Созидание Глава 10 1969 г. Часть 1 моя работа

ЦНОТ-ХИМ.   1969 год.
Это почти весь наш маленький отдел:
КРЫШИНО – начальник отдела, Марк Волобринский, Тамара Белова,
Дудко Ираида, Слава – техник и молодой специалист – Наденька Чернышова.



СОЗИДАНИЕ

ГЛАВА  10   1969 год

Часть 1   МОЯ  РАБОТА

      
  Оканчивалось первое десятилетие нашей совместной жизни. У нас двое детей, один кандидат наук.
  Я продолжала работать на Люберецком заводе пластмасс.
   
  Я уже начинала понимать, что для меня работа на заводе являлась лишь ступенькой к дальнейшему, как я ожидала, чему-то более интересному. Мне становилось на заводе скучно. Я многое узнала, соприкоснувшись на практике с работающим производством. А соприкоснувшись с рационализацией, у меня и самой иногда "включались мозги".

  Я помню одно из последних моих предложений, которое я уже доложила Главному инженеру. Он заинтересовался, но сказал, что идея хорошая, но нужно будет выполнить ряд расчётов и чертежей.
   
  Суть была в следующем. Литьевая машина представляет собой станину, на которой закреплена большая чугунная "машина". С одной стороны - пресс форма для литья, с другой - противовес.

  Не вдаваясь в подробности...

  Я предложила вместо противовеса установить на этой же машине - вторую пресс форму. С одной стороны станины, в пресс-форму засыпают сырьё - если это порошок, или - закладывают таблетку. Пока таблетка плавится, и отливается изделие, станина разворачивается на 180 градусов, и операция повторяется. Производительность увеличивается вдвое.

 Конечно, нужны проработки такого варианта, изготовление опытного образца и т. д.

  Но...Вскоре я уволилась, и моё предложение зависло...

   
  Постепенно я уверилась в том, что мне надо искать новую работу. А где и как?

  Однажды, когда я была на больничном (то ли сама грипповала, то ли - по уходу за детьми), я валялась на диване и листала огромный телефонный справочник города Москвы.

Так, думаю, куда бы позвонить? У меня диплом химика - технолога. Работаю по внедрению НОТ на заводе пластмасс (тоже - химия).


Ага! Нахожу телефон отдела кадров не больше, и не меньше, а Министерства химической промышленности. Звоню. Говорю - я такая-то, работаю там-то, и тем-то…

Мне отвечают, что в министерстве вакансий нет, но при министерстве есть Центр Научной организации труда. Возможно, там нужны такие специалисты. И дают телефон.

 Звоню в Центр секретарю и прошу соединить ни много, ни мало, а с директором. Меня соединяют. Я отрекомендовалась. Поговорили. И, неожиданно для меня, директор - Анатолий Георгиевич Лахтин, предложил мне приехать на переговоры. Поскольку я была на больничном, я отправилась в Москву на следующий же день.
   
  Цнот-Хим располагался в Старосадском переулке. Это недалеко от площади Ногина. Сам Центр располагался в полуподвале. Комнатки были небольшими. Столы в них были тесно расставлены. Некоторые столы были закреплены сразу за двумя сотрудниками. Но места хватало всем, потому что почти всегда больше половины сотрудников находились в командировках. И только перед праздниками, в Центре начиналось столпотворение. И в это время почти никто не работал. Потому что из командировок - главное нужно было привезти процентовки, подтверждающие, что работа (или часть её) выполнена.
   
  Каждому заводу, подчинённому министерству химической промышленности, выделялись бюджетные деньги на научные исследования. ЦНОТ-ХИМ, как и многие другие научно-исследовательские институты и центры, могли заключить с заводами договора на выполнение каких-либо исследовательских, проектных, или других подобных разработок. Работа планировалась поэтапно. По мере выполнения каждого этапа, подписывалась процентовка, на основании которой министерство переводило деньги, часть которых шла на заработную плату.

  Не выполненные в сроки работы, грозили оставить сотрудников не только без премии, но и без зарплаты.

  Но все эти тонкости я узнала уже потом, работая в Центре. А пока я туда приехала в первый раз.
   
  Директор ЦНОТ-ХИМА был недавно назначен вместо какого-то предыдущего.


 А. Г. Лахтин приехал в Москву из Новосибирска. Свою семью пока оттуда не перевёз, так как ещё не получил квартиру. Он имел степень кандидата наук, и согласился на эту должность только потому, что планировал собрать материал на докторскую степень, и, соответственно, защитить её.
   
  Мало того, что я случайно "натолкнулась" на эту организацию, я ещё и так же случайно попала туда в тот момент, когда Лахтин искал себе нужного помощника для работы над докторской.

  Мы познакомились. Как всегда, я держалась не просто уверенно, а нагловато - в смысле похвальбы, что я умею и т.п.

