Попутчик. Вот так я оказалась не права
И вот только я уютно расположилась, как в купе вошёл ещё один пассажир. Мужчина лет пятидесяти-шестидесяти, аккуратненький, слегка суетливый. Он вошёл в купе, и мне почему-то повеяло папой. Может быть, возраст этого человека или манера держаться? Даже спину он держал как-то очень похоже на папу – слегка нагнувшись, не потому что места мало или человек спрятаться хочет, а потому что, и здесь нельзя было вовсе ошибиться, человек не хотел никому мешать, создавать неудобства.
Стал распаковывать свои вещи. Я с сожалением подтянула под себя ноги на своем купейном месте, понимая, что одной сладко ехать уже не получится. Ну, что ж поделать. «Хорошо, что хоть место нижнее» - утешила я себя и погрузилась в свои дела и размышления, при этом иногда поглядывая на чужака-соседа украдкой, одновременно разгадывая для себя загадку, кто этот человек по профессии.
Сосед разложил свои вещи, достал папку с бумагами и стал их перелистывать и внимательно изучать, складывая их на сиденье и столе купе в стопочки. Так продолжалось часа два. Я погрузилась в просмотр фотографий на своём ноутбуке. Но вот сосед по купе вышел, а на его месте остались лежать белые листы бумаги, на которых крупным размашистым почерком было написано «вырашаны наступныя задачы», «запланаваны патрэбныя вынікі». Я подумала: «Ах, вот что! Ещё один пустозвон педагогический». Такой пафос! Не люблю педагогику. Хотя в моей жизни она заняла почти десятилетие. От того и не люблю. Хотя причин этому много. Но сейчас не об этом. Что было, то было. Как психолог я привыкла называть вещи своими именами. И вот сижу в купе, укрыв коленки тёплым клетчатым одеялом, и думаю, вот о чём эти великие фразы «запланировано», «вырашана» – да не о чём! И переключилась опять на свои фотографии.
Мужчина вернулся в купе, от него исходило какое-то беспокойство. Он рылся в своих бумагах в поисках чего-то, затем стал звонить по телефону. Как я поняла из разговора, своему сыну. Он просил его найти адрес того места, куда он ехал и способы туда добраться. У них с сыном были, судя по происходящему, достаточно тёплые и заботливые отношения, потому что сын несколько раз перезванивал ему, что-то уточняя на счёт места и времени прибытия поезда. Но ситуация не сильно от этого прояснялась, сосед по купе продолжал беспокоиться, и это стало напрягать уже и меня.
Я уже в открытую посмотрела на его листы и увидела, что на одном из них у него записаны адреса зданий моего университета. Мне захотелось ему помочь. Я спросила у него: «Вы, не знаете, как добраться? Я работаю в этом университете, куда Вы, похоже, едете». Он удивился и обрадовался, что я могу ему быстро помочь.
Мне стало любопытно, с какой целью же он едет. Оказалось, что едет он обсуждать свою докторскую диссертацию. Я в этом поезде возвращалась с обсуждения своей кандидатской. Мы пожелали друг другу успеха в наших научных делах. Я поинтересовалась его темой, всё еще в полной мере ощущая в себе скепсис в отношении педагогики. Простите педагоги, но в науку педагогику я не верю. Мужчина, тонко уловив моё отношение к науке педагогике, чуть смущённо пожал плечом и сказал: «Знаете я и сам не долюбливаю педагогику, но моя докторская диссертация посвящена истории педагогики, и это мне очень интересно». Тогда я спросила: «Простите, а как звучит Ваша тема?». “Гісторыя педагагічнай думкі ў Беларуси у 10-17 вяках”. Я заскрипела внутри себя от скуки.
Чуть прищурив глаза, попутчик сказал: «А знаете ли Вы, что в нашей Беларуси в 14-17 веках начальное образование было лучше и качественнее, чем в Европе? В Европе, конечно, существовали старейшие университеты, но остальные люди были безграмотными, а у нас.., вот один путешественник в своих воспоминаниях пишет: Я был удивлён, что на рынке в Вильно все такие образованные и торговцы читают, и дети и даже женщины». Он продолжал рассказывать.
Оказалось, что у этого человека очень интересная работа. По-своему глубокая и интересная. Как-то он о ней рассказывал с чувством собственного достоинства, без излишнего пафоса. Только глаза при этом у этого сухонького человека лет шестидесяти оживились и увлажнились. Он тихонечко скромно улыбался, по чуть-чуть делясь своими мыслями в ответ на мои вопросы.
В какой-то момент мне стало неловко, что я донимаю этого простого и интересного человека своими расспросами. Но мне и вправду было очень интересно. Я поблагодарила его за рассказ, и он углубился в подготовку к своему завтрашнему выступлению…
Он и сейчас рядом со мной по другую сторону столика в купе, похрустывая огурчиком, ест, и совсем не подозревает о том, что я пишу о нём рассказ, так как мой компьютер развёрнут в другую сторону. Приятного ему аппетита.
Свидетельство о публикации №216100901010
Анна Ракицкая 09.10.2016 17:46 Заявить о нарушении