Книги в моей жизни
Моей первой учительницей стала сестра, которая была старше меня и уже окончила первый класс. Она показала буквы, и я быстро их запомнил. Читать слова начал целиком, а когда потом стал учиться в школе, то удивлялся, что для чтения их надо было разбивать на слоги.
Первой моей книжкой стал потрёпанный детский журнал, который мама нашла в опустевшей школе. Я прочитал его целиком, а больше читать было нечего. Нашлась одна добрая женщина, которая подарила мне сразу четыре книжки. Это были стихи Агнии Барто, Сергея Михалкова, Самуила Маршака и сказка Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Я был безмерно счастлив, и начал жадно их читать, забыв о голоде и холоде. Эти книжки стали моим богатством, и не расставался с ними никогда. При цепкой детской памяти я запомнил большинство замечательных стихов и мог долго декламировать их каждому, кто желал слушать. А когда меня хвалили, это ещё больше укрепляло моё стремление к чтению.
К шести годам я стал читателем библиотеки, куда записала меня мама. Был поражён такому изобилию книг и загорелся желанием прочитать большинство из них. Вначале я отдал предпочтение волшебным сказкам. Огромным открытием для меня стал Пушкин, которого полюбил сразу и навсегда.
В школу я пошёл в победный 1945 год. Мама пошила холщовую сумку, положила в неё карандаши и кусочек хлеба. С таким скромным багажом я вошёл в свой первый класс. Потом выдали несколько тетрадей, а учебников не было. Через пару месяцев раздали буквари по одному на трёх учеников. Их надо было по очереди передавать друг другу. Когда наступил мой черёд, смог хорошо рассмотреть вожделенную книгу. Букварь меня разочаровал. Такие лёгкие тексты вызвали у меня улыбку, особенно, когда узнал, что его надо изучать целый год.
По сути, в первом классе мне нечего было делать, но второй мне не светил, поскольку я и так был моложе многих мальчиков в классе и меньше ростом. Школа была мужская, поэтому девочек кроме учительницы не наблюдалось. Чтобы не скучать на уроках чтения, я сидел и выдумывал разные истории.
После уроков два-три часа отдавал должное подвижным играм во дворе дома со своими ровесниками. По возвращении домой быстро выполнял домашние занятия и с упоением читал книжки.
Но вот настали долгожданные летние каникулы, когда для чтения оставалось много свободного времени. На балконе я соорудил лежбище из тряпья, матраса и одеяла, где мог читать сколько захочу. Такого порядка придерживался все школьные годы.
Я зачастил в библиотеку. Так как для прочтения очередной книжки мне хватало одного дня. Библиотекарша стала выдавать мне по три книги, в три раза сократив общение со мной. Уже тогда я проявлял любознательность и помимо художественной литературы стал читать и такую, которая могла расширить мой кругозор.
Каждый год, когда заканчивались занятия в школе, я шёл на базар, чтобы продать старые учебники. На вырученные деньги покупал учебники для следующего класса. За лето их прочитывал, чтобы знать заранее, чему меня будут учить.
С каждым годом чтение всё больше захватывало меня. Я читал романы, повести, рассказы, поэзию и драматургию. Среди моих любимых авторов были Некрасов, Горький, Чехов, Лермонтов, Шекспир, Жюль Верн, Майн Рид, Фенимор Купер, Александр Дюма и многие, многие другие. Среди советских писателей я отдавал предпочтение Алексею Толстому, Каверину, Паустовскому, Пришвину, Александру Беляеву, Николаю Задорнову, Александру Грину и другим. Всех не перечислишь.
Мои дворовые приятели просили рассказывать об интересных книгах, которые прочитал. Я охотно шёл им навстречу и рассказывал со многими подробностями.
По мере взросления росли и мои интересы ко всему на свете. Ответить на мои многочисленные вопросы было некому, поэтому я искал ответы в книгах. Меня интересовали история от древности до наших дней, география вплоть до экзотических уголков, астрономия, биология и, конечно, всё остальное. С большим увлечением я читал книги популяризатора науки Якова Перельмана. При этом главным для меня была художественная литература.
Чтобы всё охватить, я записался в три библиотеки, где каждую неделю брал по три-четыре книги. Разумеется, их все не перечитывал, а только те, которые пробуждали во мне интерес. А их я читал основательно, от введения до эпилога, не пропуская сносок.
