I. 2. 7. Августин

I.2.7. Августин

Это раздел из книги, на которую получены авторские права:
Говсиевич Е.Р. "ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)".
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011

Августин Аврелий (Блаженный) (Др. Рим, 354-430 гг.).
Родился и умер в северной Африке. В 387 г. принял крещение.

Его воззрения формировались в период зарождения христианской философии (в 325 г. по указу императора Константина христианство стало государственной религией Римской империи).

Августин Аврелий – основоположник христианской философии, крупнейший представитель западной Патристики,     т. е. учения отцов церкви.
Патристика делится на западную и восточную. Учения западных отцов церкви (особенно Августина Аврелия) сыграли ведущую роль в развитии католической теологии и философии, а учения восточных – православной.

Отцы западной патристики: Медиоланский, Иероним, Августин Аврелий, Григорий Великий. В 1567 г. пятым отцом церкви был признан Фома Аквинский.
Отцы восточной патристики: Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

Основные идеи Августина заключаются в следующем.
Бог создал мир из ничего, и существование мира постоянно поддерживается Богом.

Из состояния греха падшие могут выйти только соединившись с Богом.  Для этого есть два пути: путь разума и путь авторитета:
– по первому пути шли древние (дохристианские философы), лучшим из которых был Платон: изучение мира позволяет нам приблизиться к Богу;
– второй путь – это вера в Бога через Откровение (Священное Писание, т. е. Библию).

Таким образом, у Аврелия провозглашается примат Веры над Знанием.

Душа нематериальна и бессмертна. До своего грехопадения Адам и Ева были свободны в выборе: грешить или не грешить. После грехопадения и они, и их потомки не могли не грешить. После искупительной жертвы Христа, избранники Божьи опять получили возможность жить не греша.

Аврелий положительно относился к языческой (античной философии), считая, что она имеет общие корни с христианством, поэтому ее изучение необходимо.

Аврелий – создатель концепции Божественного предопределения: Бог еще до рождения каждого человека предопределил одних людей к добру, спасению и блаженству, а других – к злу, погибели и мучениям.

Аврелий различает два вида любви, присущей людям: любовь к себе, доведенная до презрения к Богу («Град Земной»), и любовь к Богу, доведенная до презрения к себе («Град Божий»). Первые являются потомками Каина и обречены на вечное проклятие, вторые – потомки Авеля и определены к спасению.

Аврелий составил периодизацию человеческой истории (первая попытка создания философии истории):

Первая эпоха От Адама до Ноя (до Потопа)
Вторая эпоха От Ноя до Авраама
Третья эпоха От Авраама до Давида
Четвёртая эпоха От Давида до Вавилонского пленения
Пятая эпоха От Вавилонского пленения до первого прихода Христа
Шестая эпоха (настоящее время) От первого до второго прихода Христа (т.е. до Страшного Суда – конца света)

Аврелий считал, что в умах людей существуют три вещи, тесно связанные, но которые заслуживают тщательного различения: Понимание, Вера и Мнение:
– понимает тот, кто постигает что-либо достоверным образом;
– верит тот, кто, побуждаемый каким-либо авторитетом, считает истинным даже то, что он не постигает достоверным образом;
– мнит тот, кто полагает, что знает то, чего не знает.

Учение Аврелия оказало решающее воздействие на западноевропейскую философию периода Средневековья (в эпоху позднего Средневековья соперничая с Томизмом).

В эпоху Возрождения учение о божественном предопределении послужило основой учения Кальвина.

"Есть две вещи – совесть и доброе имя. Совесть – тебе, доброе имя – ближнему".
    
"Отцовская одежда и кольцо тем дороже детям, чем сильнее они любили своего отца".
    
"Верь, чтобы понимать".

"Время врачует раны".

"Тот, кто добр – свободен, даже если он раб. Тот, кто зол – раб, даже если он король".

Фото из интернета


Рецензии