I. 2. 3. Демокрит

I.2.3. Демокрит

Это раздел из книги, на которую получены авторские права:
Говсиевич Е.Р. "ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)".
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011

Демокрит (Др. Греция, 460-370 гг. до н. э.) – философ и ученый. Родом из Абдер во Фракии, где правил, почитаемый за свою мудрость. Был прозван «Мудростью», а также «Смеющимся», т. к. смеялся над пустыми занятиями людей. Сохранившихся до нашего времени книг – две: «Великий диакосмос» («Великое миростроение») и «О строе природы» («О природе мира»), а также «Изречения (гномы) Демокрита».
Демокрит разрабатывал физику, этику, науки, входящие в круг общего образования, был одним из основоположников математики, а также родоначальником греческой научной медицины, имел опыт в области искусств.

Демокрит много путешествовал – ездил в Вавилон, Персию и Египет, учился у магов и жрецов. Имел глубокие и разносторонние знания. Исходил из положения: «Ничто не возникает из ничего и ничто не переходит в ничто». Пришел к мысли о существовании мельчайших неделимых частиц (атомов), благодаря соединению и разъединению которых образуется все бесконечное разнообразие существующих вещей. Наряду с атомами признавал существование и небытия – Пустоту.

Отрицал случайность и считал, что все происходит по необходимости. Это понимание необходимости вызвало возражение со стороны Эпикура. Отрицал бессмертие души, т. к. душа человека состоит тоже из атомов и имеет лишь временное существование. 

Считал, что мир бесконечен, т. к. он никем не создан.
Для объяснения восприятия внешних предметов органами чувств выдвинул Теорию истечений (эманацию). Этой теорией он объяснял также симпатии и антипатии людей. Теория истечений была намечена Эмпедоклом и развита Демокритом.  Ему принадлежит первый в Древней Греции трактат по Логике, который был направлен против метафизики элейцев и пифагорейцев и получил дальнейшее развитие в Эпикурейской школе (хотя о самом Пифагоре он отзывался восторженно).

Демокрит добровольно лишил себя зрения, полагая, что рассуждения и исследования его ума в изучении законов природы будут сильнее и точнее, если не будет помех, создаваемых зрением. По другой версии «он выколол себе зоркие глаза солнечными лучами, чтобы не видеть, как хорошо живется дурным гражданам».

Платон хотел сжечь все книги Демокрита, но ему указали, что это бесполезно, т. к. они уже у многих на руках. И неудивительно: ведь Платон, упоминая почти всех древних философов, Демокрита не упоминает нигде, даже там, где надо было бы возражать ему. Ясно, что он понимал: спорить ему предстояло с лучшим из философов 

Многие в древности считали, что из философов выделяются Демокрит, Платон и Аристотель.

Цицерон противопоставляет «темного» Гераклита «ясному» Демокриту.

Эпикур очень уважительно относился к Демокриту. Считалось, что если бы Эпикура не научил Демокрит, то сам он бы не дошел до мудрости. Разногласие между ними заключалось в том, что Эпикур признавал все атомы малыми, а Демокрит полагал, что есть атомы весьма больших размеров.

Аристотель писал, что «За исключением Демокрита никем ничего и ни в чем не было обосновано, разве что нечто поверхностное. Лишь Демокрит, кажется, рассуждал обо всем и разбирался во всем».

Ницше: «О его жизни имеется мало данных, но много россказней: громадные путешествия, обеднение, почет, одиночество, большая работоспособность. Он – великий писатель. Цицерон ставит его наряду с Платоном. Исходным пунктом его учения служит положение Элеатов. Особенно сильное влияние было Парменида.
Исходный пункт о реальности движения присущ как Демокриту, так и Эмпедоклу, и Анаксагору. С Гераклитом у Демокрита общая вера в движение: что всякое движение предполагает некоторую противоположность, что борьба есть матерь вещей.

Из всех древнейших систем демокритовская – наиболее последовательная. Образование мира он представлял следующим образом: в бесконечном пространстве носятся атомы в вечном движении. Всякое движение он выводит из пустого пространства и тяжести: более тяжелые атомы падают вниз и своим давлением изгоняют дальше более легкие.

Душа состоит из самого подвижного вещества – из огня. Между каждыми двумя телесными атомами Демокрит помещает по одному атому души. Душа – есть наиболее существенная часть в человеке: тело не более как сосуд для нее.               

Материалистов сравнивали с бароном Мюнхгаузеном, который, плывя на лошади по воде, вздумал, было приподнять на воздух и себя, и свою лошадь, таща себя за свою свесившуюся наперед косу. Абсурд заключается в том, что материализм исходит из объективного (как он думает), тогда как в действительности, все объективное, самым разнообразным образом,  обусловлено познающим субъектом, а потому исчезает, если отвлечется от субъекта».

"Полезно уметь не только говорить, но и молчать".
    
"Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию".

"Благоразумен тот, кто не печалится о том, что не имеет, но радуется тому, что имеет".
    
"Прекрасна во всем середина: мне не по душе ни избыток, ни недостаток".
    
"Не место создает человека, а человек создает славу месту".
    
"Философия освобождает душу от страстей".
    
"Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и мудрость".
    
"Приобретать деньги не бесполезно, но добывать их неправедными путями – худшее из дел".
    
"Слово часто бывает убедительнее золота".
    
"Слово – тень дела".
    
"Лучше думать перед тем, как действовать, чем после".
    
"Жизнь без праздников – есть длинный путь без остановки для отдыха в гостиницах".
    
"Из удовольствий наиболее приятны те, которые случаются наиболее редко".
    
"Кто верит, что боги наблюдают за всем, тот ни тайно, ни явно не станет грешить".
    
"Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи, последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим".
    
"Воспитание – есть украшение в счастье и прибежище в несчастье".
    
"Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться".
    
"Слава и богатство без рассудка – непрочное достояние".
    
"Постоянно размышлять о чем-нибудь прекрасном – есть свойство божественного ума".
    
"Сила и красота – суть блага юности, блага же старости – расцвет рассудительности".
    
"Могут быть юноши умные и старики глупые. Ибо научает мыслить не время, но раннее воспитание и природа".
    
"Великие удовольствия получаются от созерцания прекрасных произведений".
    
"Благоразумие отца – есть самое действительное наставление для детей".
    
"Не стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой".
    
"Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной, тот потерял и дочь".
    
"Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими".
    
"Благодеяния должно принимать только для того, чтобы потом ответить еще большими услугами".
    
"Дружба одного разумного человека дороже дружбы всех неразумных".
    
"Единомыслие создает дружбу".
    
"Не родственные связи создают друзей, но общность интересов".
    
"Кто сам не любит никого, того, кажется мне, тоже никто не любит".
    
"Находиться в повиновении у женщины было бы для мужчины величайшим бесчестием".
    
"Постоянное общение с дурными развивает дурные задатки".

Фото из интернета


Рецензии
Памяти Демокрита
Владимир Шебзухов

Правдиво ныне, как и прежде!
Сие векам дано признать –

Дабы не стать во всём невеждой,
Так не стремись всё-всё познать!

Владимир Шебзухов   11.07.2021 22:33     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик и экспромт.

Евгений Говсиевич   11.07.2021 23:37   Заявить о нарушении