Интересных книг не хватало, поэтому за ними приходилось охотиться. Для этой цели я просматривал книги тех, кто приходил их обменивать, чтобы переписать на себя. Такие же книги на украинском языке пользовались меньшим спросом. За короткое время настолько овладел мовой, что не замечал разницы. Так я прочитал «Дванадцять стiльцiв», «Золоте теля» и много других.
Хотя я читал довольно быстро, времени катастрофически не хватало. Порой мне доводилось читать за полночь, особенно в тех случаях, когда интересную книгу мне давали на одни сутки. Надо было что-то придумать, и я в этом преуспел.
В школьной парте имелась крышка, которая поднималась при посадке. В моей парте зазор между крышкой и столешницей был велик. Когда под крышку закладываешь книжку, то просматривалась строка. Это давало возможность читать книжки прямо на уроке, не вызывая ни у кого подозрений. Я тут же начал пользоваться хитроумной уловкой, повышая интерес к школьному уроку. К моему сожалению, учительница разгадала мою хитрость, извлекла книгу из парты и разорвала пополам ловким движением рук. Ученики, а больше всех я, были поражены этим непедагогическим поступком. А ведь книга была библиотечной. Пришлось мне приложить немало усилий, чтобы придать книге вид, напоминающий первоначальный. После этого случая больше не экспериментировал с внеклассным чтением на уроке.
В круг моего чтения входили не только книги, но и газеты, журналы и брошюры. Часто я заглядывал в различные словари, энциклопедии и справочники. При этом не был, как сейчас говорят, «ботаником», находя время для подвижных игр, прогулок в любую погоду, кружков разного профиля и для домашних поделок.
Советский Союз по праву считался «самой читающей страной». Читали, если и не все, то большинство людей. В библиотеках постоянно были очереди, читальные залы заполнялись, выписывались газеты и журналы. При этом ощущался книжный голод. Полки книжных магазинов не пустовали, но на них были книги, которые мало кого интересовали. Книги стоили дёшево, но купить было нечего. Подписка на книги, которая могла удовлетворить спрос, проблему не решала из-за недостаточного тиража выпуска книг.
Я редко покупал книги, так как на них в семье денег не было. Но были и такие, что даже в тех условиях, я не мог удержаться от покупок их. Это были книги научно-популярной серии. По сути это были брошюры, стоили не дороже полтинника. Они были посвящены многим разделам науки и техники, написаны увлекательно доступным языком. Чтобы их купить, экономил на школьных обедах. В результате собрал множество книг, занявших целую полку этажерки.
Мои недавние подсчёты показали, что за прошедшую жизнь я прочёл не так и много книг – около двух с половиной тысяч. Но они дали мне многое.
Прежде всего, книги научили меня мыслить. Читая хорошую книгу, я не только наслаждаюсь от её содержания и стиля, воображаю описанное, но и веду мысленный диалог с автором, соглашаясь или не соглашаясь с ним.
Благодаря книгам я постоянно пополняю свой словарный запас, что даёт возможность понимать любой текст. Книги повышают культуру речи и грамотность письма. Чтение скрашивает досуг, принося при этом пользу.
Внимательно читая книгу, можно извлечь из неё информацию, которая не лежит на поверхности. Это особенно проявлялось в советское время, когда порой приходилось читать между строк.
Книги – мои давние и добрые друзья, которые никогда не предадут. Где бы я ни был, дома, в поездке, на отдыхе, никогда не расстаюсь с книгами. В последние годы читаю меньше, чем хотелось бы. Читаю с экрана монитора, электронную книгу, но предпочитаю в бумажном виде. В таком виде большую роль играет воображение, возникают мысли и память о прочитанном, чего мало встречается при просмотре кино или телевидения.
Благодаря чтению, я накопил много знаний, за что ещё в юности получил кличку «Эрудит». Я и был эрудитом. Сейчас, в век Интернета, эрудитом может быть каждый, поскольку на любой вопрос можно отыскать ответ за считанные минуты. Но это не заменяет необходимый багаж в голове.
Стал ли я умнее от того, что много читал? Нисколько! Знаю достаточно людей действительно умных, которые прочли всего несколько книг. А вот начитанный – это обо мне.
В заключение выражусь не оригинально:
ЛЮБИТЕ И ЧИТАЙТЕ КНИГУ – ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ!
Свидетельство о публикации №216100800861
Михаил Иванович Второй 20.07.2017 21:19 Заявить о нарушении