 Лахтин назвал мне должностные оклады. Руководитель группы получал - 160 рублей, начальник сектора - 180, дальше шли должности - главного специалиста, зам. начальника отдела и начальника отдела.

 Я, естественно сказала, что поучаю на заводе - 180 рублей и премии, поэтому хочу должность начальника сектора. На что мне Лахтин ответил, что сейчас свободная должность только руководителя группы, оклад - 160 рублей, с премией будет 180.

 Но, если я справлюсь с заданием, которое будет поручено именно мне, он переведёт меня на должность начальника сектора.

Я ему с наглостью заявляю - "А не обманете?", на что он ответил - "Вы не в церкви, Вас не обманут"...

  Я сказала - "Ну, тогда я согласна".
   
  Лахтин пригласил к себе начальника отдела, который назывался -  "Организации управленческого труда" - Крышино Геннадия Герониевича. Он представил ему меня и попросил побеседовать на предмет того, что я буду работать у него в отделе.

 Тот был удивлён. Как потом я узнала, на это место планировалось перевести кого-то другого. Причём, желающих занять эту вакансию – было много.
 
  Тем не менее, ошарашенный Крышино пригласил меня в пустую комнату, в которой шёл ремонт, усадил на табуретку. И попросил подождать. Он вернулся к директору и пытался что-то доказывать. Но Лахтин сказал, что берёт человека на разработку темы, которой будет руководить сам, и что все вопросы на эту тему закрыты.
   
   Где-то через полчаса ожидания (видно, в отделе шли бурные обмены мнениям на эту тему), Крышино вернулся вместе со своим заместителем - Волобринским Марком Михайловичем.

 Как я поняла по их вопросам, их очень интересовало - откуда вынырнула "эта чёрная лошадка?"

 Они узнали, что я замужем, что у меня двое детей, что муж - кандидат наук, где я работаю и т.д. Но так и не поняли, кто мой протеже.

Допустить, что я просто пришла с улицы на такую должность, они не могли, потому что, по их мнению, такого просто не может быть никогда, и я по этому поводу "темню". Но от них уже ничего не зависело, и мы договорились, что через неделю, я приду к ним на работу.
   
  Выйдя через день с больничного на работу на завод, я положила перед главным инженером на стол заявление об уходе. Он грустно так улыбнулся, и сказал, что он был уверен, что рано или поздно, я с завода уйду.

 Я сказала ему, что основная причина в том, что хочу поступить в аспирантуру (вот наглёж!), а на заводе это будет сделать трудновато. Он завизировал моё заявление, сам пошёл к директору, поговорил с ним, после сего меня спокойно отпустили.
   
  Мне надо было только для себя взвесить два момента: если я останусь на заводе, я вступлю в следующем году в партию, если же перейду на работу в ЦНОТ-ХИМ, передо мной открываются новые возможности, но о партии нужно будет надолго или навсегда забыть.
   
  Так в этом году в моей трудовой книжке появилась новая запись.
   
  Запись в трудовой книжке:

  25. 1969 г. 03.13.                Уволена по собственному желанию.
  26. 1969 г. 03.18.                Зачислить на должность РУКОВОДИТЕЛЯ 
                ГРУППЫ отдела УПРАВЛЕНИЯ ТРУДА.
  27. 1969 г. 11.10.                Назначена НАЧАЛЬНИКОМ СЕКТОРА
                отдела ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО
                ТРУДА.


   
  Как видно из записей в трудовой книжке, мне потребовалось 8 месяцев, для того, чтобы выполнить задание Лахтина, оправдать его доверие, и занять должность начальника сектора...
   
  Уже через неделю, после того, как я уволилась с завода, начался мой самый интересный творческий период моей карьеры.

  В отделе работало всего несколько человек.

  Начальник - Крышино Геннадий Герониевич, немецких кровей. Высокий, худощавый, довольно интересный мужчина. Женатый. Имел дочку. Спокойный. По натуре - не понятный до конца.
   
  Заместитель его - Марк Михайлович Волобринский. Собственно, он был основным идеологом всех научных разработок и тем, которые велись в отделе.

 Он был взрывным, эмоциональным, но надо отдать ему должное, умом его бог не обидел. Я уважала его не только за ум, а за то, что с ним можно было дружить. Особенно это важно, когда едешь с ним в командировку. Можно было, не стесняясь, обсуждать самые различные темы.

Он никогда не показывал своего превосходства в чём-либо. И так он вел себя не только со мной, а и со всеми, кто с ним общался. Правда, взрываясь, он возмущался всеми фибрами своей души, но это скорее напоминало детские капризы и недовольство, поэтому, я на него  никогда не обижалась, даже, если "по дружбе", он мне мог откровенно высказать  что-то обидное.

 Мне легко было с ним общаться, потому что, ему никогда ничего не нужно было долго объяснять, разжевывать. Он всё схватывал налету, и мог что-то и посоветовать. Ведь тема, которой я занималась по заданию Лахтина, не было знакома никому.

