I. 2. 2. Сократ

I.2.2. Сократ

Это раздел из книги, на которую получены авторские права:
Говсиевич Е.Р. "ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)".
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011

Сократ (Др. Греция, 469-399 гг. до н. э.) – философ  из Афин. Не оставил ни строчки сочинений, считая слово мертвым. Сведения о его учении оставили его современники – Ксенофонт, Платон, позднее Аристотель. Его учение было направлено на самопознание и достижение мудрости. 27 лет с невозмутимостью переносил голод, бедность, непослушание своих детей, злобный нрав жены и под конец клевету, угнетение, темницу, оковы, яд.  Он во всем был первым и в бою, и в труде, и на пиру – в состязании «кто кого перепьет» всегда выходил победителем.               

От Сократа берет начало Этика.
В 399 г. до н. э. его обвинили в том, что он «не чтит богов, развращает юношество», приговорили к  смерти, и он принял чашу с цикутой. Ученики предлагали ему спастись бегством. Но он отказался, сказав, что следует повиноваться законам.

Сократ был основателем нескольких школ.

Ницше: «От всех прежних философов Сократ отличается своим плебейским происхождением и очень незначительным образованием. Он был поразительно безобразен и наделен от природы сильнейшими страстями: плоский нос, толстые губы, выпуклые глаза. Ему говорили, что он вмещает в себе самые гнусные пороки и вожделения. Сократ отвечал на это: «Вы хорошо меня узнали!» Сократ и Платон – симптомы упадка, орудия разложения Греции. С появлением Сократа диалектика входит в почет у греков. До Сократа диалектические приемы считались признаком дурного тона. К диалектике прибегают только в том случае, когда нет никакого другого средства для того, чтобы заставить признать себя правым. Диалектик предоставляет своему противнику доказывать свою глупость и тем приводит его в бешенство, а также лишает ум противника всякой власти.
Сократ всегда враждебно относился к культуре и искусству, а также к естественным наукам. Астрономию он причислял к божественным тайнам, исследовать которые было бы безумием. «Геометрия нужна только для того, чтобы иметь возможность правильно судить при покупке, продаже и разделе земли: глупо заниматься изучением сложных фигур». Всю физику он устранял. Точно также ни во что он ценил искусство. Он принадлежал к тем, кто презирает трагедию. Он никогда не пополнил самообразованием того, что было упущено в молодые годы учения. Он был чрезвычайно вспыльчив. Аристотель писал, что «это громадная сила воли, направленная на этическую реформу». Она представляла для него единственный интерес. Познание, как путь к добродетели, отличает его философский характер: диалектика – вот единственный путь. Борьба против удовольствия, алчности, гнева направляется против незнания, лежащего здесь в основе. Он – первый философ жизни, и все его школы являются, прежде всего,  жизненными философиями. Жизнь, руководимая мышлением! Мышление служит жизни, когда как у всех прежних философов жизнь служила мышлению и познанию: истинная жизнь является здесь целью, там цель – высшее истинное знание. Таким образом, сократовская философия носит абсолютно практический характер: она враждебна всякому знанию, не связанному с этическими последствиями. Он ненавидел представителей образования и науки, софистов.
Никто не мог сказать, ради чего учит Сократ. Куда бы он ни приходил, он раздражал людей своим невежеством. С другой стороны, он  вызывал у них жажду к знаниям и  подготавливал почву для обучения, изобличая своих современников в незнании. Вырытая им пропасть поглощает все течения, идущие от древнейших философов.
Сократом кончается ряд оригинальных и типичных мудрецов, и настает новый век мудрецов, начинающихся Платоном – век более сложных характеров, являющихся продуктом соединения течений, идущих от оригинальных и односторонних мудрецов».

Аристофан осмеял Сократа в комедии «Облака».

