Разбор по Мар. 04, 21-34

По поводу стихов 21-25 в целом. В этих стихах приведены четыре высказывания Иисуса. В ст. 21 - поучение о свече; в ст.22 поучение об обнаружении скрытого и потаенного; в ст. 24 - поучение о том, что нам воздастся той же мерой, какой мы даем; в ст. 25 - поучение о том, что у кого есть, тому будет дано еще. У Марка все эти поучения идут одно за другим. Но ст. 21 мы находим в Мф.5:15; ст. 22 - в Мф.10:26; ст. 24 - в Мф.7:2; ст.25 - в Мф.13:12, а также в Мф.25:29. Четыре поучения, приведенные у Марка в одном месте, рассыпаны у Матфея по всему тексту.

В одном комментарии из этого был сделан следующий вывод: значит, стихи эти в Евангелии от Марка никак не связаны между собой и рассматривать их надо по отдельности. Я с этим не согласен. Во-первых, Иисус мог повторять одни и те же мысли в разных местах, и слова, записанные Матфеем в разных частях его Евангелия и сказанные Иисусом в разное время, Он мог однажды сказать все вместе, и Марк мог записать их поэтому подряд. Если даже не так и слова эти одновременно не говорились, не думаю, что Марк произвольно собрал их, наверняка между ними должна быть связь. Какая? Тема всего отрывка задается уже в первом стихе о свече.

21 Светильники в то время были маленькими глиняными лампадами, которые приходилось ставить на подставку, чтобы лучше осветить помещение, поставленный под сосуд или под кровать светильник, конечно, угасал. О каком свете речь? Речь либо о том, чтобы свет истины освещал нашу жизнь и чтобы мы в этом свете меняли свою жизнь, либо о том, чтобы мы доставляли свет Евангелия к другим людям. Либо об обоих этих значениях одновременно, ведь они связаны.

Возможно, эта короткая притча имеет отношение к ст. 13 и поясняет вопрос Иисуса. Речь о царстве Божьем, находящемся в человеке, свет "свечи", кроме всего прочего, дает понимание, в том числе и притчей. Царство Божие дано человеку не для того, чтобы он гасил в себе его свет, но чтобы жил в свете этого Царства и светил другим людям. Мф.5:14-16; Лук.8:16; 11:35; Еф.5:8.

Свечу нужно видеть и она должна помогать людям видеть, и потому ее ставят туда, где она видна всем. Истина должна быть видна людям, ее не полагается скрывать. Бывают времена, когда опасно говорить правду, когда говорить правду - самый надежный способ навлечь на себя гонения и неприятности.

Баркли приводит по этому поводу следующий пример. Когда Мартин Лютер задумал выступить со своими взглядами против Римско-католической церкви он решил сначала атаковать практику продажи индульгенций. Индульгенции представляли собой отпущения грехов, которые человек мог купить за деньги у священника. Мартин Лютер составил девяносто пять тезисов против этих индульгенций. И что же он сделал с этими тезисами? В Виттенберге была церковь Всех святых, тесно связанная с университетом: на дверях этой церкви вывешивались университетские объявления и темы академических дискуссий; в городе не было другой доски объявлений. И вот на дверях этой церкви Лютер вывесил свои тезисы. Ну, а когда он вывесил их? Больше всего людей приходило в церковь в день Святых, первого ноября. Это был престольный праздник, годовщина основания церкви; совершалось много служб и народ валил толпами. И вот, в День Святых Лютер прибил на дверях церкви свои девяносто пять тезисов. Если бы Лютер был просто благоразумным человеком, он бы вовсе не стал составлять свои тезисы. Если бы он думал больше всего о безопасности, он бы не стал прибивать их на дверях церкви. Но если уже ему нужно было прибить их на двери церкви и если бы у него была какая-то мысль о личной безопасности, он никогда не стал бы выбирать день Святых для обнародования своих тезисов. Но Лютер чувствовал, что он открыл истину, и он думал только о том, что должен поведать людям эту истину и поставить под ней свое имя. Бывают в жизни моменты, когда мы хорошо знаем, чего требует истина, что нужно делать, что должны делать христиане. И бывает, что мы не делаем этого потому, что это изменит отношение людей к нам, а может быть еще что-нибудь похуже.