 Героныч, как мы называли начальника отдела - Крышино, принципиально не лез вглубь этой темы. Ему хватало забот с подведением итогов работ по другим темам, и обеспечение людей зарплатой во время привозимых процентовок. Кроме зарплаты нужно было ещё -  обеспечить и премией.

А для этого нужно было дружить кроме непосредственного начальства, ещё и с министерскими работниками. А здесь нужен был ещё и – особый  талант...
   
  Кроме ещё одного мальчика, остальными работниками были женщины. Среди них была Вера Мухина. В прошлом она занималась фехтованием, и дружила с известной чемпионкой в этом виде спорта - Александрой Беловой.
 
  Однажды мы возвращались из командировки, из Таллина, и оттуда в нашем вагоне ехала сборная по фехтованию. Вера познакомила нас всех с Шурой Беловой. Но я никогда не была поклонницей спорта, поэтому особого благоговения перед этим знакомством не испытала. Хотя Белова почему-то потом несколько раз передавала мне привет.

  Сама Вера спорт бросила давно, так как вышла замуж. С мужем разошлась. Растила  дочку. Была немножко располневшей, но любила рассказывать, какая у неё раньше была красивая фигура.

 Ещё до меня в отделе работал начальником сектора один еврей, друг Волобринского, не помню его фамилию. Верочка "подбивала под него клинья". И, действительно, вскоре она рассказала, что он перешёл к ней жить. А ещё позже, она добилась, чтобы они расписались.

   В рабочих вопросах она была полный ноль. В основном, ей поручали выискивать ошибки, и приводить рабочие отчёты в божеский вид перед их передачей в машбюро. Но и эта работа тоже была -  очень  нужной.
   
  Работала руководителем группы - Белова Тамара. Она была лет тридцати с лишним. Побывала замужем за старым учёным - известным математиком, который умер, оставив ей в наследство и квартиру, и всё остальное, что имел.

 Её часто так и представляли всегда - Белова Тамара, а шепотом добавляли - бывшая жена...

 Она была основной претенденткой на должность, которую заняла я. Считала себя обиженной, со мной практически не разговаривала, но любила "пустить пыль в глаза". Она приходила (не знаю где и какую работу она выполняла, но на рабочем месте она почти не бывала), и громко начинала рассказывать Волобринскому типа того: - "Марк! Вчера долго не спала. Так увлеклась! Решала задачку...". А дальше начинала сыпать словами: интегралы, зависимости, мат анализ и т.д. и т.п. Марк вежливо слушал. Почему-то они считали её очень умной.

   
  Старшим инженером работала Валя Вавилова. Мы с ней подружились, особенно после того, как её ввели в мой сектор, и мы вместе стали ездить в командировку в Таллин.

Она была высокой, рыжеватой, с обычной внешностью. Мне почему-то всегда не нравились лица людей, у которых при улыбке верхняя губа отползала вверх, открывая все дёсна. Я считала, что при улыбке должны сверкать только зубы. А у Вали была именно такая улыбка. Но она её не портила. Улыбаясь, казалось - она открывает тебе душу, доверяет тебе.

  Валя была очень милой, весёлой, жизнерадостной. И все эти качества делали её очень обаятельной. Часто вспоминала, в какие походы она ходила, когда была моложе, и увлекалась туризмом. Любила петь туристские песни, всегда поддерживала любую компанию. В командировке это было особо ценным.

  Когда я вспоминаю её, мне часто видится, как в Таллине, когда мы однажды в очередной раз приехали в командировку, она всё время напевала песню Высоцкого - "ПАРУС". Доходя до припева, она замирала, вскидывала руку, и с такой страстью и радостью выкрикивала - "Порвали парус!", что забыть эту сцену практически невозможно.

   Она умела всё. Наверное, это шло от того, что она была старшей в семье и помогала матери (отец погиб) воспитывать пятерых сестрёнок и братишек моложе себя. С её стороны это был подвиг. В результате она всех поставила на ноги, женила, и выдала замуж. А сама была одинокой. В жизни не везло. А, может быть, она сама не хотела заводить семью...

  Мне с ней было спокойно и хорошо. Я доверяла ей всегда и во всём. Мы стали подругами.
   
  Уже при мне, на работу, когда уволилась Белова, пришёл Стёпа Черных. Сейчас уже не помню точно - Черных, или - Черныш. Хохол. Капризный. Сплетник. Завистник. Карьерист. При первой же возможности он получил должность начальника сектора. Занимался организацией научного труда. Толку от него на работе никакого не было. Тем не менее, он постоянно что-то всем доказывал. Говорят, об ушедших в потусторонний мир не говорят плохо. Может быть, я и не совсем права, написав о нем не лестные слова. Вполне возможно во мне говорит обида. При очередном повышении должность Главного Специалиста досталась не мне, а ему. Из-за этого, я сказала - "Фи!", и уволилась из ЦНОТ-ХИМА.

