***

 ПОТОМКИ   (2)
   


             Мария  работает в маленькой  часовенке, расположенной в самом  центре  Москвы, столице православного государства.  Очень часто Мария грешит унынием,  потому что редко заходят люди в часовню, чтобы поставить свечку   перед иконой Богородицы,  написать записку  « о здравии» или  «о упокоении»,  купить православную литературу.  А ведь место это такое бойкое:  пешеходная зона  в самом центре города. Тысячи людей проходят   мимо стеклянных  дверей часовни,  и всем им  хорошо видна   большая икона  Богородицы  и небольшое количество зажжённых перед ней свечей.
          Мария иногда думает, что Богородице, так же , как и ей,  горько смотреть на бегущих мимо людей,  на закуривающую, как будто нарочно перед ликом Пречистой, молодёжь,  слышать нецензурную речь   за тонкими стенками часовни.  И чувствует себя Мария, как на крошечном православном островке.  А вокруг... Слева и напротив часовни  расположилась огромная американская гостиница,  и земля под ней, наверное,  тоже уже куплена американцами.  Справа от часовни чередуются еврейские банки и ювелирные магазины. А  по краям пешеходной зоны тянутся  итальянские, французские и ещё
«Бог знает, чьи»  бутики.  Мария думает: « И кому наше православие здесь нужно?».
           И вдруг однажды… Шум,  треск,  скрежет зубовный.   Приехали тракторы, машины. Долбят землю вокруг, того и гляди, часовню снесут.  Это они меняют трубы под землёй.
         Приходит к Марии в часовню рабочий и рассказывает, что его бригада откопала человеческие черепа,  кости, обломки надгробных памятников. Выскакивает Мария из часовни, видит  человеческие останки, и как будто чем-то острым в сердце ударило: « Да ведь это, наверное,   мощи». Часовня то построена  на месте разрушенного большевиками храма.  А  ведь известно, что вокруг храмов и внутри них хоронили  достойных людей:  благотворителей,  священников…  Не первый раз, наверняка, тревожат кости православные в центре Москвы. Не  дают им покоя.
             На обломке одного из памятников Мария видит славянскую вязь. Мысленно сравнивая то, что она видит, с  надгробиями Донского монастыря,  Мария  приходит к выводу, что  то , что раскопали возле её часовни , относится к  ХVII – ХVIII векам. Черепа и косточки янтарного цвета, как в Киево-Печерской  Лавре.  А рабочие требуют, чтобы Мария  забрала останки к себе в часовню.  Иначе грозятся  их закопать  без следа. Господи, настави, что делать?
      Тем временем  рабочие вновь закапывают останки, но  место помечают.  Мария бежит в тот монастырь, к которому причислена её часовня, рассказывает  игуменье о случившемся и надеется, что игуменья благословит захоронить останки в усыпальнице, находящейся на территории  монастыря.  Но игуменья не проявляет к рассказу Марии никакого интереса.               
               Мария лишается покоя. «Что же это мы – Иваны, не помнящие родства?». А что делать.  Чувствует Мария  свою немощь  и отчаивается. Бегом возвращается в свою любимую часовню.
          И  вдруг… Чудо.  В часовню входит писаная русская красавица,  цвет лица – кровь с молоком, сама статная, одета красиво, добротно, по-православному, хочет свечку Богородице поставить.  А  Мария в своих смятённых чувствах всё ей про мощи и рассказывает.  У женщины  глаза делаются ещё больше.  « И Вы не взяли себе в часовню кости православные?».  «А у меня нет на это благословения игуменьи».  «Так не должно быть. Это даже просто не по-человечески.  Я завтра приеду с  прихожанами  моего храма, возле которого находится кладбище, и мы  по-христиански  захороним наших предков».  Мария слушает, и от  счастья  такой удаче и верит, и не верит.
         На следующий день Мария с нетерпением  ждёт  матушку у себя в часовне. Проходит время,  а  незнакомка всё не приезжает.  И вдруг женщина заглядывает в часовню: «Матушка, мы приехали». Мария выскакивает из часовни.  И, о чудо!!!  Два иконописных  молодца  с русыми бородами и вьющимися волосами аккуратно раскапывают  в помеченном месте землю, бережно складывают косточки в красивый ящик, грузят остатки надгробных камней  в машину.   Мария видит всё это, как во сне, верит и не верит, в глазах – слёзы.  Она подбегает к женщине: “ Сестрица, как Вас зовут ?  За кого молиться?  Из какого Вы храма?”  “ Имена наши  Татьяна, Евгений, Павел, и делаем это мы по благословению отца Александра из храма Георгия Победоносца”.
          Вернулась Мария в свою часовню, и слёзы у неё потекли градом.  Она плакала о своей нерешительности, о том, что лишена такой возможности, как  Татьяна делать что-то нужное, плакала о своей немощи.  Мария решила, что обязательно найдёт Татьяну, узнает продолжение этой истории. Она открыла  справочник “Православная  Москва”  и нашла там 12 храмов в честь Георгия Победоносца. Мария поругала себя: “ Вот, растяпа,  не смогла даже поточнее  узнать о хороших людях”.
                А вечером в часовню к Марии пришёл один из рабочих, которые прокладывали трубы. Он тоже видел, как  достойно вели себя люди из  храма  Георгия Победоносца, и был поражён.  Он  рассказал, что принимал участие в строительстве того самого американского отеля, который располагался рядом с часовней, и костей православных видимо-невидимо  зарыл под этим отелем.  Причём,  зарывали останки русских предков не “ со святыми упокой”, а с нецензурной бранью.  Этот человек пришёл покаяться,  настолько поразило его поведение совсем других людей – настоящих христиан. Он купил самую дорогую свечу и попросил Ольгу поставить её в монастыре  за упокой  всех тех православных христиан,  которых  с бранью зарыл под американской гостиницей.
               Спаси, Господи, и помилуй рабов Божьих  протоиерея Александра,  Татиану, Евгения, Павла и всех православных христиан.
 


Рецензии