Мак-Дональд говорит, что сосуд может символизировать бизнес, который, если ему дать возможность, будет отбирать время, которое нужно посвятить делу Господа. Кровать может говорить о комфорте или лени, врагах благовестия.

22 “ничего тайного”. Иисус предсказывает, что хотя в продолжение Его земного служения многие истины остаются сокрытыми для людей, настанет день (а именно, день Его воскресения), начиная с которого все тайны будут раскрываться (Мф.10:26-27; Лук.12:2-3).

Этот стих не о тайных делах человека, которые рано или поздно откроются, а об открытом возвещении истины, см. 27-й стих в Мф.10 в связке с 26-м стихом. Мар.4:22 продолжает тему стиха 21.

24 “какою мерою”. Обычно учитель, когда готовится к уроку, постигает больше, чем ученики. Чем больше времени человек готов учиться, тем больше пользы он может получить от изучаемого предмета. Баркли пишет, что древние парфяне давали молодым людям есть только тогда, когда те на работе покрывались потом. Так и с учением. Оно приносит человеку тем большее удовольствие, чем больше усилий он готов приложить к нему. В особенности это относится к изучению Библии. Иногда человеку может показаться, что некоторые части Библии скучны, но если он приложит усилие к их изучению, они могут стать самыми интересными и полезными для него. Речь может идти не только о мере времени, но и о мере усилий и даже денег (см. Пр.4:7-8).

Марк опять продолжает тему: чем больше света мы отдаем, тем больше получаем.

25 Мак-Дональд пишет: каждый раз, когда мы обретаем новую истину и позволяем ей стать реальностью в нашей жизни, нам будет дано еще больше в познании истины. С другой стороны, не применяя истину в жизни, мы теряем и то, что было приобретено до этого.

26-32 Этот фрагмент содержит две притчи о Царстве Божьем, начинающиеся словами: "Царствие Божие подобно" (ст. 26) и "Чему уподобим Царствие Божие?" (ст. 30). Поскольку обе притчи подразумевают одно и то же, они, несмотря на различие используемых образов, должны иметь и нечто общее, причем это общее должно привлечь внимание слушателей, показать, что разгадка притчи, ее внутренний смысл именно в этом.

В обеих притчах общим является то, что семя (первая притча) и горчичное зерно (вторая) бросаются (сеются) в землю. А поскольку Сам Иисус только что разъяснил ученикам символику притчи о сеятеле и сказал, что земля - это люди, то, применяя значение этого символа к двум этим притчам, поймем, что Царство Божие сеется в людях ("внутрь вас есть" Лук.17:21) и поэтому приход его не будет внешне приметным (Лук.17:20). И это - одна из его тайн.

Если так, то главная мысль притчи: Царство приходит сначала внутрь людей, производит перемены там, а потом будет изменено и внешнее: устройство общества, суды, преображение природы и самой планеты Земля.

В каком порядке произошло падение мира, в таком порядке происходит и его восстановление. Сначала произошло изменение внутри человека. Потом последствия распространились на землю, растений и животных. Нарушился мир в обществе. Так и восстановление - сначала внутри человека (рождение свыше, рост в вере, возвращение к Богу), потом вокруг него. Не наоборот. Об этой последовательности: Рим.8:19-22 и вся книга Откровение.

Многие современники Иисуса ждали от прихода Царства именно внешних изменений, Иисус говорит, что сначала изменения будут внутренними. В этом тайна Царства.

Это важная практическая истина: Царство Божье пришло к нам. Оно внутри нас. Мы уже сейчас должны жить по законам Царства.

30-32 Царство началось с маленького преследуемого меньшинства. Затем оно стало более популярно и было возведено правительством в статус государственной религии. Этот рост был очень заметным, но нездоровым, его большей частью представляли люди, которые служили Царю устами, не будучи по-настоящему обращенными.

33-34 Здесь важный принцип учения. Иисус учил людей, сколько они могли слышать. Он основывался на их предыдущих знаниях и давал им время усвоить один урок, прежде чем преподавать следующий. Учитывая способности Своих слушателей, Он не насыщал их наставлениями сверх того, что они могли вместить (см. также Ин.16:12; 1Кор.3:2; Евр.5:12).

Разбор прошел 7 октября 2016 г.


Рецензии