Много лет спустя, я узнала, что Стёпа Черных трагически погиб. Его убили где-то у гаражей какие-то бандиты... Царство ему небесное...
   
  В какой-то момент в отдел на преддипломную практику, а потом и на постоянную работу пришла молоденькая девушка - Надя Чернышова. Она была дочкой военного. Жили они в военном городке в Подмосковье, в Чкаловске. Своими длинными стройными ногами она сразу же обратила на себя внимание всех мужчин нашего отдела. Она входила в группу Стёпы.

Помню, однажды, когда вернулись все наши мужчины из командировки, в которую брали и Надю, она нам рассказывала, смеясь. Было тепло, и в выходные они всей группой выбрались покупаться. Надя прекрасно видела, что они все исподтишка рассматривают её обнажённую фигуру. И она нарочно стала дразнить их: то как кошечка потянется на песке, то акробатикой займётся. Рассказывает, а сама смеётся - "Видели бы вы их слюни"...
   
  Остальных работников отдела особенно и не припомню. Мы же почти всё время были в командировках, поэтому общались только с теми, кто был включён в разрабатываемую тему. Иногда, когда случалась необходимость, временно подключались специалисты из других отделов.

  Пару дней я осваивалась в отделе, а потом меня вызвал Лахтин.

  Он не производил впечатления учёного - в том смысле, как мы привыкли воспринимать эту категорию людей. Слишком просто и доступно он общался. Он не вызывал смущения или неуверенности. Хотя, впрочем, меня эти качества "учёных мужей" не волновали.

  Георгий Анатольевич родился 5 февраля 1925 года. Это значит, что он был старше меня на 10 лет. Но внешне я воспринимала его почти моим ровесником. Была в нем какая-то ненавязчивая живость во всём - в движениях, в речи. И выглядел он совсем не как директор организации, к которому входишь в кабинет, и невольно останавливаешься у дверей, ожидая дальнейшего приглашения - "Проходите".
   
  Георгий Анатольевич сразу перешел к основному вопросу. Он изложил мне свою новую идею, которую предложил мне развить, и внедрить на практике. В части - "развить", мне была предоставлена полная свобода деятельности.
   
  А идея была такая.

  На заводах, где технологическая линия представляет собой цепочку последовательно соединенного между собой оборудования непрерывного действия (башни, трубопроводы, аппараты разного назначения и др.) происходят определённые химические процессы.

 Как правило, цех, или линии, в которых протекали химические процессы, были укомплектованы самым различным оборудованием, изготовленным на разных заводах.

  Во время ремонтов отдельное оборудование - заменялось на новое, часто выполненное не на тех заводах, на которых в своё время было изготовлено основное оборудование завода.

В результате, зачастую получалось так, что аппараты, и другое, составляющее технологическую линию, основное оборудование, объединенное в единую технологическую цепочку было "разномастное", и имело различные мощности, то есть - разную "пропускную способность".

 Вследствие этого, возникали в технологической цепочке оборудования - "узкие места", не позволяющие повысить производительность всей линии.
   
 Дальше – возникал комплекс вопросов:

 -  "Можно ли увеличить производительность конкретной линии?
 - Какое оборудование, входящее в линию, является узким местом, сдерживающим процесс?
 -  Что нужно сделать для того, чтобы «расшить» эти узкие места?
-   Что это даст, и сколько будет стоить.
 - Как следствие - поэтапный рост производительности (при последовательной «расшивке» узких мест)
-   И - рентабельность этих «мероприятий».
   
  Вот такая задача была поставлена передо мной. Идея Лахтина заключалась в следующем.

В частности предлагалось работу проводить на Щёкинском химическом комбинате.

Сначала нужно было изучить технологию конкретного химического производства. Легко сказать - изучить!

   Затем весь процесс - смоделировать в виде графических "нивограмм". Так он назвал графики, отражающие все перечисленные аспекты. Но это не простые графики в том, виде, какими мы их привыкли видеть. Нужно было на графиках отразить: непрерывность процесса, последовательность оборудования, составляющего технологическую цепочку, узкие места, их производительность и другие показатели.
   
  Затем нужно было проработать, а иногда и разработать (ну, конечно, не самостоятельно) возможность замены оборудования в конкретном месте линии  на  - более мощное.

Ну, и потом уже - провести все экономические расчёты. Я ещё тогда не догадывалась, что в целом эта работа была темой докторской работы Лахтина.

 И ещё я не знала, что в совокупности по одной теме докторской, можно было защищать несколько кандидатских. То есть, во время работы на Щёкинском комбинате, я уже могла набирать отдельно для себя необходимый материал, на основании которого можно было защитить кандидатскую диссертацию.
   
   Получив задание, я настолько им увлеклась, что готова была работать сутками и на работе и дома, и днём и во сне.

