Конная гвардия Кубани ч. 3
Она была включена в состав 17-го КК и в конце июля 1942 г. впервые вступила в бой с противником на левом берегу р. Кагальник в районе Новобатайска. Несмотря на то, что весной и летом 1942 г. численность кавсоединений стала сокращаться в связи с большой уязвимостью кавалерии от ударов вражеской авиации, а также трудностями пополнения её конским составом, Дон и Сев. Кавказ по-прежнему оставались колыбелью красной конницы. Казачество составляло основную массу пополнения действующих КК. Писатель П. Павленко, в годы войны корреспондент газеты «Красная Звезда», писал об этих днях на Кубани: «В колхозных кузницах суета: куют подковы и колёсные ободья, закаливают клинки. Сейчас на Кубани самый дефицитный материал – сталь. Она нужна и для ремонта сельскохозяйственной техники, нужна она и на клинки казакам-добровольцам. Где только нет их? Они покрыли себя славой в гв. корпусе ген. Л.М. Доватора. Они беззаветно сражались в гв. корпусе ген. Белова. Они гнали немцев из-под Москвы, из Ростовской обл., гонят из Крыма». Шорники делали сёдла, сбруи, нашлись даже умельцы по изготовлению тачанок. Вначале 1942 г. работники завода «Пожарпром» в Краснодаре предложили использовать для изготовления клинков, шашек буферные пружины ж/д вагонов (ничем не уступавшие дореволюционным), а специалисты завода им. Седина подобрали необходимый режим термообработки. На ножны и эфесы использовался чугун вместо бронзы; поскольку не было возможности отковывать стремена, их делали литыми с соответствующей термической обработкой.
Направляя в апреле 1942 г. в казачий КК дополнительно большую группу казаков, снабженных за счёт колхозов сапогами, бурками, шапками, обмундированием, боевыми конями с полным снаряжением, колхозники Штейнгартовского р-на Кубани дали своим землякам наказ, в котором говорилось: «Вам, боевому формированию нашего района, выпала великая честь – сражаться под боевыми знамёнами Красной Армии за нашу Родину. Дело чести, товарищи, прославить ещё раз острые сабли лихих казаков советской Кубани, их пламенный советский патриотизм. Мы высококачественно и быстро проводим сельхозработы и приложим все усилия для того, чтобы в этом году обеспечить получение урожая не менее 120 пудов с одного га, чтобы дать фронту больше хлеба, мяса и других сельскохозпродуктов». Наказ подписали 4678 трудящихся района. Он был опубликован в газете 17-го казачьего КК «Красный казак» 1 мая 1942 г. 21 апреля для управления войсками на южном крыле советско-германского фронта Ставка создала Главное командование войск Северо-Кавказского направления (упразднено 19 мая 42 г. в связи с созданием СКФ) во главе с Маршалом Советского Союза С.М. Будённым. Ему подчинялись Крымский фронт, Севастопольский оборонительный район, СКВО, ЧФ и Азовская военная флотилия (АВФ). Из состава войск СКВО в подчинение главкома Будённого перешли 17-й КК в составе 12-й и 13-й Кубанских, 15-й и 116-й Донских казачьих добровольческих КД со штабом в ст-це Павловской. К июню в своём составе корпус имел более 19 тыс. чел., лошадей – 14 тыс. голов.
28 апреля КК получил первую боевую задачу - занять оборону по левому берегу Дона, от Манычской до Кагальника и далее по восточному побережью Азовского моря до Темрюка. Корпус совместно с ЧФ оборонял побережье Чёрного моря от Темрюка до Лазаревской, Майкоп, Краснодар и далее территорию по р. Кубань до Темрюка и 1-й отдельный стрелковый корпус, со штабом в ст-це Крымской. Штаб С. Будённого размещался в Краснодаре. В прифронтовой полосе городскими и районными комитетами обороны прорабатывались вопросы по укреплению своих территорий (строительство окопов, дзотов и пр.). В тот период часто проявлялась полная несогласованность действий военного командования. Так, в Приморско-Ахтарском районе, где были расположены 13-я КД из состава 17-го КК и части АВФ, «возникли споры между морским командованием и дивизией. Моряки доказывали, что они по приказу должны укреплять берег моря в глубину на 2 км, а командование дивизии говорило - по приказу комфронта и утверждённому плану, дивизия строит укреплённые рубежи на территории расквартирования дивизии, включая и берег моря». При этом стороны обвинили друг друга в срыве работ, и Приморско-Ахтарский комитет обороны вынужден был заявить «начальнику штаба АВФ Свердлову и начальнику гарнизона дивизии Соколову, что они оба призваны строить оборонительные сооружения, цель и задачи у них одни» (2). С середины июня 1942 г. КК оборонял побережье Азовского моря на участке: Кагальник, Ейск, Приморско-Ахтарск до лимана Курчанский от возможных морских десантных операций врага.
