и высокой интеллектуальной культурой. В этом языческом мире в тайне рождается новый христианский мир.
    О том, как возник замысел романа, писатель позднее рассказывал так: «Это было следствие разных причин. У меня была многолетняя привычка перед сном перечитывать древних римских историков. Я делал это не только из любви к истории, которой всегда весьма интересовался; но также из-за латыни, которую я не хотел забывать. Эта привычка позволяла мне без труда читать латинских поэтов и прозаиков и вместе с тем будила все более горячую любовь к древнему миру».
    Писатель, верный своим консервативным взглядам, задумал «истинно христианскую эпопею» и полагал, что она станет произведением более важным, чем все им до сих пор написанное. Роман был переведен на более 40 языков, по его мотивам была создана опера (Жан Нуже, 1909 год), Феликс Нововейский написал ораторию, Ян Стыка – картину. Было сделано также несколько экранизаций.
    Основной формой осмысления действительности стал для Сенкевича исторический роман. При этом к каким бы сюжетам из прошлого ни обращался художник, в них легко прочитывались приметы современности, аналогии с настоящим, угадывался страстный патриотический призыв. Именно с трилогией исследователи связывают проблему рецепции произведений Сенкевича, до сих пор не решенную окончательно: уступающая многим другим книгам писателя в плане историзма и реалистичности, она воспринимается читателями как его наивысшее достижение. Показательно в этом смысле высказывание польского писателя В. Гомбровича: "Могучий гений! - и никогда, пожалуй, не было такого перворазрядно-второстепенного писателя. Это Гомер второй категории, это Дюма-отец первого класса. Ей-ей, трудно найти в истории литературы другой пример подобного очарования народа, более магического действия на воображение масс... Если бы история литературы приняла в качестве критерия влияние искусства на людей, Сенкевич (этот демон, эта катастрофа нашего разума, этот вредитель) должен был бы занять в ней в пять раз большее место, чем Мицкевич".
    Динамизм действия и пластичность в изображении характеров, эмоциональность повествования и поразительная композиционная стройность, присущие "малой прозе" Сенкевича, обнаружились и в его романах о современности, наибольший интерес из которых представляет роман "Без догмата" (1890), натканный в форме дневника героя. Мотивированно и психологически убедительно рисует художник тип так называемого "лишнего человека". Автор был озабочен тем, чтобы читатель уяснил детерминированность героя пошлостью и бездуховностью общества и извлек урок из этой истории нравственного растления. "Роман, - подчеркивал Сенкевич, - должен быть и будет предостережением - к чему приводит жизнь без догмата ум критический, утонченный, лишенный простоты и ни на что не опирающийся".
    Восторженно отзывались о романе "Без догмата" Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А.М. Горький.
    Генрик Сенкевич был принят в члены-корреспонденты Императорской Санкт-Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности с декабря 1896 года и почётным академиком в ноябре 1914 года. 
    С началом Первой мировой войны, когда Облегорек, где Сенкевич в основном жил, заняли австрийцы, он переехал в Вену, а затем в Швейцарию. Сенкевич активно участвовал в работе Комитета помощи жертвам войны в Польше. В дальнейшем здоровье его резко ухудшилось, и 15 ноября 1916 года Сенкевича не стало.
    100 лет, как не стало великого художника слова и человеческой души.
                ***
     «Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.»
                (Мф. 16:18-19)


Рецензии