Я была одержима этой темой. Спасибо, Виктор и мои родители поддержали меня. Ведь я каждый день рано вставала и ездила на работу в Москву. Кроме того, для сбора и обработки материала, нужно было ездить в командировки, в частности - в Щекино, где я ухитрялась работать не только днём, но и ночами в гостинице.
   
   
  Сохранились письма в Дзержинку из командировки в Щёкино - "Тульская область Щёкинский район, пос. Первомайский, Гостиница. Комната 39".
   
  Приближались майские праздники. Мы планировали поездку в Каменец-Подольский на Украину. Наши знакомые из НИХТИ - Никитины предложили на нашей машине двумя семьями доехать в гости к своим друзьям, где они остались бы погостить, а мы их забрали бы на обратном пути, возвращаясь из Каменца. Поскольку я безвылазно сидела в Щёкино в командировках, вопросы отпуска приходилось обсуждать в письмах.
 
   
  17.04.69 г. ДОРОГИЕ ВИТЯ, ЁЛОЧКА И ОЛЕЖОНОЧЕК!

  Скучаете ли вы без меня? И что вы едите? И во сколько спать ложитесь?

  Насчёт майских 4-х дней я уже договорилась. Могла бы написать всем письма, но не знаю адресов, поэтому написала коротенькие письма и высылаю их тебе, ты отошлёшь сам.

  Мне можно звонить - Тульская область, посёлок Первомайский, гостиница - номер телефона - 4-71, позвать из 31 комнаты Дудко.

  Посёлок размером с наш. Всего минут 10 езды от Ясной Поляны.

  Завтра здесь открывается конференция по новому Щёкинскому эксперименту. Кроме нас, министерских работников, всех выселили из гостиницы и разместили по общежитиям. Приедут 50 директоров, а рядом, в люксе, три дня будет жить Костандов. Увижу, хоть своего министра.

  Очень устаём, так как сидим за работой весь день - с 8 до 5 часов, не разгибаясь. Не хочется запороть сразу работу. Рядом клуб, но в связи с конференцией нет даже кино. Чем я занимаюсь вечером? В комнате женщины вяжут и рассказывают анекдоты. У меня уже в записной книжке 72 анекдота. Если половина твоих, то штук 30 я записала здесь.

  Олеженьке я посылаю открытку - пусть узнает, какой из зайчиков он?

  Приехала, и в первый же день порвала капрон, пришлось ещё купить пару. В номере 4 места. Плачу по 1 рублю.

  Я заплатила вперёд за гостиницу и отложила на билет. Осталось 20 рублей. Всего ещё 9 дней. На питание должно хватить впритык, но я ничего не привезу. А мне понравились туфли для Элки за 5 рублей. Здесь есть водка 0,75 в гранёных штофах-бутылках, помнишь, как ты однажды привозил - по форме похоже.

 В воскресенье, говорят, можно съездить в Тулу, в музей оружейный, но без денег я не поеду. Если бы ты не работал, в субботу мог бы приехать с детьми сюда. С конференции уже все уедут, можно было бы на одну ночь снять двухместный номер за 2 рубля, зато купили бы Эльке туфли, и вообще бы два дня провели вместе.

Хотя, ты небось рад, что меня нет? Отдыхаешь? Хоть позвони утречком, до 7-30, или вечером, после 7-и, а в субботу и воскресенье буду заниматься.

  Значит, мы поедем так:
  Среда, 30-го - до Тулы.
  Четверг, 1-го - в Туле.
  В пятницу, 2-го - в Туле.
  В субботу , 3-го - едем до Каменец-Подольского.
  В воскресенье, 4-го - живём в Каменец-Подольском.
  В понедельник, 5-го - живём в Каменец-Подольском.
  Во вторник, 6-го - живём в Каменец-Подольском.
  В среду, 7-го - едем через Киев в С...
  В четверг, 8-го - живём в С...
  В пятницу, 9-го - живём в С...
  В субботу, 10-го - едем до Тулы.
  В воскресенье, 11-го едем домой.

  Мне жалко оставить Эльку. Может, взять её?

  Пусть Никитины напишут в С..., что мы приедем.

  Я думаю, что если в среднем на день без езды, конечно, - на 7 дней закупить по бутылке коньяка, водки и 2 сухого, в каждый дом по коробке конфет, то будет:

  4,12 Х 7 = 28,84
  3,12 Х 7 = 21,84 конфеты 2,47 Х 4 = 9,88 или 10 руб.
  1,85 Х 12 = 18,50 + 3,70 = 22,20
  75 руб. + 10 руб. = 78 руб. да еды на дорогу - итого = 100 рублей
  По 50 рублей сложиться, да 50 ассигновать на питание и бензин.
  Всё обойдётся по 100 рублей, но это на 11 дней с шиком!!!
   