Бергсон: «Именно Сократ был вдохновителем всех великих философских учений Греции, несмотря на то, что он не создал своего учения и не написал ничего. Сократ ставил превыше всего деятельность разума, и особенно логическую функцию духа. Сократ учит, потому что ему так предвещал дельфийский оракул. В связи с этим он наделен миссией. Он беден и должен оставаться бедным. Он ничего не пишет, чтобы его живая мысль передавалась умам, которые понесут ее другим умам. Он не чувствителен к холоду и голоду, отнюдь, не будучи аскетом, но он свободен от потребностей и от своего тела. Стоики, эпикурейцы, киники, все моралисты Греции происходят от Сократа – не только потому, что они развивают в различных направлениях теорию учителя, но также и потому, что они заимствуют у него позицию, которую он создал, позицию Мудреца. Сократ, действующий несравненным обаянием своей личности, вернул философию с небес на землю».

Для Монтеня Сократ был идеалом мудреца.

"Удачно женишься – будешь счастливым, не повезет – станешь философом".

"Я знаю, что я ничего не знаю, но многие не знают и этого".

"В мире есть только одно добро – знание и только одно зло – невежество".

"Юношам подобает учиться, взрослым упражняться в добрых делах, старикам отстраниться от всяких дел и жить по своему усмотрению".

"Нельзя лечить тело, не излечив душу".

"Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть".

"Познай самого себя".

"Природа наделила нас двумя глазами, двумя ушами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили" (Развитие аналогичного афоризма Пифагора).

(Сократ пригласил богатых гостей, но его жене Ксантиппе было стыдно за свой обед): "Не бойся, если они люди порядочные, то останутся довольны, а если пустые, то нам до них дела нет".

Фото из интернета


Рецензии
Евгений, я бы хотела обратить Ваше внимание на следующие моменты, если позволите:
1. "Он был чрезвычайно вспыльчив. Аристотель писал, что «это громадная сила воли, направленная на этическую реформу». Она представляла для него единственный интерес." Так как это повествование отражено в одном абзаце, хотелось бы раскрытия двух независимых мыслей: вспыльчивости и единственный интерес.
2."Куда бы он ни приходил, он всюду вызывал чувство сознания своего невежества, он раздражал людей и вызывал у них жажду к знаниям." Думается, Он не может у других вызывать чувство сознания Своего невежества. Может: он для многих был образцом невежества, он раздражал людей..."
3. Не понятно, где заканчивается цитата Ницше, и начинается цитата, конец которой обозначен кавычками в предложении: Сократом кончается ряд оригинальных и типичных мудрецов, и настает новый век мудрецов, начинающихся Платоном – век более сложных характеров, являющихся продуктом соединения течений, идущих от оригинальных и односторонних мудрецов». Кроме того, слово "ряд" не совсем вписывается в текст, и если Вы говорите об оригинальных и типичных, в связи с чем далее они становятся оригинальными и односторонними.
Мне думается, у Вас хорошая идея - написать цикл небольших рассказов, но текст желает редактирования. С благодарностью.

Екатерина Пудовкина   09.10.2016 22:07     Заявить о нарушении
Екатерина, добрый вечер.
Я вам очень благодарен одинаково и за поддержку "цикла", и совершенно справедливые замечания.
Все замечания я учёл и внёс в текст.
Не могу исправить только вот это замечание: "Кроме того, слово "ряд" не совсем вписывается в текст...." Дело в том, что это цитата из книги Ницше: "О пользе и вреде истории для жизни" (там ещё три названия). Это книга из сер. "Philosophy", Москва, АСТ, Минск, "Харвест", 2005 г.
Я думаю, что вы согласитесь со мной, что править Ницше не корректно.
Творческих удач.
С большим уважением, Евгений

Евгений Говсиевич   09.10.2016 23:46   Заявить о нарушении
Да, забыл сообщить страницу - 353 стр.

Евгений Говсиевич   09.10.2016 23:49   Заявить о нарушении
И на ночь глядя, в первом предложении, пропустил предлог. Поэтому следует читать и ЗА совершенно....

Евгений Говсиевич   09.10.2016 23:53   Заявить о нарушении
Евгений, спасибо за понимание. Удачи, а продолжу чтение. С благодарностью.

Екатерина Пудовкина   10.10.2016 11:58   Заявить о нарушении
Добрый день, Екатерина.
Рад, что у нас установилось полное взаимопонимание.
Творческих удач.
С уважением, -

Евгений Говсиевич   10.10.2016 12:05   Заявить о нарушении