I. 2. 6. Эпикур
Это раздел из книги, на которую получены авторские права:
Говсиевич Е.Р. "ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)".
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011
Эпикур (Др. Греция, 341-271 гг. до н. э.) – величайший греческий просветитель, продолжатель учения Демокрита, основоположник эпикуреизма.
Его благочестие перед богами и любовь к отечеству несказанны. Высказал мысль о том, что впервые в мире, богов создал страх.
Скромность Эпикура доходила до такой крайности, что он даже не касался государственных дел. Друзья сами съезжались к нему и жили в его Саду. Жизнь эта была скромной и неприхотливой: им было вполне довольно кружки некрепкого вина, обычно же они пили воду. Эпикур писал другу: «Пришли мне горшочек риса, чтобы можно было пороскошествовать, когда захочется». Вот каков был человек, учивший, что предельная цель есть наслаждение. Он был благодушен и добр, но всю жизнь страдал от камней в печени. Поэтому был очень худым, с изможденным лицом. Он почти не выходил из дому, а с друзьями и учениками беседовал, лежа в своем афинском саду.
Из древних философов ближе всего ему был Анаксагор, а также учитель Сократа – Архелай. Сам себя Эпикур называл самоучкой. В 32 года он основал свою школу – сначала в Мителенах и Лампсаке, а через 5 лет переехал в Афины, где преподавал в Саду. Писателем он был изобильнейшим и множеством книг превзошел всех: они составляют около 300 свитков. Соперничал с ним только Хрисипп, но он часто повторялся, а выписок из других авторов (со стороны) было такое множество, что ими одними можно заполнить целые книги, как это было и у Зенона Китийского, и у Аристотеля.
Крупнейший представитель эпикуреизма – Тит Лукреций Кар, поэма которого «О природе вещей» является основным источником сведений об эпикуреизме и относится к Великим книгам.
Девиз эпикуреизма – «Проживи незаметно!»
Главная цель философии – достижение счастья.
Эпикур не отрицал существования богов, но утверждал, что они наслаждаются блаженством и не вмешиваются в дела людей, т.к. любое вмешательство нарушило бы их безмятежное состояние.
Привыкай думать, что смерть для нас – ничто: ведь все и хорошее, и дурное заключается в ощущении, а смерть – есть лишение ощущений. Самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет.
Самая простая снедь доставляет не меньше наслаждения, чем роскошный стол, если только не страдать от того, чего нет. Даже хлеб и вода доставляют величайшее из наслаждений, если дать их тому, кто голоден. Поэтому привычка к простым кушаньям и здоровье нам укрепляет, и при встрече с роскошью делает нас сильнее, и позволяет не страшиться превратностей судьбы. Поэтому когда мы говорим, что Наслаждение – есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждения распутства или чувственности, нет, мы разумеем Свободу от страданий тела и от смятений души.
Интерес к этому учению снова появился в эпоху Возрождения (Монтень). Широкое распространение оно получает среди французских просветителей (Дидро).
"Пришли мне горшочек риса, чтобы можно было пороскошествовать, когда захочется".
"Проживи незаметно".
"Бедность, живущая по закону природы – это богатство".
"Знать свой изъян – первый шаг к здоровью".
"Счастье состоит в здоровье тела и спокойствии души".
"Важно не столько то, какую пищу ты вкушаешь, сколько то, с кем ты ее вкушаешь".
"Имей всегда больше ума, чем самолюбия".
"Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума счастливым".
"Один мудрец другого не мудрее".
"Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе – полную бутылку, в саду – свежий цветок".
"Делай все так, будто на тебя смотрит Эпикур".
Фото из интернета
Свидетельство о публикации №216100800897