  20-го получишь деньги, можете с Никитиным сложиться по 40 рублей. Пусть покупает вино. Может, он захочет в эту субботу с тобой поехать в Тулу, а я туда приеду на 2 дня, там и договоримся. До Тулы мне 40 минут ехать. Ладно уж! Работай.

  С аванса - 100 руб. на поездку, а остальные на взносы, квартиру и питание до 30-го. А я приеду, получу 29-го 160 рублей - возьмём на случай.

  Звони. Пиши. Целую.

   ИРА.

 
   
         
  13.05.69 г. ДОРОГИЕ МОИ ВИТЮЛЕНЬКА,    ОЛЕЖАТИНКА И ЁЛОЧКА!

  Кончается понедельник. Фактически сегодня я не работала. Ребята приехали к вечеру. К нам в группу добавили Славу - техника. Теперь работа пойдёт быстрее. Получили по 60 рублей денег. Командировки выписали по 1 июля.

  Юра рассказывает, что перед отъездом сюда, присутствовал на совещании, которое собрал Лахтин.

 Лахтин добился, что министерство передало нам орган печати, где мы должны помещать 50 % своих работ и статей. Это сборник статей НИИ-ХИМа. Сборник издаётся уже лет 5, а теперь его передали ЦНОТ-ХИМу, т.е. нам.
 15-го мая должны были готовить сборник, и оказалось, что говорили много, а статей почти нет.
  Лахтин отругал всех, и просто поручил Юре Иванову статью по Березняковскому комбинату, где они окончили работу, а мне статью по нашей теме.

 Причём, это уже не к 15-му мая, а к 15 июня.

  Статья должна затронуть применение этого метода к проектируемым производствам. Самое интересное, что в этот раз у меня нет никаких материалов под рукой, а писать без шпаргалок я пока не могу.

  Купила себе ручку. А то шариковые всю душу вытянут.

  Вчера я всё перестирала, вымылась в душе и легла спать. Вечером встала, всё перегладила. Дежурную предупредила, что, если приедет Иванов, пусть зайдёт в 39-ую комнату.

Ночью приехал Иванов с какой-то девушкой и другим мужчиной. Оказалось, что это просто ещё какой-то Иванов – однофамилиц Юры Иванова, с которым я работаю. Приехавшему Иванову   говорят - "Вас просили зайти в 39 -ую - за комнатой без номера, в другом конце коридора". Иванов этот стучал туда ночью, рано утром, а потом передал через дежурную - "Если она так крепко спит, пусть сама на работу едет".

Она мне так и передала. Я бегом на комбинат, обиделась, весь комбинат облазила - нет никого. Потом догадалась уже позвонить опять в гостиницу и спросить имя и отчество Иванова. Оказалось не тот, а наши приехали только  в 4 часа дня.
 
  Теперь насчёт Новосибирска. Ты заранее сообщи, чтобы мне знать - ехать домой или нет.

  Кстати, на кухне в буфете, или на холодильнике бумаги по рацпредложению, передай маме с просьбой, чтобы она отнесла Палехе.

  Как вы доехали? Где ночевали? Впрочем, я сегодня, может быть, позвоню. Как мама с папой провели праздники?

  Сейчас по радио проводит беседу гаишник Тульский о том, что в Туле и области происходит большое количество несчастных случаев с детьми, выбегающими на дороги, или из-за передней части автобуса. Только за праздники - 7 случаев с детьми. Ужас!

  На 7 часов пойдём в кино смотреть Болгарский фильм, что-то вроде "Свержение Александра Великого". Дрянь какая-нибудь.

  Телефон на 3-ьем этаже 4-71.

  Поговори с Устиновым насчёт путёвок, связанных с купаньем, и чтобы можно было с детьми, на июль месяц.

 Я думаю, что неплохо было бы тебе познакомиться с Лахтиным.

 Смотришь, можно будет печататься, гонорар будет. Конечно, ты не позвонишь, а у меня будет всё-таки просьба. Лахтин просил узнать меня - что за конференция в Новосибирске и где, а я не узнала. Если тебе не очень трудно, набери, пожалуйста, номер 295 - 72 - 22. Ответит секретарша. Спроси Лахтина Георгия Анатольевича, и скажи, что звонит Дудко по просьбе Ираиды Владимировны, и скажи ему, что за конференция, на которую ты едешь, где и когда. Если поедешь ты сам, спроси - решил ли он ехать, может, поедете вместе. У него там семья. Он, может быть, ухватится за эту возможность, а тебе советую с ним познакомиться. Учти, у него огромные связи.

  Целую. Пишите. Жду.

   ИРА.

 
   
      
   ДОРОГОЙ ВИКТОР!

  Очень трудно из твоего имени сделать что-нибудь ласкательное, да и слово - "дорогой" какое-то фальшивое, поскольку оно - общепринятое обращение... Сейчас жду разговора...

  Уже поговорила с тобой. Пошла посоветовалась насчёт ремонта с ребятами.