Первым командиром корпуса был назначен ген. Малеев, уже опытный кавалерийский начальник. В начале войны командовал 3-й Бессарабской кавдивизией им. Г.И. Котовского. Эта дивизия одной из первых 22 июня 1941 г. вступила в бой с фашистами в районе г. Пархач. М.Ф. Малеев с ноября 1941 г. имел орден Красного Знамени. C 10 июня 1942 г. в г. Краснодаре его заменил опытный кавалерист, ветеран Первой Конной армии, ген. Н.Я. Кириченко. Он родился 14 янв. 1895 г. в слободе Уразово (ныне пгт. Уразово) Валуйского р-на Белгородской обл. в семье крестьянина. В армии с 1912 г., окончил Чугуевское училище, в 19 лет стал унтер-офицером. Во время ПМВ на Западном фронте (1917 г.) в чине ротмистра командовал кавэскадроном, затем учебной командой. Вернувшись в конце 1917 г. домой, возглавил Уразовский отряд Красной гвардии. С 1918 г. воевал у красных на Южном фронте командиром батальона, в марте - полка, в апреле - бригады войск ВЧК. В июне 1918 г., после месячного лечения раны командовал сводным кавполком, затем партизанской бригадой. В сентябре снова выбывает из строя по ранению. В августе 1919 г. Н.Я. Кириченко стал помощником начальника отряда особого назначения 8-й армии, а в сентябре - командиром 40-го стрелкового полка (СП). Начиная с февраля 1920 г., занимал должности командира 132-го СП, 44-й бригады 15-й Пензенской (Сивашской) дивизии, повторно 132-го СП. Последующие годы были также богаты на частые перемены. Учёба на Академических курсах высшего комсостава. Затем (1935 г.) военная академия механизации и моторизации РККА.
Далее прохождение службы в кавалерийских и стрелковых частях, нахождение в распоряжении Разведуправления Генштаба РККА. С 17 июля 1937 г. в звании комбрига командует Терско-Ставропольской территориальной казачьей дивизией, преобразованной из 10-й кавалерийской и вошедшей в состав 4-го казачьего КК СКВО. С 20 февраля 1939 г. Кириченко уже в звании комдива, а с 4 июня 1940 г. после известных событий в районе монгольской р. Халхин-Гол переаттестован на звание ген.-майор. Накануне ВОВ большую часть всех казачьих и кавчастей расформировали, передав их личный состав в танковые и механизированные войска. Так был образован в составе 19-й армии 26-й мехкорпус, командиром которого с 11 марта 1941 г. и стал Н.Я. Кириченко. С началом войны соединение ген. Кириченко участвует в боях на Витебском и Смоленском векторах. Танко-механизированные войска в первые месяцы войны понесли значительные потери, в связи с чем резко снизилась подвижность частей Красной армии. В этой связи советское руководство приняло решение о создании кавдивизий лёгкого типа (без артиллерийских и танковых полков). В ходе оборонительных боёв они прикрывали отход других соединений, наносили контрудары по флангам и тылу прорвавшихся группировок врага, дезорганизовывали их управление и снабжение, а при переходе в наступление - преследовали противника, нарушали его коммуникации, осуществляли рейды по тылам. Именно в этот период (с 26 июля 1941 г. по 11 января 1942 г. Кириченко командовал им же сформированной 38-й КД и принимал участие в Донбасской и Ростовской операциях.
Кавдивизия первой в кавалерии получила орден Красного Знамени, а комдив - орден Ленина. С 4 февраля - до 5 апреля 1942 г. ген. Кириченко командует 14-м КК в составе Архангельского ВО. С 17 мая до 9 июня 1942 г. он уже в должности командующего 51-й армией СКФ эвакуированной из Крыма и прикрывающей побережье на участке Батайск - Азов -Темрюк. 29 мая 1942 г. Кириченко возглавил 17-й казачий КК. В июне начПО корпуса был назначен полковой комиссар М.И. Манилис. Комиссаром корпуса стал полковой комиссар Александр Петрович Очкин (с августа 1942 г. стал бригадным), начштаба КК назначили Алексея Ивановича Дуткина. Вначале июля 1942 г. командиру 116-й Донской казачьей КД полковнику Я.С. Шарабурко штабом корпуса, была поставлена задача, сформировать из курсантов дивизионной школы младших командиров отряд до сотни человек и срочно подготовить его к самостоятельным действиям в немецком тылу. Отобранных наиболее подготовленных и волевых казаков, возглавили: начальник школы ст. лейтенант В.А. Авсенев, комиссар младший политрук Ф.Т. Коломенский. После, совместной с моряками, усиленной подрывной, десантной и разведывательной подготовки на Азовской военно-морской базе во главе отряда встал капитан-лейтенант Востриков - командир 144-го Отдельного батальона морской пехоты (937 чел.). Накануне 25 июля 1942 г. десантники на автомашинах в полном боевом снаряжении около 15 час. прибыли к причалу Должанской косы и засели в прибрежных садах. В ночь на четырёх быстроходных глиссерах и торпедном катере АВФ отряд отправился на задание.
Продолжение следует в части 4 http://proza.ru/2017/03/15/2092
Свидетельство о публикации №216100801275