 Они говорят, что цена нормальная при условии, что окна должны прошпаклевать - где облезло всё, и покрасить за два раза и полы за 2 раза. Правда, это трудно выполнить, т.к. все халтурщики - есть халтурщики не только в нарицательном, но и в прямом смысле.

И ещё они говорят - жаль полы. Оттопают в день моего рождения. Полы нужно покрасить за один раз, а после рождения - второй раз.

  Я уже перед отъездом пригласила всех. Будет в среднем - 26 человек.

  Мне очень хочется, чтобы всё было хорошо. Это дороже всяких подарков.
 
  Получишь деньги - отдай, пожалуйста, маме 2-80 - долг (2 р. я ей уже отдала).

  Витя, я всё думаю - где занимать денег на мой день рождения. Я приеду, получу 70 р. аванс. И ты получишь 20-го аванс. У меня в феврале будет премия, но это тебе на подарок. Ну, ладно, видно будет.

  Посылаю тебе воспроизведённые расходы.

  Может быть, что-то забыто, но я старалась вспомнить всё!

  Целую.

   ИРА.
  Посмотрели фильм - "Комедианты".
   
 
   
   
  Группа моя только условно могла называться группой. Мне в помощь дали Юрия Ивановича Иванова.

 Он только что окончил работу на Березняковском химкомбинате. И Лахтин сразу же подсоединил его к моей "группе". Он был почти одного со мной возраста. По специальности химик - технолог. Кроме него с нами в командировку ездил Слава, совсем молоденький техник.

 Работы было много. Мы брали огромные чертежи, отснятые на синьках. Из подробных многочисленных аппаратов нужно было выбрать - основные.

 В таблицы мы заносили массу данных о производительности и других показателях оборудования. А уже потом только строили графики. Причём их форму и правила построения, я отрабатывала долго, в процессе многих проб и ошибок.

  В результате у меня получилось.

Сам технологический процесс был представлен в виде сетевых графиков.

На основании их строились следующие графики, так называемые "нивограммы". Они были до предела простыми, точными, красивыми и ёмкими, в виде прямоугольников разной высоты. Каждый прямоугольник обозначал конкретное оборудование. Внутри прямоугольников вписывались их характеристики. Именно верхние стороны прямоугольников обозначали  их производительность в пересчёте на конечный продукт. Самые низкие из прямоугольников показывали узкие места. Всё выполнялось в едином масштабе, было ярким и наглядным.

  Трудоёмкими были расчеты. Производительность каждого аппарата или колонны в заводских документах (Технических Условиях), указывалась в промежуточном продукте. Мы пересчитывали все эти данные, и показывали производительность в конечном продукте.

 Юра Иванов занимался вопросом возможного повышения мощностей "узких мест", то есть их расшивкой.
  Очень ёмкой оказалась экономическая часть. Но, когда мы провели все расчёты, даже для нас оказался неожиданным результат. Рентабельность превышала несколько миллионов.
   
  Работа была окончена. Нужно было готовиться к защите на заводе. Выполнили красивые чертежи, схемы, плакаты.

  Предзащиту проводили в ЦНОТ-ХИМе, на научном совете. Присутствовали представители всех отделов ЦНОТа.

 На Совет я пригласила Виктора и нескольких ведущих инженеров из его лаборатории.

  Защита прошла на УРА! А приехавшие с Виктором женщины сказали - "Чего темнили, так бы и сказали, что это предзащита Ириной диссертации".

 Было лестно слышать такую оценку моей работы.

  На Щёкинском комбинате защита прошла также успешно. Лахтин должен был докладывать сам, но после предзащиты в Центре, он всё отдал мне на откуп. Я чётко доложила, ответила на все вопросы. В общем, всё прошло - ОКЕЙ.

 После защиты Лахтин пригласил меня отужинать в местном кафе, и даже заказал бутылку шампанского.
   
  Через несколько дней, в Москве, я пошла к нему в кабинет, и спросила - "А когда меня переведут на должность начальника сектора? Вы обещали".

 Он ответил той же фразой - "Вы не в церкви, Вас не обманут".

 Единицы такой в штатном расписании нашего отдела не было. Поэтому её забрали в каком-то другом отделе. Но действительно, через несколько дней меня повысили. Теперь твёрдый оклад у меня был - 180 рублей, плюс премии.

 В отделе, несмотря на то, что очевидны были мои заслуги, всё равно некоторые, типа Стёпы Черных, завидовали. Но в целом меня зауважали.

 Вся работа заняла 8 месяцев. Это - рекордный срок для выполнения такой ёмкой работы. Но я "выложилась", и у меня получилось!


   
  О результатах нашей работы была написана статья. Авторы - я и Лахтин, хотя писала её только я, а он лишь немного подправил её. Получила небольшой гонорар.

  В дальнейшей моей работе много было интересного, но такого удовлетворения и
ДОБАВЛЕНИЕтворческого порыва больше в жизни я не испытывала.

  Если есть меры измерения СЧАСТЬЯ, так вот именно в то время я была по-настоящему счастлива – счастлива от результатов проделанной  огромной и трудной работы.
   
  Вскоре Лахтин защитил докторскую.

 Я до сих пор благодарна судьбе, что она свела меня с таким учёным, и, что именно мне он доверил разработку такой интересной темы. Конечно, я без конца восхищаюсь его умом. Если бы он не "родил" идею, мне не досталась бы её разработка на практическом материале.

  Жаль, что я упустила возможность написать и защитить кандидатскую. Его докторская позволяла по этой же теме защиту нескольких научных работ. А всё лень матушка...
   
  Комментирует Виктор: Хотелось отметить, что данная работа до сих пор является актуальной, а в то время была новаторской и очень важной и нужной. Жаль только то, что по этой теме можно было написать несколько статей, в том числе и по экономической и конструкторской части при проектировании новых линий и производств, а Ираида не сделала даже этого, не говоря уже – о кандидатской…

Добавление сделано 55 лет спустя - в 2024 году...


После этой реплики Виктора, пришлось написать ему в ответ…

Этот случай мне дан был впервые Судьбой
Как испытание  выдержки  и ума…
Работать нужно было  своей головой,
Доказать, что мозги – не куча дерьма…

Случай помог – перешла на  работу
В  Москве в Министерство химии – в Центр «НОТ»,
Новую прибавила себе заботу –
Автобус, метро  – людской круговорот!

Познакомилась с директором  - Лахтин,
Из Новосибирска, кандидат наук,
Простой в общении - типичный славянин.
Всё сразу объяснил. Не стал ходить вокруг…

Нужен   помощник для написания
Диссертации доктора наук…
Тема  есть. Разработка и создание
Трактата – за помощником, а он – «худрук».

Задача поставлена. А дальше – свобода,
Хочешь – работай, не хочешь – гуляй!
Будешь  халтурить – пропала  работа,
Зарплата и уваженье семьи – выбирай!

Идея докторской  работы привлекла
Да и причины отказаться уже нет,
Долго не думая -  согласье дала…
Ещё не вечер, а впереди – рассвет…

Между вечером и рассветом – ночь..
Нужно тёмную ночь суметь пережить.
Не получится – сможет кто-то помочь
И тёмный туннель огнём   осветить…

И я взялась за неизвестное дело……
В моей жизни бывало  такое не раз.
И в этот раз я шагнула смело
Надеясь взять проблему на абордаж.

Ощущение сначала – пустоты,
Затем – чувство странного полёта -
Как будто в омут ты летишь с горы
Без парашюта и без пилота…

Но вот  полёт внезапно прекратился,
Будто время остановилось для меня.
Разум лучами солнечными  озарился
И начинается жизнь моя с нуля…

Не знала, что обычная работа
Может так увлечь и целиком в себя вобрать,
Что забываешь – где ты есть и кто ты,
Не хочется – ни есть, не пить, не спать.

Потом я поняла – была в нирване…
И аура моя была вся голубой,
Вела ПРОБЛЕМА  меня, как на аркане
В мир творчества, рождённого   мечтой…

И вот  – всё позади, я как от сна очнулась…
«Ночные грёзы» все  растаяли, как снег…
Как будто я с небес опять вернулась
В земную жизнь, на временно забытый брег…

Я знала –  событий много всяких будет
В дальнейшей долгой жизни – это Судьба…
Память - опыт полученный  не забудет
Она, как Вечность -  живёт с тобою всегда…

В итоге – к жизненной возвращаюсь прозе –
Директор Лахтин  доктором стал наук…
Я вышла из бытия в апофеозе,
Вернувшись в паутину жизни, как паук…

В  любом рассказе нужен ЭПИЛОГ
Его не трудно в выше сказанном найти.
Опыт творчества мне преподал урок -
Шагала я  по  верному  пути…

ЭПИЛОГ

Лень-матушка часто бывала рядом…
Работа окончена в темпе торнадо…
Надо было дать бой  «ленивым» преградам…
И  кое-что доработать  - было бы надо…

В итоге - кандидатом наук не стала…
Ну и ладно – без этого прожила:
Детей, внуков и правнука воспитала,
60 лет с мужем в любви прожила…

Если б  сегодня спросили меня -
- Хотела бы в жизни чего поменять?
Я бы ответила – ни года, ни дня,
Ни минуты не хочу потерять.

В жизни прекрасны её все  мгновенья!
С какой стороны на неё не смотри…
Бывают и негативные проявленья…
Перебори их и дальше живи!

А СЧАСТЬЕ – оно всегда рядом с нами,
Ты только сумей его разглядеть.
Оно живёт рядом с нами годами
И не даёт нашим душам стареть…


   
   


Рецензии